Встреча в Жировичском Свято-Успенском мужском монастыре

В Успенском соборе

Множество значительных встреч архимандрита Ефрема с беларускими монашествующими и мирянами состоялось в Жировичском Свято-Успенском мужском монастыре.

Видео:

Аудио: W

Отец Ефрем: Мы впервые приехали в этот монастырь. Это место особенно Богородичное. И это понятно, потому что большинство монастырей посвящены Лицу, Личности Божией Матери.

Многим непорочным, простым людям говорила и являла Она Свою волю. Где является Богородица — это места особенной чистоты. И очень часто в разных частях Земли являлась Богородица и указывала места, где находили Ее иконы. И потом повелевала на тех местах строить монастыри. В вашей обители тоже Богородица явила чудесным образом Свою икону, к списку которой мы только что приложились. Другой список [иконы Божией Матери «Жировичская»] подарил нам на память высокопреосвященный.

Богородица, как Первая Монахиня после Первого Монаха — Ее Сына Иисуса Христа, — радуется, когда строятся монастыри и опытно переживается православная духовная жизнь. Она, посвященная Богу с трех лет, научена духовной жизни архангелом Гавриилом, как об этом повествует святой Григорий Палама, по достоинству оценивает то, что значит человек духовный. И поэтому всегда Богородица являлась особенной Покровительницей монашества. И большинство обителей в православном мире посвящено Ей.

Святая Гора, которая является целым государством монашеским, не могла быть не посвящена Богородице, и чтобы не считалась Она там Игуменией. Мы приехали из одного Богородичного места, из Ватопедского монастыря, являющегося единственной обителью, которая украшена 7 чудотворными иконами Божией Матери. И в нашем же монастыре хранится сам Честной Пояс Божией Матери. Никогда, говорят, не видели столько людей, которые бы приходили приложиться к святыне.

Так что мы приехали из одного Богородичного монастыря в другой. С собой привезли точный список иконы Божией Матери «Отрада или Утешение», которая, молимся, чтобы была вместе с иконой Божией Матери «Жировичская» утешением для вас.

Молюсь смиренно, чтобы Богородица всем нам просветила и открыла разум. Чтобы поняли мы, и толковала бы нам благодать Божия внутри, насколько Она большую роль играет в нашей жизни, в жизни Церкви, и что значит Воплощение и Самоумаление Ее Сына.

Аминь.

После службы в Свято-Никольском пределе Успенского собора верующие стали прикладываться к чудотворным иконам Божией Матери.

Видео:

Отец Ефрем: Богородица, к которой пришли приложиться, Мать Бога. Это Личность, Которую полюбили те люди, которые охристатворились. Эта Первая после Первого, — Ее называют.

Она пусть откроет ваши сердца. Чтобы чувствовали вы постоянно Ее Богородичный Покров. Очень значимо, когда человек постоянно чувствует Ее Материнское Покровительство. У каждого из нас есть свои проблемы, трудности в жизни. Приключения, скажем даже. И очень важно, особенно в такие времена, чувствовать, иметь духовное осознание Ее помощи. Чтобы Ее просили постоянно, чтобы никогда не оставляла нас Она. Чтобы Она подавала нам то утешение, в котором нуждается человеческая душа. И особенно в этот период, когда все человечество проходит через такое испытание, которого еще не было.

В каждом из нас кипят какие-то разные философские теории, и чем дальше, тем больше запутываемся во всем этом. И постоянно ходим по дороге сомнений и смущений. И в это время Она, каким-то тайным путем, приходит в наше сердце и увеличивает нашу веру в Ее Сына. А вера — это ключ всех таинств. Из Нового Завета видим, что в каждом чудодейственном вмешательстве Христос просил веры людей. И часто встречаем в Евангелие: Женщина, велика вера твоя! (ср. Мф. 15:28). Вера твоя спасла тебя (ср. Мф. 9:22, Мк. 5:34, Мк. 10:52, Лк. 7:50, Лк. 8:48, Лк. 17:19, Лк. 18:42). Еще в одном месте Говорит: Даже в Израиле такой веры не видел (ср. Мф. 8:10, Лк. 7:9).

