IMG_8888 (2)

О воспитании

В воспитании важно формировать направленность духовных интересов

…К сожалению, [и] в Греции есть этот гуманистический дух [Под маской гуманизма насаждается вседозволенность. Понятие гуманистического духа хорошо раскрывают слова настоятеля Успенского храма в пос. Джубга прот. Евгения Иванова о том, что первым гуманистом в этом плане выступил сатана, когда советовал Еве съесть запретный плод.]…
… Те люди, которые сегодня придают значение Церкви, те, которые обращаются к Церкви, не считаются людьми прогресса. Сегодняшняя же гуманитарная, гуманистическая теория представляет как образец человека с антропизмом: человека образованного, экономически состоятельного, у которого комфортная жизнь. Управляют людьми так, чтобы все были успешными. Эта культура, которая считается сегодня европейской культурой, забывает, и это существенная ошибка, что человек — это существо божественной благодати и освящения, что человек — это существо, призванное к святости.

 

Ошибки в воспитании подрастающего поколения, допущенные на государственном уровне

— Греция всегда была свободной страной. Но наши политики, несмотря на это, не придали должного значения силе Православия. Запретили в Греции священникам-духовникам ходить в школы исповедовать учеников. Психолог может идти, человек искусства может ходить, актер может ходить. Духовнику запрещен вход… Это большие ошибки, духовное «схождение с рельсов», за которое мы сейчас расплачиваемся скорбями, потому что действует духовный закон.

 

Как, на Ваш взгляд, Церковь должна противостоять молодежной культуре [имеется в виду негативным тенденциям]? Что в Греции делается в этом направлении?

— Когда священник служит литургию, когда звучат колокола храма и призываются все на службу — эти звоны и само богослужение, по сути, и есть сопротивление всем течениям, о которых мы говорили. Это призвание людей против умерщвления секуляризацией и уничтожения, обнищания человеческой личности. Какой глубокий смысл имеет звон колоколов? Зовет человека к молитве, зовет к покаянию, зовет к жизни Церкви, жизни в таинствах Церкви. Потому что именно там исцеляется человек. Дети, которые с малых лет начинают исповедоваться (я бы сказал, что надо начинать уже с 6-7 лет), через исповедь понимают, что значит грех.

Помню, пришел ко мне один пятилетний мальчик и говорит: «Моя сестра меня бьет». А я говорю: «А ты чем отвечаешь?» «Я, — говорит, — на нее плюнул». И признал мальчик свою ошибку. И своим путем маленьким покаялся. Очень важно, чтобы с малых лет учился человек каяться. И потом, когда станет подростком, даже если круг сделает и отдалится от Церкви — все-таки в Церковь вернется.

Вы, родители, несете большую ответственность за то, какое воспитание даете детям с малых лет. И Церковь может существенную роль сыграть в этом деле. Своей богослужебной жизнью вы помогаете своим детям.

 

— Что делать, когда унываешь, не видя никаких результатов своих трудов?
— Никогда не отчаиваться. Никогда, никогда, никогда!

О крещении

— Стоит ли крестить в младенчестве или можно подождать с крещением?

— Крестить младенцами нужно, маленькими.

Если когда вырастут и не захотят за Богом ходить, кто им помешает?

Благодать крещения свое сделает. Когда станут подростками — особенно этот период трудный — когда начинают сопротивляться, свои теории выставлять и так далее.

Но такие дети, которые в детстве вкушали благодати Христа, даже когда подростками отдаляться от Церкви, сделают круг большой, все-таки вернутся в Церковь в конце концов.

Иногда ваши дети могут до 12-14 лет ходить в храм хорошо, но, став старше, начинают сопротивляться родителям.

Никогда не заставляйте ходить в храм! Не говорите детям много о Боге, а говорите Богу много о них.

Как помочь ребенку сохранить благочестие

— Иногда дети священнослужителей становятся «белыми воронами». Они не сквернословят, и им очень трудно бывает, особенно в старших классах: сверстники их отвергают.

Моему сыну очень тяжело в школе, и мы с матушкой боимся, чтобы он не сломался. Как ему все это перенести? Как правильно строить воспитание детей, чтобы они не сломались?

