Встреча с учащимися регентского и иконописного отделений духовной семинарии и духовного училища

Аудио: X

Отец Ефрем: Большим благословением является то, что вы на клиросах, аналоях находитесь, помогаете служить Божественную литургию.

Бог и пение принимает от нас. Мой духовный отец Иосиф Ватопедский говорил мне: «Пение и благоухание обязательны для богослужения». И Господь благодать дает тем, которые поют, а особенно тем, которые поют с благоговением.

Однажды я пошел в гости к старцу Ефрему Катунакскому. Старец был в состоянии умиления. Почему? Он слышал такие небесные пения, подобных которым не слышал на земле даже от самых лучших певчих. «Кто это поет?» — спросил Благодать. Ответ был: «Это спасенные души».

И пение, и служение в храме (что по сути является более низкой ступеней священства) должны эти служения принять, как особенный дар, благословение Бога.

Старец Иосиф Ватопедский однажды говорил, что когда он был пономарем и прислуживал в алтаре, чувствовал благодать священника: «Так горела благодать в моем сердце, что я думал, что сам служу».

На богослужениях присутствуют ангелы, архангелы, которые постоянно славословят и поют Богу. Они это делают с большой любовью.

И когда вы поете в храмах — это маленькое отражение, маленькая икона всех этих ангелов, которые постоянно славословят Бога.

Поэтому главное, чтобы у вас была правильная и внимательная жизнь, чтобы благоговейной была ваша служба. Тогда и Бог наше пение принимает: не возвращается оно нам, а поднимается на небеса.

Есть святые, которые были певчими, и предание о том, как Богородица раздала им по золотой монете, когда они пели «Достойно есть». Наградила Богородица их служение пением.

Я на моей родине, Кипре, мирянином еще, знал пономарей, очень простых людей. Одна женщина прислуживала в храме святого Ферапонта и видела святого, другая женщина прислуживала в храме святой Марины и много раз видела святую Марину… В храмах, в которых мы прислуживаем, у нас есть связь с теми святыми, в честь которых храмы освящены, особенное чувство их присутствия. Даже тот, кто лампады зажигает в храме в честь какого-то святого, чувствует святое дерзновение перед этим святым. Один подросток однажды рассказал мне свою историю. Он зажигал лампаду, которая горела в притворе храма святого великомученика Георгия. И была у них нужда в семье. Не было денег даже, чтобы хлеба купить. Даже родственники им денег не одалживали, [и чудесным образом избавил их Господь от нужды.]

Я почему вам все это говорю… Видите, как наградил Бог только за такую простую вещь, что зажигал [тот подросток] лампаду.

…От всей души, с расположением и любовью пойте в храмах, даже убирайте в храмах, чистите, подметайте… Ваше пение, не забывайте, соединяется с пением ангелов. И не смотрите, кто за вами смотрит и как смотрит. Вы внимайте словам, которые поете. И умиляйтесь воспоминанием того, что ваше пение восходит к Богу и соединяется с пением небесных сил.

Внимайте тому, чтобы у вас совесть была чиста, прежде чем пойдете петь. Не говорите и не шутите, когда поете. Не ссорьтесь на музыкальной почве между собой и не умаляйте любовь друг к другу. Всегда подготавливайтесь к своему служению. И духовно готовьтесь, и музыкально готовьтесь.

Когда готовитесь, тогда с большей легкостью будете петь, и не будет накладок во время служб. Должны свободу, комфорт чувствовать внутренний. И все уроки, которые там поете, чтобы знали: нет трудных или нетрудных уроков. Есть уроки, которые знаем и которых не знаем. В этом отличие. Всегда пусть предшествует приготовление духовное и внешнее, прежде чем взойдем на алтарь пения. Это вам поможет в том, чтобы чувствовали благодать, как легкий ветер, который будет освежать и услаждать ваше сердце.