Так что знайте — дар большой, когда человек верит. И еще большее благословение, когда на этой дороге веры находится благословение Божией Матери.

Богородица да будет с нами всегда!

 

Встреча с насельниками

Аудио X

Отец Ефрем: Много не буду говорить вначале, потому что вижу — вопросов достаточно у вас.

Обращение к монашествующим

Рад, что нахожусь в вашем монастыре.

Никогда не забывайте, кто вы такие, не забывайте ваших монашеских обязанностей. Первое, что должен делать монах, чтобы сохранить ту верность, с которой пришел, как говорит Василий Великий, — следовать правилам и уставу монастыря, киновии. Первое, что должен стараться соблюдать монах, — это выполнять свое личное келейное правило, службу (участие в богослужении имеется в виду) и его служение — дело, послушание.

Когда он делает эти три вещи, приходит энергия благодати в него, и начинает его сердце тянуться ко Христу само собой. Наше утешение, наша радость, наша гордость, жизнь наша, если хотите, наше любовное увлечение — это Христос. Как и в монастыре владыки Вениамина говорили, должны стяжать образ мышления Христа. Как апостол Павел говорит, тот же образ мышления имейте, как и Христос (ср. 1 Кор. 4:6).

Если монах, братья, не найдет утешения Утешителя, Святого Духа внутри него, тогда он начинает обращаться вовне и начинает завязывать знакомства мирские, дружбу — в вашем монастыре это особенно легко — начинает свою личную жизнь устраивать, начинает свои собственные вещи строить, начинает что-то уже тайком делать, по своему помыслу. И начинает потом осуждать монастырь, осуждать игумена: «Меня здесь не понимают, недооценивают, нет здесь правильной духовной жизни». Духовно монах [если делает что] без благословения служит дьяволу. Это все очень важно для нас. Если немножко внимателен монах к своей жизни, может его сердце начать вкушать ту невыразимую сладость благодати. И как сердце почувствует эту сладость, тогда его уже не интересует грязь мира сего.

— Кто такой монах? Чем монах отличается от простого христианина? Что самое главное в монашеской жизни? (Отец Ефрем, в большей части, уже ответил на эти вопросы…)

— У нас три великих добродетели, которые суть основа монашества: нестяжание, целомудрие и послушание. Эти три добродетели нас освобождают от привязанности к миру. И так, освобожденные, мы уже легче можем искать и найти благодать. Поэтому в отсечении своей воли, хотений будьте очень усердны. Должны иметь чувство духовной зависимости от духовного отца постоянно. Кто для нас люди, которые выражают волю Божию? Помните, в «Лествице»: …пастырь проходит через одного, второго,… останавливается и говорит: «Ты вторую кафизму псалтири прочтешь». Почему не сказал третьему? Не сказал четвертому? Потому что Невидимый Повелитель повелел видимому сказать четвертому. Если так не будете смотреть на вещи, будете говорить: «Почему ко мне престаешь? Почему другому не дали? Что он мне приказывает! Кого, он думает, из себя представляет!» [Все смеются.]

Должны мы преуспеть.

— Во время послушания как должны относиться старший к младшему, а младший к старшему?

— Старший брат не должен из себя строить игумена, старца и суперигумена. Должны быть внимательны друг к другу. Старший по послушанию брат должен с очень большим смирением только указать на какую-то ошибку, которую допускает младший. А если перешагнем через эту границу и начинаем «слушаться», начинаем пренебрегать братом, тогда теряется общение во Христе и появляется на том месте человеческое братство. Не забывайте, что еще говорит Господь: Терпите друг друга (ср. Гал. 6:2).

— Если просишь у эконома помощь брата (на послушании чтобы он помог), а тебе отказывают, то как быть просящему?

— Не должны отказывать. Должны помогать. Говорят: «Упокоил брата — упокоил Бога». Монах — не государственный чиновник, у которого в 2 часа кончается работа, а в 12 он уже дома. [Все смеются.]

Мы не называем наши дела работами, а называем «послушанием» — в переводе с греческого, дословно — «служением». И свое служение, свое дело-послушание должен возлюбить каждый.

