_Danila_Iisus

Об Иисусовой молитве

— Как лучше творить Иисусову молитву: полную или краткую?
— Человеческая природа в наши дни очень ослабела, и нет много сил творить чистую молитву. Поэтому чем меньше молитва, тем удобнее уму чисто молиться ею: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя».

Встреча в Ляденском Свято-Благовещенском монастыре

 

Монахи должны жить умным деланием

Беларуси, как и Российской Федерации, после освобождения от коммунистического режима дана возможность действовать свободно. Восстанавливаются монастыри, которые много лет находились под сапогом коммунизма. Этим восстановлением создается хороший климат, но вы не должны останавливаться. Хорошо строить монастыри, создавать хорошие хоры, служить красивые богослужения — это все есть даже в распорядке монастырей. Мы обязаны продвигаться и дальше. Мы, монахи, должны, по большей части, предаться внутренней жизни. Должны опытно переживать сокровенную во Христе жизнь. Должны жить умным деланием, как говорил апостол Павел (ср. 1 Кор. 2:10).

В духовной жизни не так, как в медицине, когда врачи говорят принимать таблетки, а когда умрем, они будут действовать

[Это высказывание по поводу врачей и таблеток о. Ефрем подробно прокомментировал в своей статье, опубликованной на официальном сайте монастыря Ватопед http://www.pemptousia.ru: «Чудеса Пресвятой Богородицы «Парамифия» (Увещание) и Пресвятой Богородицы «Пантанасса» (Всецарица)» 22 января 2014 Вера / Чудеса Пресвятой Богородицы. Архимандрит?Ефрем Ватопедский]

Не так у нас: Царство Небесное переживается у нас уже в этой жизни. Царство Небесное вкушается. Как псалмопевец говорит: Вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33:9).

Духовная жизнь — это не только нравственная, порядочная жизнь, как думают многие. Духовная жизнь — это вкус Святого Духа. Духовная жизнь — это опыт сладости благодати. Мы, монахи, должны своей праведной жизнью, правильными предусловиями нашей монашеской жизни, жить и продвигаться по дороге, которая ведет к жизни вечной.

— Иисусову молитву не рекомендуется читать человеку, имеющему страсти, или же, наоборот, Иисусова молитва страсти попаляет? Сначала сердце навыкает, затем она становится дыханием?
— Тот, у которого страсти, в первую очередь должен творить Иисусову молитву. Иисусова молитва не для тех, которые называются чистым. Мы все грешные. Все мы согрешили и лишены Божественной славы, поэтому нуждаемся в молитве, особенно Иисусовой.

Встреча в Жировичском Свято-Успенском мужском монастыре
(Встреча с представителями монастырей в Жировичах)

 

— Творения каких святых отцов предпочитают афонские монахи для стяжания Иисусовой молитвы, и как нам, священнослужителям, осваивать это умное делание?

— Святоотеческие все: «Лествицу», «Добротолюбие». О Иисусовой молитве очень хорошая книга — «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». Есть еще на русском языке книга митрополита Ерофея, грека: «Одна ночь с пустынником на Афоне». Эта книга тоже очень хорошая.

Встреча в Жировичском Свято-Успенском мужском монастыре
(Встреча с батюшками и матушками)

 

— Как совершается молитва по четкам  Это определенное количество четок или определенный отрезок времени? И сколько поклонов земных или поясных кладется на каждую четку?

— Некоторые говорят, что по времени, некоторые — по количеству четок. Святой Никодим Святогорец говорит, что дневное богослужение монаха состоит из 20 четок: одни четки состоят из 300 — то есть всего 6000 Иисусовых молитв.

Я, к сожалению, когда на службу прихожу, то сразу иду в отдельную комнату, где проходит исповедь. Там до конца утреней исповедую, а потом иду и служу литургию. Рядом с алтарем моя комната — все слышу, но не участвую в службах. Поэтому мои службы стараюсь восполнять четками — 20 четок в день.


Мне говорил старец Софроний (Сахаров), когда мы с ним встречались, что так как сегодня очень сильно ослабла человеческая природа, упали физические силы людей, ослабла и нервная система. И не могут уже люди заниматься Иисусовой молитвой долго — так, как этим занимались древние отцы. И этот недостаток восполняется Божественной литургией. Многих монахов встречал, у которых после Божественной литургии и причастия само собой начиналась твориться молитва какой-то период.

