_Un66копирование

Из жизни афонских святых

Православие — это не идеология, не культура, не романтика какая-нибудь, не теория. Это не вера какой-нибудь отдельной партии. Православие, во-первых, — это опыт Святого Духа. И наши святые, которые были идеальными христианами, являются теми, кто доказал и свидетельствовал своей жизнью истинность этого нашего учения. Святые не соблюдали закон для того, чтобы показаться нравственными людьми или передать нам только какие-то нравственные нормы. Святые — это те, которые возлюбили Бога до конца. И отдали Богу, Христу, все и принесли себя в жертву Христу, и этим своим расположением добились полного исцеления и освящения своей человеческой природы. Плоды нашей Церкви, продукты нашей Церкви — это святые. И мы тоже взираем на этих святых, которые всецело посвятили самих себя соблюдению заповедей Божиих. И Бог воздал им за это благодать Свою, Своими чадами сделал их. Как Иоанн Богослов говорит: дал им власть чадами Божиими быть (ср. Ин. 1:12).

Каждый святой — это тот, кто имеет власть быть чадом Божиим, и своим святым дерзновением перед Богом приносит молитвы за всех перед престолом Божиим и молится о нас и о наших проблемах. И поэтому должны хорошо осознать, что святые — наши друзья, наши отцы, наши товарищи, которые непрестанно молятся Богу и укрощают божественный гнев.

Есть один большой и известный святой Греции — Нектарий. Явился он одному благоговейному человеку, и говорит: «У нас там безработица. Вы нам работу не даете: не просите нас, чтобы молились о вас».

— Расскажите о вашем общении с Паисием Святогорцем.

— Он был современным святым. Однажды, когда с ним встретились, сказал, что переезжал из одной кельи в другую келью и все свои богослужебные книжки («Минеи» и другие) положил в одну сумку, а когда дошел до другой кельи, то не смог достать книги и не мог вспомнить, день какого святого празднуется. Когда старец молился по четкам святому дня без имени, увидел какого-то большого телом человека, который сказал: «Меня зовут святой мученик Лукелиан. Сегодня день моей памяти».

Видите, как близко к нам святые, но так как мы больны нечувствием, не чувствуем их присутствия.

Один молодой человек — было это 3-3,5 года назад — ехал в Салоники. И видит одного старого человека, который «авто-стопит» — машет рукой, чтобы остановить машину и попросить довезти куда-то. «Сын, — говорит, — подвези». «Садитесь, конечно», — отвечает. Сели, поехали. «Коста — говорит старик, — у тебя на начальной стадии рак легких. Иди быстро в больницу и успеешь вылечиться». И вот этот незнакомый монах вдруг исчезает. Представляете, какой шок был у человека. Рассказал он эту историю своим знакомым, которые иногда общались со святым. Те принесли фотографии разных старцев, и узнал Константин (Коста) старца Паисия на фотографии.

Много еще случаев. Говорят, 60 000 паломников приехало в день его кончины на его могилу в этом году. А монахи того монастыря, где его могила, очень часто подсыпают землю на его могиле, потому что паломники все разбирают.

Еще был один святой Нектарий. Может, слышали о чуде в Румынии? Из одного глухого села община церковная послала к местному архиерею маленькую делегацию, чтобы попросить священника для пасхального богослужения: не было у них священника. Епископ ответил, что в такие дни у него недостает священников, и он не может никого отправить.

В пятницу перед Лазаревой субботой в то село какой-то в возрасте клирик приходит. «Я, — говорит — священнослужитель, и я справлю службы от страстной седмицы до святой седмицы». Подумали, что это совесть епископа проснулась, и он послал этого священника. Отпраздновали пасху — до Фоминого воскресенья пребывал тот священник с ними. И многих (так как у них не было постоянного священника, они воспользовались этим случаем) — повенчал, крестил и так далее.

В Фомино воскресенье тот священник уехал.

Церковный староста и община решили поблагодарить архиерея за такое благодеяние. Архиерей говорит: «Какой священник? Я никого не посылал. Какой владыка в такой день?».

Они говорят: «Он точно был епископом: филонь носил, и были на нем омофор, панагия — точно епископ». Они его звали: «Владыка, владыка!»?— и как-то забыли об имени спросить. Потом архиепископ спрашивает: «Столько крестил, венчал… Нигде своей подписи не оставлял на удостоверениях?» «Есть», — отвечают. «Что там написано?» «Еще не смотрели. Подписал и дал». И поручил епископ им принести удостоверения.