Помню одного монаха из монастыря Филофей (я еще мирянином там часто бывал). Все его звали на помощь. И всегда он спрашивал: «Как хотите, отцы? Как вы предпочитаете, отцы? Что скажете?» Тот монах всех упокаивал, то есть делал приятное всем. Поэтому все его звали на помощь. В киновии, в общежительном монастыре, если нас, в хорошем смысле, не используют — все мы неудачники.

— Как поступать, чтобы не роптать и не гневаться?

— На все смотрите во Христе. Если будете смотреть на вещи человеческим глазом, постоянно будете роптать.

Отсечение своих хотений, своей воли и послушание принесут вам дар самоукорения. Самоукорение принесет вам плач — особое духовное состояние. Плач принесет вам слезы. А слезы принесут вам утешение. Мы должны смиряться и учиться, и плакать. Монах плачет не из-за депрессии, не из-за меланхолии, а ради Христа. И поэтому появляется у него кротость — внутреннее безмолвие, смиренномудрие. Каким-то чудесным, тайным образом, когда ум просвещается божественной благодатью. С одной стороны, у него чувство божественной любви, в то же время, он глубоко чувствует свою греховность. И начинает внутренне плакать. И потом приходит это утешение. Блаженны, — Говорит Христос, — плачущие, яко они утешатся (ср. Мф. 5:4, Лк. 6:21).

И будьте внимательны, чтоб была у вас точность, чистота совести. Если совесть нечиста у монаха, не может он плакать. Я, знаете, многих монахов знал на Святой Горе, которые очень помогали своим монастырям в восстановительных работах, строительстве… Но духовно они не упокоили своих старцев, потому что в свои послушания подмешивали свои личные желания, хотения. И, к сожалению, я вижу, что и до сих пор, хотя некоторым уже 60-65 лет, у них жесткое сердце. Это трагично: монах, который должен иметь самое милостивое, снисходительное сердце, имеет жесткое, черствое сердце.

— У святых отцов говорится, что гневаться надо на дьявола, а не на ближних. Как эта добродетель приобретается на практике?

— Тем, что я сказал до сих пор: никто не виновен. И когда монах жалуется на кого-то или на что-то — это уже не здоровая духовная жизнь. У нас может быть жалоба только на одного — на самого себя. Никогда, даже если логически кажется, что другой несправедлив к нам или обижает нас, это только кажется. Как говорят, в иных скорбях мы виновны, в иных нас воспитывает Господь.

Авва Марк в своем духовном наставлении говорил: «Сколько наслаждения от греха вкусил, столько боли потом испытаешь». Хотя грех и прощается на исповеди, но согрешившие должны понести епитимью, которая остается от духовного закона. И только это принесет нам равновесие.

Игумен Ефрем с отеческим наставлением обратился к благочинному игумену Авелю: «Много терпения тебе нужно. У нас есть такая пословица о тех, которые замещают отца-настоятеля: «Кто не бьет по животному, тот бьет по дереву, которое над животным», — то есть, если кто-то обижается на игумена — на тебе вымещает свою обиду. Так что в управлении братьями нужны всегда доброта и снисхождение, терпение.»

Управление братией имеет близнеца. Этого близнеца зовут скорбь. Когда стараемся, подвизаемся, как-то тайно помогает нам благодать, и те скорби, которые есть внутри, становятся пищей, поводом молитв. И это помогает не преклонять колени перед скорбью.

Старец Иосиф, мой духовный отец, был очень добродетельным человеком. Учился он у старца Иосифа Исихаста. И считал самым большим благословением в своей жизни знакомство с этим человеком. У нашего старца очень много трудностей было в жизни: много гонений, клевет, пренебрежений… Этого человека я никогда не видел грустным. Он научился одному искусству, технике: он постоянно плакал. Где-то 25 лет, наверное, как я служил у него литургию и причащал — никогда в жизни, сколько вот я говорю, не причащался он без слез. Слезы буквально ручьями текли. И светило его лицо на литургии. Он был простым монахом, не было сана у него. Если по-человечески подумать: постоянно он должен был быть задумчивым, в раздумьях, в депрессиях и так далее. Никогда!

— Что делать, когда унываешь, не видя никаких результатов своих трудов?

— Никогда не отчаиваться. Никогда, никогда, никогда!