И все ваше выражение будет меняться. И гармонией и музыкальной, и духовной будете служить Богу, Который воздаст вам Своими щедротами, потому что если вы благоговейны и богобоязненны, то будете трогать и сердца тех, кто вас слушает. И эти божественное рачение и божественную любовь будете передавать верующим. Будете способствовать тому, что вместе, едиными устами и единым сердцем будете славить и воспевать Бога. Первыми жертвами божественных благословений будете вы. И после каждой литургии будете уходить удовлетворенными, довольными, радостными, наполненными божественной благодатью. Молюсь, чтобы благодать дала вам это влечение к Богу, чтобы пели всем сердцем и всей душой Богу. Чтобы пели, по словам псалмопевца, до конца своей жизни. Как говорил пророк Давид, которого очень люблю: Буду петь своему Богу, пока буду существовать (Пс. 103:33, ср. Пс. 17:50-51, Пс. 60:9, Пс. 88:2, Пс. 145:2).

Иконописцам бы сказал, что ваши руки не простые лица рисуют. Знаете, лица, которые вы будете писать, скольких людей тронули? Сколько людей приложатся к ним, и умиляться будут, и получат благодать, силу?

У нас на Афоне есть иконописец, который сейчас из-за возраста не может писать. У него с состояние духовное… Помню, как он писал иконы, как он писал Богородицу. С каждым святым, икону которого он писал, имел тайное, а иногда и явное общение. И было время, когда столько благодати чувствовал во время писания иконы, что останавливался: не мог уже вместить столько благодати. Особенно это было явлено, когда писал для господина Фивоса икону святой Фивы, малоизвестной святой. И благодаря его иконе святая стала известной, и это был знак и того, что самой святой было приятно.

Часто, когда начинают чудотворить иконы, и если не все иконы чудотворят, то одной из причин чудотворений является еще и то, что писали эти иконы чистые, непорочные, святые руки.

Сейчас, надеюсь, будете писать и в чисто традиционном, византийском стиле. К сожалению, очень долго и в вашей стране, и в нашей писали иконы в стиле Возрождения, Ренессанса. Иногда писали иконы Божией Матери так, что можно было подумать, что женщина только что из парикмахерской вышла.

Византийская икона хочет представить не тело человека, а его содержание. Дух, а не материю. Это очень важно, говорят святые отцы. Всегда святые отцы придавали значение духовности человека, святости, а не внешней его красоте…

— Вы очень много путешествуете. Какое из посещенных мест больше всего Вам запомнилось?

— Мне очень жаль, что говорите, что много путешествую. Все места хорошие. Места красивые и впечатляющие. Я вижу личности, с людьми встречаюсь… И везде я встречаю благодатных людей.

— Какое ваше отношение к женщине, ее роли в жизни вообще и в церковной жизни в частности?

— Главная роль женщины — это материнство. Второе — должна мироносицей быть, чтобы помогала, насколько возможно, на приходах, на христианских мероприятиях. Какие будут мероприятия у ее прихода — чтобы активно участвовала там, в церковной жизни.

— Как Вы относитесь к Интернету и официальным сайтам, в частности, чатам.

— Ножом можно и хлеб резать, и людей. Если Интернетом пользуемся ради благих целей, тогда он хорош, но если нет — очень плох. Интернет разрешил мое большое старое недоумение. Как будет проповедано Евангелие во всем мире? Через Интернет.

— Как Вы пришли в монашество?

— Меня благодать Божия нашла и привела в монашество, как и всех других.

Я стал студентом в Афинах. Там, на моей родине, где я жил, не было поблизости монастырей, и я монахов в жизни не видел. Рядом с Фамогустой был паломнический центр, и приезжали поклоняться святому Варнаве. И еще был рядом монастырь заброшенный…

Когда учился в университете, думал стать женатым священником. Когда первый раз приехал на Святую Гору, впервые увидел этот образ другой жизни. Вначале не так привлек меня этот образ, но потом очень. Я с 1981 уже основательно в монашестве. 30 лет монашества с 22 годами игуменства. К сожалению, молодым был, когда на это место взошел, стал игуменом…

— Что Вы можете сказать о молитвенных правилах, вечерних, утренних, подготовке к причастию, записанных на электронных носителях: DVD, CD?