Встреча в Жировичском Свято-Успенском мужском монастыре

— Как быстро совершается Иисусова молитва? Святой Игнатий Брянчанинов пишет, что 30 минут необходимо для 100 Иисусовых молитв, а если 6000…

— Эти советы святых отцов, которые Вы приводили, не общего характера. Каждый должен со своим старцем, духовным отцом, посоветоваться. Общее наставление всех отцов насчет Иисусовой молитвы — это чтобы ум следовал словам молитвы. А все остальное второстепенно и малозначимо. Сам Григорий Палама, когда обращал внимание на вдох-выдох при совершении Иисусовой молитвы, говорил, что это второстепенно.

Важно, чтобы ум следовал словам молитвы, а кто как скоро скажет — зависит от характера, телосложения и от многих других факторов.

Старец Иосиф Исихаст своих учеников учил таким словам Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя».

Встреча в Жировичском Свято-Успенском мужском монастыре

 

— В чем сущность исихазма?

— Это постоянное рачение к Богу, чтобы имел человек постоянное общение с Ним. Так [через постоянное повторение Иисусовой молитвы] он добивается концентрации всех своих душевных и духовных сил и общается постоянно с Богом.

— Как правильно молиться Иисусовой молитвой и совмещать ее с работой, требующей внимания?

— Может человек молиться и работать, но когда работа умная, и должен он думать или вычислять, тогда, конечно, труднее, но то, что и о Боге думает — это уже дело. Самый страшный грех — это забвение Бога, когда Бога забываем.

Встреча со студентами и преподавателями Минских духовных школ

Старец Иосиф Исихаст, как нам наш отец старец Иосиф говорил, был одним из редких исихастов-безмолвников XX века. Но 95% говорил о послушании и только 5% о безмолвии. Почему, думаете? Потому что альфа и омега, начало и конец, исихастической и монашеской жизни основывается на отсечении своей воли, своих хотений. Насколько можете, полюбите жертвенный дух. И как жертвуют собой в монастыре? Когда постоянно исполняют волю другого и, во-первых, матушки.

— Как можно стяжать Иисусову молитву без духовного руководителя?

— Должна так просто молиться, настаивать, говорить эту молитву. И сегодня уже такие легкие средства коммуникации, что найдет человек обязательно кого-то, кто знает это. Бог никогда не оставит душу, которая подвизается и старается ради Него.
— Как избежать монаху суеты и сделать в своем сердце внутреннюю пустыню?

— Должно его сердце отклеиться от всего земного и человеческого. И прилипнуть ко Христу.

Встречи в Полоцком Спасо-Евфросиньевском женском монастыре

— Расскажите, пожалуйста, о непрестанной молитве.

— Это молитва, Иисусова молитва, которая должна твориться постоянно. Когда ум просвещается, без молитвы и секунды у него не проходит. Как святой Григорий Богослов говорит: «Молиться надо чаще, чем дышать».

Если закроете нос и уста — умрете через 5 минут. И тот, кто не говорит эту молитву, задыхается…

Начинается это с устного проговаривания. Сперва говорите устами, потом доходите до того состояния, которое не ограничивается уже устами: когда молитву творит ум. Если много времени творится молитва — сама собой сходит в сердце и творится постоянно.

И потом достигаем степени, что и во сне молимся даже.

Как в Ветхом Завете написано: Я сплю, а сердце мое бдит (ср. Песн. 5:2).

Поэтому занимайтесь этой молитвой. Творите молитву. Садитесь в машину — три сестры — молчите и по очереди вслух говорите Иисусову молитву. Пусть сто раз скажет одна: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», потом вторая и так далее.

— Иисусова молитва. Сначала идет как навык, а потом, через покаяние, подается, как дар Божий?

— Нужно понуждать в начале себя. То, что Христос говорит: Царство Небесное понуждается, и тот, кто понуждает себя — тот Его восхищает (ср. Мф.11:12). Иоанн Лествичник что говорит: «Монах — это постоянное понуждение человеческой природы».

— Можно ли Иисусову молитву творить во время литургии, во время службы?

— Конечно. Когда хотите.

Встреча в Свято-Елисаветинском монастыре

 

На главную