— Подскажите, что делать монаху, который прожил в монастыре несколько лет и утратил первоначальную ревность. Как вернуть ревность ко спасению своей души и избавиться от пассивного существования в монастыре?

— Жить там, на своих подвигах настаивать, и вернется благодать. Стараний не оставлять. И всегда осведомляйте обо всем духовного отца. Когда обо всем извещаете духовного отца и слушаетесь — это значит просите помощи у Бога. Бог не оставит.

Я сейчас у вас первый раз зашел в храм — как облако чувствовал в храме — это благодать Богородицы. У вас в монастыре постоянная Богородичная благодать. Поэтому говорите с ней, кричите в адрес ее. Не забывайте, что Она — Мать всех христиан, но монахов любит Она особенно. Она Мать, даже если ошибки допускаете. Что бы вы ни делали — Она все-таки Мать.

Была одна игуменья монастыря. Там духовником является владыка Афанасий, митрополит Лимассольский, который раньше был братом нашего монастыря. И говорил владыка: «Ты, матушка, нестрогая». Отвечала матушка владыке: «Я — их мама». Говорил владыка: «Не могу ей больше ничего говорить, давить, чтобы немножко строже была к сестрам!»

Если эта женщина, которая немного вкусила благодати, такое стяжала материнство, подумайте, на каком уровне это у Первой нашей Матери. Поэтому любите Богородицу. И Она, знаете, всегда с теми, кто терпит неудачи. Даже если самые грубые ошибки допускают монахи, Она с ними. Поэтому взывайте к Ней, вопиите к Ней.

Был один игумен в монастыре Григорит на Афоне. Он настолько много прикладывался к иконе Богородицы, что испортилась икона. И эта икона до сих пор существует.

Один наш монах видел Богородицу. Он хороший, но наивный очень, простой. Иногда, по простоте своей, увлекался скверными помыслами. И Богородица с таким Материнством, так сладко говорит ему (он очень с большим смирением рассказывал об этом): «Дитя, будь немножко более внимательным, чтоб не сочетаться с этими грязными помыслами.» С такой тонкостью Она говорила, с таким Материнством…

— Дьявол имеет возможность входить в сознание человека во время сна. Например, в образе женщины, осквернять душу и тело. Что можно предпринять, чтобы пресечь доступ врагу во время сна и после сна отразить его?

— Нечего сопротивляться. То, что делаете наяву, то пусть вас заботит. А что делаете во сне — то пусть вас не интересует [Старец Паисий по поводу снов: «Есть много снов, происходящих от борьбы. Надо на них обращать внимание. А вообще в отношении снов мы должны быть осторожны». — Из книги священника Дионисия Тациса «Когда чужая боль становится своей. Жизнеописание и наставления схимонаха Паисия Афонского». М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского. Приход храма Св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2011)]. Если искушение будет ночью, ничего это не говорит. Как отсюда идет [показывает, что речь идет о насморке], так и оттуда идет [о сновидениях, помыслах]. Главное, когда бодрствуете — тогда не делайте ничего греховного.

— Как победить страсть смотреть на женщин?

— Когда сладость благодати вкусите, тогда этим уже пренебрегаете. Знаете, мы все люди. И у нас брань, борьба. Мы выбрали монашескую жизнь, которая является сверхъестественной. Естественный образ жизни — это чтобы у мужчины была жена. А мы хотим сверх естества. Так что не удивляйтесь, что у нас такие брани. Но знайте, у внимательного монаха брань есть, падений нет. Поэтому будем стараться духовно, чтобы появилось у нас духовное чувство. Мало-помалу может достичь такого состояния человек, что когда видит мужчину и женщину, то уже другим глазом, как-то духовно на них смотрит, не смотрит больше на них плотским глазом.

И обращайте внимание на то, чтобы не иметь особенных каких-то отношений с женщинами. И знайте, что опаснее всех благоговейные девушки. Если они благоговейны, и в то же время духовно не совсем здоровы, тогда очень опасны.

— Как возлюбить ближнего своего как самого себя (Мф. 22:39, Мк. 12:31, Иак. 2:8)?

— Если возлюбим Бога. Поэтому старайтесь Иисусовой молитвой за-ниматься. Эта молитва для нас — дыхание.