Стояла подпись «Пентопольский Нектарий».

Встречи в Витебске

 

Наш духовный отец, старец Иосиф, улыбнулся через два часа после смерти. Братья, которые с ними были, когда он почил, из-за неопытности не закрыли ему нижнюю часть лица. У него была сердечная недостаточность. И через два часа у него закрылись сами уста. [О. Ефрем показывает фотографию.] Это лицо не мертвого человека, а живого. Этот крест [показывает] — я дал его господину Фивосу, и сейчас жалею, что отдал — всегда был у него на подушке. Благоухает. Посмотрите сами.

Дедушка Иосиф Исихаст … предвидел. У него была келья. Традиция маленьких келий такая, что когда умирает хозяин кельи, духовный отец, преемником является старший из братии. И тогда был старец Арсений. И говорил дедушка ему, что в такой-то день, в такой-то час «я умру. Как только умру, разойдетесь, не будете жить вместе». Знаете, почему? Чтобы каждый собрал, создал, свою братию.

И один мирянин однажды к ним пришел. Какие-то продукты привез, и звали его Иваном — Иоаннесем. Наш старец был молодым и вместе с другими послушниками был во дворе. И говорит мирянину старец Иосиф, указывая на него и еще трех послушников: «Придет час, когда они Святую Гору монахами наполнят».

Возрождение монашества на Афоне и вне случилось благодаря старцу Иосифу Исихасту и его ученикам, старцу Паисию Святогорцу и благословенной книге старца Софрония (Сахарова) «Старец Силуан».

Это три главных фактора, благодаря которым возродилось монашество на Афоне.

Встречи в Полоцком Спасо-Евфросиньевском женском монастыре

…Вот как поступал старец Паисий, святой человек. Приходила в монастырь Суроти, где он исповедовал, его сестра. Приходила она с утра, а с ним виделась после полуночи — как бы наказывал ее старец за привязанность.

«Старче, — говорю, — почему так с сестрой обходишься?» Он отвечал: «Мне не повредит, мне все равно уже: нет привязанности, пристрастия. Но есть сестры в монастыре, и я им нехороший пример подам».
Встречи в Жировичском Свято-Успенском мужском монастыре. Часть II

…Однажды приехал старец Паисий в Афины. (Это мне рассказал очевидец, один очень добродетельный архимандрит отец Епифаний Феодоропулос. Он почил сейчас, но был одним из самых добродетельных священников и архимандритов в Афинах.) И пожаловался ему отец Епифаний: «У нас в миру практически нет времени, чтобы молиться», — говорил. И что на это старец Паисий ему ответил: «Бог не будет вас судить за то, много вы молились или нет, но будет вас судить за то, что вы когда крестили, крестили прилежно или небрежно, по-быстрому, а потом их крестил дьявол». Это очень рассудительная и очень важная позиция старца.

…Старец Паисий Святогорец когда-то мне говорил: «Во время второго пришествия очень много будет сюрпризов». Пока не закончится жизнь человека, не знаем, как будут развиваться события в его жизни.

Встречи в Витебске

А ведь бережливость — великая добродетель. Одно дело жадность, и сосем другое — бережливость. Старец Иосиф Исихаст был в этом отношении очень требователен. К концу жизни он уже не мог заниматься рукоделием и только лущил бобовые — чечевицу и тому подобное. И вот если у него падала на пол какая-нибудь фасолинка, — а он весь распух от болезни и для него было очень тяжело наклоняться, больно — он прилагал неимоверно тяжелое для него усилие, чтобы поднять ее. Отцы ему говорили: «Геронда, если горошинка упадет, это же не грех!» А он говорил: «Отцы, я вижу, как святой Иоанн Предтеча (калива была посвящена ему), через забор бросает нам продукты, когда мы обращаемся с ними бережно. Если будем пренебрегать этим, он нас оставит».

Святой Неофит Затворник, великий кипрский святой, когда в его монастыре однажды произошел плотской грех, разрушил все стены и выбросил камни. Уничтожил, сжег все, что имело отношение к этому греху, чтобы ни на чем не осталось печати греха.

Еще вопросы и ответы архимандрита Ефрема (Куцу)

На главную