— Во-первых, Вы должны им помогать. Помогайте Вы. Хорошо, чтобы они имели общение с монастырями и благоговейными монахами — вот что очень помогает. Может быть, матушки жалеют, что они матушки?

Если дети увлечены компьютером…

— Как относиться к тому, когда дети излишне увлечены компьютером?

— Не можете, к сожалению, ни помешать, ни оторвать от компьютеров. Если будете им мешать, будет хуже. Будут тогда тайком…

То, что вы можете делать — наедине, в дружеских беседах, диалогах, — говорить о том, что должны они быть внимательны и осторожны с этими вещами. И то, в чем вы должны их убеждать, добротой, — чтобы они исповедовались. Когда ребенок исповедуется, Бог не попускает больших падений.

Поощрять ли дружбу православных юношей и девушек с представителями других конфессий?

— Что делать, если молодые люди начинают дружить с католиками, с верующими других религиозных конфессий?

— Лучше советовать, чтобы единоверца нашли. У смешанных браков даже 10% не преуспевают. Удачных нет.

Есть такая пословица у нас: «Лучшая туфля — с твоей стороны, даже если она старая и с вышивками».

О «правах» детей

— Наши государственные власти иногда очень радуются, когда регистрируется много религиозных объединений — всех, в том числе и иноверных. И второй вопрос: сейчас насаждается в школах и детских садах так называемое номинальное воспитание детей. Озаботились правами детей: права ребенка — выше всего. Какой может быть адекватный ответ Церкви?

— «Права детей» — ошибка. Это вообще бесовская штука. Что дети будут говорить учителям, как быть? Это не свобода личности, это сравнение с землей всех ценностей. Не может нога стать головой. Они не зрелые. Так как они не зрелые, — не то, что мы пренебрегаем ими, — но должны слушаться старших. Что он знает, маленький ребенок, какие он может свои права отстаивать? Ничего еще не знает в жизни. Кто из детей своих учителей учил когда-нибудь?

Встреча в Жировичском Свято-Успенском мужском монастыре

 

Встреча в Жировичском Свято-Успенском мужском монастыре

Об отношении к женщине

— Какое ваше отношение к женщине, ее роли в жизни вообще и в церковной жизни в частности?

— Главная роль женщины — это материнство. Второе — должна мироносицей быть, чтобы помогала, насколько возможно, на приходах, на христианских мероприятиях. Какие будут мероприятия у ее прихода — чтобы активно участвовала там, в церковной жизни.

Отношение к Интернету

— Как Вы относитесь к Интернету и официальным сайтам, в частности, чатам.

— Ножом можно и хлеб резать, и людей. Если Интернетом пользуемся ради благих целей, тогда он хорош, но если нет — очень плох. Интернет разрешил мое большое старое недоумение. Как будет проповедано Евангелие во всем мире? Через Интернет.

— Что Вы можете сказать о молитвенных правилах, вечерних, утренних, подготовке к причастию, записанных на электронных носителях: DVD, CD?

— То есть, ездят и слушают? Не плохо это. Можно слушать, и ум чтобы шествовал со словами молитв. В этом случае будете пользу получать, но должны и сами научиться молиться. Когда сам молишься, как обычно, тогда больше плодов молитв. У Церкви есть радиостанция своя в Беларуси? Нет? Должны иметь!

Об отношении к животным

— Можно ли молиться о животных, и каким святым?

— Зависит от того, какое у нас отношение к животным. Знаю одного человека, который спит с собакой, ест с собакой, идет гулять с собакой… И когда сдохла собака, всех своих сотрудников угостил в память о собаке. Таким людям никаких святых не советую: лучше чтоб сдохли все собаки. Это нездоровый подход к животным. Собаки для того, чтобы место охраняли, а не для того, чтобы спать… Жена того человека хотела с ним развестись из-за того, что спала собака с ним…

Вообще покровителем животных считается святой Модест Иерусалимский, в правильных рамках.

Сентиментальное отношение к животным — это страшная болезнь.