Видите, у вас есть традиция, чтобы епископы всегда ходили с четками. Это древняя традиция. У нас на Святой Горе духовный начальник тоже должен всегда держать посох и четки.

Это внешний показатель того, что умная молитва должна стать нашим достоянием.

Старайтесь ходить на службы, своих денег не держите. И сразу, когда вам дают подарок — деньги или вещь — сразу ответственному брату. Тот брат, у которого деньги в кельи, не может причащаться, даже в том случае, если дадут ему, а он забудет отдать эконому. Или едет, например, у нас брат к врачам в Салоники, и даем ему деньги. Когда вернется в монастырь, до того, как пойдет спать, идет и говорит старцу: «Я потратил на то, на то», — и потом отнесет оставшиеся деньги бухгалтеру. Если забудет, не сознательно, по забывчивости, в кельи, — он причащаться не может.

Кто-то вам подарок принесет. Вы не имеете права брать себе этот подарок. Несете его старцу и говорите: «Вот мне такой подарок принесли, что мне с ним делать?» Если вы нуждаетесь в этом подарке, то: «Старче, благословите».

Если кто даст моим братьям подарок-благословение — все у них отбираю, им ничего не нужно, — и потом раздаю нуждающимся. Один паломник часто приезжает и десятку отцов привозит шоколад.

Я вызвал его: «Еще раз сделаешь такую вещь, — говорю, — вообще больше не приедешь в мой монастырь».

Принесешь старцу, игумену, и он знает, кому дать. Или потратит сам или раздаст тем, которым сочтет нужным.

Особножительство — когда каждый по себе — это самое худшее, что может быть.

У нас нету своего хозяйства. В кельях — только что нам нужно, и без этого не обойтись. Только самое необходимое. Если прилепится душа монаха к какой-то вещи — сразу отсекаем.

У меня есть один недостаток — мне нравятся четки. Мне их дарят, и чтобы преодолеть эту страсть, я их сразу отдаю. Одна женщина у меня попросила четки. Как только закончится путешествие — я их ей отдам.

Стараться надо.

Один рясу красивую хочет, другой футболку красивую… Что тебе даст монастырь — то и носишь.

С компьютерами и подобными штуками будьте осторожны. С интернетом тоже… Если кто радио слушает,… — сразу без причастия оставляю. Только по магнитофону духовные беседы разрешаю слушать. И только с благословения.

Те вещи, которые перечислил — это как завести дьявола в келью. Одну кнопку нажимаешь — и куда хочешь зайдешь. Мы в монастырь пришли, чтобы от мира уйти. Кто хочет,— говорит Господь, — за Мной идти, пусть отвержет самого себя, отрешится от всего, что имеет, иначе не может моим учеником стать (ср. Лк. 9:23, 14:33).

Не знаю, как на все это владыка смотрит?

[Епископ Гурий: Положительно.]

У нас только у двух братьев есть мобильники. А иначе вообще зачем пришли в монастырь? Или приходит мирянин, дает стакан: «Давай выпьем бокал с моей женой, с братом…» Без причастия остается и тот, кто говорит по мобильному на территории монастыря. И даже по мобильному мирян. Мы что, театр или монастырь? Или сердце наше прилепится полностью ко Христу, или будем, как и были, рассеянными людьми, как в мире. И будем жаловаться на свою судьбу.

Я кажусь строгим? Воду толочь — вода и будет: вы уже терпите неудачу сначала.

Доступ в Интернет у нас всегда закрыт. Даже самому моему лучшему монаху.

Однажды у меня была очень сильная брань включить телевизор: в одной гостинице рядом со мной была причина греха… Не включил… Все мы люди
[Вот выдержка из одного из писем архимандрита Софрония (Сахарова): «…В прошлом году мы ездили на автомобиле во Францию… за иконами для нашей новой старинной церкви… Все эти две недели я был в водовороте современности. Встретился со многими старыми знакомыми, много смотрел телевизию, читал журналы и даже газеты… О, какой кошмар наша современность!… После таких кратковременных “экскурсий” в мир из нашего тихого места молитвы и литургии ценишь сей дар Божий еще больше…» Архиманрит Софроний (Сахаров). «Письма в Россию». Издание 3-е. Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.]