— То есть, ездят и слушают? Не плохо это. Можно слушать, и ум чтобы шествовал со словами молитв. В этом случае будете пользу получать, но должны и сами научиться молиться. Когда сам молишься, как обычно, тогда больше плодов молитв. У Церкви есть радиостанция своя в Беларуси? Нет? Должны иметь!

— Как правильно настроить себя на молитву, чтобы совместить послушание и молитву?

— Можно совместить. Будьте внимательны и осторожны в своей духовной жизни. И можно совместить.

— Как избавиться от страстей?

— Добрым подвигом веры подвизайтесь и слушайтесь духовников. Держитесь далеко от причин греха. Помните, одного старца в Отечнике спросили, как спастись. «Убегай, — говорит, — и спасайся». Имел в виду убегать и от причин греха, отдаляться от них.

— Что Вам понравилось и что не понравилось в нашей семинарии?

— Все, что делается с хорошим расположением, мне нравится. Человека безошибочного нет. Бог не так смотрит на результат, как на расположение человека. И когда расположение хорошее и с таким расположением делает человек, Бог принимает, даже когда если логически посмотреть на вещи, думаем, что это ошибка.

— Насколько вам понравилось наше пение? Какое пение лучше: византийское или же наше, радостное, можно сказать, услаждающее слух. Какое впечатление мы произвели на Вас?

— У нас на Афоне традиционное византийское пение. Но уважаем и местные традиции поместных Церквей. Мне понравилось ваше пение. Хорошо пели. И мне помогли. Не то так важно, насколько вы с научной точки зрения поете хорошо (это тоже, конечно, имеет значение), а большее значение имеет то, от какого сердца исходит пение.

— Можно ли молиться о животных, и каким святым?

— Зависит от того, какое у нас отношение к животным. Знаю одного человека, который спит с собакой, ест с собакой, идет гулять с собакой… И когда сдохла собака, всех своих сотрудников угостил в память о собаке. Таким людям никаких святых не советую: лучше чтоб сдохли все собаки. Это нездоровый подход к животным. Собаки для того, чтобы место охраняли, а не для того, чтобы спать… Жена того человека хотела с ним развестись из-за того, что спала собака с ним…

Вообще покровителем животных считается святой Модест Иерусалимский, в правильных рамках.

Сентиментальное отношение к животным — это страшная болезнь.

Однажды было одно мероприятие в Салониках, презентация коллекционного издания Евангелия. И в первых рядах сидела женщина. И пока ждали начала мероприятия, чтобы не сидеть и не молчать, познакомились мы с ней. Я, такой любопытный, первым подошел. Оказалось, что это проректор университета. Сказала, что у нее две дочери. Обеих отправили в Афины, и чтобы как-то уравновесить свой душевный мир, завели собаку. «Жаль, — говорю ей, — что Вы еще и проректор, если для удовлетворения своих эмоций материнства взяли собаку».

— Как найти себе духовника, и можно ли исповедоваться у своего супруга?

— Мужу исповедоваться не надо. Другого духовника найдите. Хорошо если один духовник у мужа и жены.

Еще какая ошибка допускается: не должны супружеские пары исповедоваться одновременно.

Одни супруги, несмотря на мой протест, решили исповедоваться одновременно: слушал один исповедь другого. У мужа была секретарша на работе. И исповедуясь, он говорит: «Иногда, отче, у меня глаз «убегает», и смотрю на секретаршу». Кто его за язык тянул это мне сказать? Каждый день жена ходила к нему в офис. И, в конце концов, уволили секретаршу. Это не значит, что у человека был помысл и он сделал это на деле. От общей исповеди начался такой каламбур.

Сердце извещается, кто нам в духовники подходит.