Однажды было одно мероприятие в Салониках, презентация коллекционного издания Евангелия. И в первых рядах сидела женщина. И пока ждали начала мероприятия, чтобы не сидеть и не молчать, познакомились мы с ней. Я, такой любопытный, первым подошел. Оказалось, что это проректор университета. Сказала, что у нее две дочери. Обеих отправили в Афины, и чтобы как-то уравновесить свой душевный мир, завели собаку. «Жаль, — говорю ей, — что Вы еще и проректор, если для удовлетворения своих эмоций материнства взяли собаку».

Дети в церкви

— Cкажите, пожалуйста, нужно ли заставлять детей стоять в храме, и с какого возраста?

— Если маленькие дети — не мучайте их, не приводите к началу службы. Нужно рассуждение. Когда мать 2-3-летнего ребенка на 3-х часовую службу приводит — для него это мучение. Дети больше часа не могут стоять. С семи лет немного больше могут. Но не заставляйте никогда. Всегда действуйте убеждением, а не понуждением. А мальчиков приучайте, чтобы прислуживали в алтаре. И так как там играют, развлекаются, шутят — и время проходит быстро. [Все смеются.]

— Как детей, которые отходят от Церкви, вернуть в храм?

— Увещеванием и молитвой. И любовью. Не понуждением, а, во-первых, примером нашей жизни.


— По Вашему мнению, с какого возраста дети должны соблюдать пост? Постные дни (имеются в виду среда и пятница)? Какие послабления можно давать детям?

— С семи лет могут уже поститься. Послабление зависит от ребенка. Вначале может не есть мяса, потом воздерживаться и от сыра. Зависит от характера. Главное, чтобы расположение у родителей было духовное, чтобы они по духовным причинам хотели так воспитывать детей.

— С какого возраста девушке можно уходить в монастырь?

— Совершеннолетней должна быть. Не так, как в одном монастыре. Пятилетнюю девочку отправили — и пошла. Оставили ее как послушницу. И, конечно, ушла она потом оттуда и приобрела проблемы. Это называется духовной утопией. (В России, кстати.)

Встреча с учащимися регентского и иконописного отделений духовной семинарии и духовного училища

 

— Нужны ли воскресные школы для детей при монастыре?

— При положении, которое здесь существует, это, по-моему, допустимо. Сейчас в Греции начали такие школы создавать. По воскресеньям оставляют детей на час, и там их каким-то вещам учат. Уже с 6 лет получают дети пользу.

— Почему вмешиваются монашествующие в семейные дела?

— Если монах по своей ответственности, по своему долгу, по месту служения — по послушанию, одним словом, — становится духовником семьи, то может им какие-то советы давать. Вмешиваться в семейную жизнь не может.

История и опыт Церкви говорят о том, что мирские люди обычно более доверяют монахам и открывают им свои сердца. Один старец на Святой Горе говорил, что человек семейный приходит в здоровую монашескую среду и уходит оттуда не с угрызениями совести, что он не стал монахом, а уходит с большей верою в свой брак.

Это мы говорим строго о тех монахах, иеромонахах, которые являются ду-ховниками и имеют благословение исповедовать мирских людей. Не то, чтобы каждый монах, кому вздумается, вмешивался, узнавал о деталях семейной жизни.

Встреча в Жировичском Свято-Успенском мужском монастыре

— Вопрос матери: Как привести взрослых детей в храм?

— Не говорите им много о Боге, потому что им это надоедает, подросткам особенно. Будем много говорить о них Богу, будем молиться о них.

— Вопрос матери: Как привести взрослых детей в храм?

— Не говорите им много о Боге, потому что им это надоедает, подросткам особенно. Будем много говорить о них Богу, будем молиться о них.

Встреча в Свято-Елисаветинском монастыре

О курении

— Курение является грехом?

— Курение, так как это пленение страстью, — грех. Когда человек — раб дыма, раб курения, то разве это добродетель? Если не грех, то добродетель: одно из двух. А раз не добродетель, тогда грех. Нет нейтрального состояния: или поступок человека добродетельный, или греховный. Тот, кто курит, — он раб курения: ему лучше покурить, чем поесть. Даже есть такие, которые по три дня бывает голодают… Кроме того, сигарета — это яд. И курение считается косвенным самоубийством, так как человек портит свое здоровье нарочно.

на главную