Нелегко встать после падения: потерпел полное искажение. Монашество — это, по сути, исход от причин греха.

Как говорил Господь праотцу: Исходи из рода, в котором жил, и иди в землю, которую тебе показал (ср. Быт. 12:1)…

Один монах причастился у нас. Такую сладость чувствовал… «Эта сладость два дня меня питала», — говорил. Такие у нас утешения духовные только.

Царство Небесное, — говорил Иисус, — внутри вас (ср. Лк. 17:21). Внутри. Это наше имущество. Это наше богатство.

Вы извините, если я вас опечалил. Я все по любви вам сказал.

— Как в Ватопеде принято поощрять усердных монахов, и как наказывать (за дело)?

— Это разные вещи. Объяснять надо…

— Что, в первую очередь, в русских монастырях нужно сделать, чтобы поставить правильную общежительную жизнь?

— Думаю, владыка Вениамин постиг смысл этого: нужно живое общение с живым государством — Святой Горой. Где не прерывалась духовная преемственность. Вы должны преследовать эту цель.

Знаете, у меня очень много обязанностей. И привоз Святого Пояса совпал с визитом в Беларусь.

Я думал даже позвоню, попрошу владыку перенести визит. И много молился, но сердце говорило мне не откладывать поездку.

Никто врачом не становится, читая только медицинские книги. Живое общение со Святой Горой очень вам поможет.

Держитесь и терпите в вашем монастыре. Многие, говорят, приходят и просят их перевести. Почему не задаете себе вопрос: почему Бог меня сюда поставил? Как человек, могу ли я жаловаться на то, что родился в одной семье, а не родился в соседней? В какую семью меня духовник привел — там и буду держаться.

Те, которые уходили из монастырей без благословения по каким-то причинам, даже по причинам хорошим, потерпели полную неудачу.

— Среди братьев есть те, которые учатся в духовных школах. И хотя это не светские, духовные школы, так и там можно увидеть и услышать как доброе, так и не доброе. Как себя вести там?

— Монах на пчелу поэтому похож. И увидите: если немножко постараетесь, то будете улучшаться. Будете чувствовать благодать. Сразу ее покров будете чувствовать.

Слово после Божественной литургии в храме в честь трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова

Отец Ефрем: …Бог, который оставил нам и совесть, и волю, и свободу, ждет от нас, чтобы мы Его, Бога, возжелали. Ждет Святой Дух, чтобы первым нашим рачением, первой нашей любовью был Он. И поэтому, еще с Ветхого Завета, было заповедью возлюбить Бога всем сердцем, всем разумом, всей силой и всем естеством (ср. 3 Ездр.16:63-77, Исх. 34,35, Мф. 22:37). И вы тоже молитесь, очень много и усердно, Божией Матери, потому что место, в котором вы живете или приходите — одно из самых Богородичных в стране. И Богородицу будем просить особенно, потому что Она имела самую большую любовь, самое большое рачение к Богу. И эта Божественная любовь, Божественное рачение помогает нам внимать своей жизни. Этим нашим расположением вызываем, притягиваем к себе нетварную Божественную энергию. Чтобы была у нас благодать в сердце, и было постоянное бодрствование и трезвение. Как говорит апостол Петр, бдите, трезвитесь (ср. 1 Пет. 5:8). И духовная жизнь, по сути, это есть постоянное трезвение, постоянное наблюдение за своим сердцем, чтобы имели постоянное общение с Богом.

Ум человека, который является самым великим доказательством духовного естества человека, постоянно работает. Даже когда мы спим, ум все-таки в действии, поэтому мы видим сны. Поэтому мы должны обучить свой ум постоянно общаться с Богом. И ради этого святые отцы нас научили Иисусовой молитве, чтобы с помощью нее ум постоянно находился с Богом. Богородица да нас просвещает и три великих святителя, ваших покровителя — Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, которые были одними из самых трезвенных отцов.

Некоторые говорят, что святой Иоанн Златоуст был проповедником и миссионером. Нет в Церкви святых отцов-миссионеров-проповедников, и не миссионеров-проповедников.