— Каково значение Иисусовой молитвы для мирянина?
— Большое значение имеет для всех нас. Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь (1 Фес. 5:16-17), — говорил апостол Павел всем. Блажен поистине тот человек, который Иисусову молитву любит. Найдет в ней большое утешение и большую радость. Первый плод Иисусовой молитвы — это радость.?

— Скажите, пожалуйста, нужно ли заставлять детей стоять в храме, и с какого возраста?
— Если маленькие дети — не мучайте их, не приводите к началу службы. Нужно рассуждение. Когда мать 2-3-летнего ребенка на 3-х часовую службу приводит — для него это мучение. Дети больше часа не могут стоять. С семи лет немного больше могут. Но не заставляйте никогда. Всегда действуйте убеждением, а не понуждением. А мальчиков приучайте, чтобы прислуживали в алтаре. И так как там играют, развлекаются, шутят — и время проходит быстро. [Все смеются.]

— Нет духовного отца. Возникает вопрос об изучении иконописи в другом духовном заведении. Как поступить?
— Думаю, это немного чересчур, если вы уходите из-за того, что не нашли духовника здесь. Если нет других препятствий, по-моему, везде можно найти какого-нибудь духовника. В конце концов, можно время от времени к духовнику ходить, а продолжать учиться здесь, если Вам это нравится.

— Что делать, когда мучают разные мысли?
—Помыслы иконописи не мешают. Помысл, если не становится делом, не имеет содержания. Например, в постный день, в среду, нам захотелось поесть шашлык. И идем в шашлычную. И говорим: «Хотим одну порцию шашлыка». Нам отвечают: «Только что последнюю продал». Грех делом не был совершен.

— Литургию хотят перевести на белорусский язык, на русский. Правильно ли это?
— Это тема правящей Церкви: как решит Церковь. По-моему, у вас существенных проблем в этом нету: так или иначе вы понимаете, о чем говорится.

— Как детей, которые отходят от Церкви, вернуть в храм?
—Увещеванием и молитвой. И любовью. Не понуждением, а, во-первых, примером нашей жизни.

— На какой стиль пения посещенных Вами российских монастырей можно ориентироваться с духовной точки зрения?
— По-моему, мне не один, а многие хоры понравились. Не помню точно. И на Валааме хорошо поют. И здесь, в семинарии, понравилось мне пение ваше.

— Отец Ефрем, как Вы относитесь к сокращению богослужения?
— Иногда священники сокращают службы, говоря, что устал народ. Но первые, кому надоели службы — это сами они. Надо рассуждение и внимание. Лучше, чтобы мы приходили с опозданием, чем сокращали саму службу. Этим унижаем аскетический образ Церкви. Стояние на ногах, поклоны — все это аскетическое выражение служения Богу.

— Если не могут люди получить оплачиваемую работу по специальности, нужно ли получать другое образование, или надеяться на волю Божию?
— Не плохо получить и другое, светское образование и работать в другом месте. К сожалению, у певчих не такие зарплаты, чтобы жить на них. Но не бойтесь: у нас в Греции хуже.

— По Вашему мнению, с какого возраста дети должны соблюдать пост? Постные дни (имеются в виду среда и пятница)? Какие послабления можно давать детям?
— С семи лет могут уже поститься. Послабление зависит от ребенка. Вначале может не есть мяса, потом воздерживаться и от сыра. Зависит от характера. Главное, чтобы расположение у родителей было духовное, чтобы они по духовным причинам хотели так воспитывать детей.

— Что делать, когда нет духовных сил молиться?
— Будем спать. Бог от нас хочет того, что в наших силах.

— С какого возраста девушке можно уходить в монастырь?
— Совершеннолетней должна быть. Не так, как в одном монастыре. Пятилетнюю девочку отправили — и пошла. Оставили ее как послушницу. И, конечно, ушла она потом оттуда и приобрела проблемы. Это называется духовной утопией. (В России, кстати.)

 

На главную