Каждый, кто находится на том месте, где хочет видеть его Господь: в пещерах подвизается человек или живет церковной жизнью в миру, в монастыре ли он… — главное, чтобы был он в воле Божией. И там, где живет, старается по мере своих сил жить аскетично. И таким путем, который Бог ему открывает и начертает линию жизненную, человек может найти благодать Божию.

Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, эти три святителя, были друзьями не потому, что у них были сентиментальные чувства друг к другу, а из-за того, что было у них одно мышление, одни духовные цели. Мы их особенно чтим в нашем монастыре, потому что в нашем монастыре находятся честные главы двух из них — святого Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

У главы святого Иоанна Златоуста левое ухо нетленное. Не тлеет это ухо, потому что святитель видел, будучи архиепископом Константинопольским, через скважину двери, святого апостола Павла, толковавшего свои послания ему на это ухо.

Хотя и говорят анатомы: первое, что начинает разлагаться после смерти человека — уши. А ухо святителя уже 1600 лет остается нетленным. Молюсь смиренно, чтобы благодать Божией Матери и трех великих святителей пребывала всегда с вами.

Мир вам!

Встреча с батюшками и матушками X

Высокопреосвященнейший Гурий, архиепископ Навогрудский и Лидский, попросил игумена Ефрема «поделиться со священ-нослужителями опытом благоговейного совершения божественной службы, которая является средоточием христианской жизни».

Видео

Отец Ефрем: Рад, что сегодня встречаюсь с батюшками и матушками. Пресвитеры, священники — это органы и нервы Церкви. Мы — и священники, и архиереи, — получаем Божию благодать в числе очень немногих. То, что рука священника благословляет хлеб и вино — и они становятся Телом и Кровью Христа — это совсем непростая вещь. Это совершает иерей, который удостоился великой благодати хиротонии священства.

На Святой Горе очень большое значение придается священникам — иеромонахам в монастыре. Там очень строгие критерии выбора кого-то в сан. Кроме нравственной чистоты, которая обязательно должна быть у кандидата, рассматривается, насколько у него есть и смиренномудрие в сердце. Монах, достойный священного сана, должен быть истинно смиренным в сердце.

И поэтому каждый раз, когда совершается рукоположение на Святой Горе, буквально все присутствующие тронуты совершаемым таинством до глубины сердца.

Несколько месяцев назад один архиерей, духовно связанный с нашим монастырем, гостил у нас на Афоне. И когда мы с ним разговаривали наедине, он, желая узнать мое мнение, поведал мне одну вещь, которая с ним происходит. «С того момента, — говорил он, — когда я кого-нибудь рукополагаю, начиная со слов «Божественная благодать всегда немощных врачующая, и оскудевающих восполняющая», — как будто пламя появляется в моем сердце и выходит на правую руку: как бы сжигает всю руку. И чувствую, как это пламя переходит на главу рукополагаемого». Я ответил, что это мне совсем не кажется странным, потому что архиерей — это главный носитель благодати в Митрополии в епархии. В каждой Поместной Церкви источник благодати — это архиерей. И благодать священства может передать только архиерей и никто иной, даже если у него пост высокий: ни священник, ни протоиерей… Почему я все это говорю? В зависимости от того, какое расположение, какая чистота, какая духовная ностальгия, каждый — и рукополагающий, и рукополагаемый — чувствует что-то в таинстве хиротонии. Большое благословение Божие и честь для нас, что сподобил нас Господь иерейского сонма.

Мы, по долготерпению Божиему, живем на Святой Горе. Добродетелей у меня нет. Но, как в Отечнике говорится, я нехороший монах сам, но знал хороших монахов. Знали мы священнослужителей на Святой Горе, которые постоянно имели ощущение совершаемых таинств. У священника должна быть такая личная духовная жизнь, чтобы зенитом ее были мгновения перед Святым Престолом.

Если старается священник в духовной жизни и в соблюдении заповедей Божиих, сердце его начинает очищаться с помощью Божественной благодати. У этого сердца появляется чувство, ощущение благодати. Затем появляется то, что называется чувством по Боге. Это не психологическое и не эмоциональное состояние. Это чисто духовное состояние.

И тогда священник является посредником между людьми и Богом, Небесами и Землей, освящающим народ. Священник приносит жертву и за свои грехи, и за неведение народа.

Священник, когда начинает служить благоговейно, начинает и жить благоговейно, не только в здании Церкви, но и во всех выражениях его жизни. Его благоговение и благочестие во-первых должно выражаться в своем доме. Очень печально, когда говорят о ком-то, что он-то хороший священник, но что-то там в семье у него не хорошо, не ладится с супругой и так далее. Невозможно, чтобы у иерея были плохие отношения с супругой и с детьми не ладилось, и чтобы одновременно он преуспел в проповеднической деятельности. Общение во Христе священника начинается в домашней церкви, в своей семье. Святой апостол говорит: сперва в своих домах управляйтесь (ср. 1 Тим. 3:5). Не может священник управлять неправильно своей домашней церковью и смочь управлять правильно Соборной Церковью.

Поэтому образцом правильной духовной жизни священник должен быть, в первую очередь, перед матушкой и своими детьми. Не может священник уходить из дома в храм, поссорившись с женой или с детьми. Не может священник по своей вине обидеть кого-нибудь, а потом пойти служить литургию.

Не может священник служить совсем не приготовившись (хотя бы выходя из дома в храм, не помолившись и не попросив помощи у Святого Духа). Нужно, чтобы священник, прежде чем станет перед святым жертвенником, сначала сам духовно подготовился и приукрасился. Благоговейно служит и имеет ощущение, чувство совершаемых таинств тот, который благоговеен и в остальной своей жизни. Кто такой человек на самом деле, какие у него качества духовные, мы понимаем тогда, когда живем близко. И самый первый, кто оценит по достоинству вашу жизнь — это матушка.

Я очень часто наблюдаю, даже можно сказать, что это правило: за каждым благоговейным и образцовым священником стоит благоговейная и богобоязненная супруга — матушка. Как Госпожа Богородица, Которая была Жизнью и Смыслом первой Христианской Церкви. Нигде почти Ее не видно в Священном Писании. Жила Она в неизвестности… Так и за хорошим священником часто кроется хорошая матушка, которая из-за своей большой любви к супругу может даже иногда и обличать своего мужа, хотя это последнему и не всегда нравится. Но знайте, что она правильно поступает. Поэтому важно, чтобы и у священника, и у его супруги был один духовный отец, духовник.

Во-первых, в чем должен стараться священник дома — это быть образцом духовной жизни дома.

В монастыре дух монастыря создает игумен — настоятель. А цвет, дух семье предает муж, особенно когда он священник. Иногда может быть матушка более благоговейная или менее благоговейная, чем муж. Но, несмотря на это, все-таки весь ход семье, свет семье предает муж.

Однажды к нам приехал молодой человек, сын священника, студент третьего курса. Он попросил со мной встретиться. Я спросил его: «По средам и пятницам постишься?» «Нет, отче, — говорит — мы дома никогда не постились. Потому что мой отец говорил: “Пост — это не самое важное, и не надо столько значения ему предавать”». Юноша говорил, что его отец никогда не постился, разве только на приемах: только там он внешне соблюдал пост.

«А дома, — говорил — снимал маску тщеславия и ел, что хотел». Можем предположить, что отец его был больным и не мог поститься… Нельзя священнику так свободно нарушать основные законы и позиции Церкви. Это очень печально. И нам особенно больно, когда священник пренебрегает Божиими заповедями.

Последнее, что я хотел сказать, дабы оставить время для ответов на ваши вопросы, — очень великое событие, когда мы входим во Святую Святых — Туда, Где даже ангелы желают находиться, и становимся Там посредниками величайшего события. Самое большое, величайшее событие в мире — это Божественная литургия. Главная и существенная роль в ней — это по благословению архиерея приносить бескровную жертву. Это может только священник, рукоположенный архиереем.

Так что постараемся иметь стабильную, благочестивую духовную жизнь, чтобы открыл нам Господь ум и чтобы мы поняли глубину и высоту Самоумаления и Воплощения Бога-Слова.

Я не забуду старца Ефрема Катунакского, который почил где-то 13 лет назад. В те благословенные мгновения, когда я с ним встречался, старец говорил мне (старец всегда видел таинство своим духовным зрением), что видел таинство превращения хлеба и вина в Кровь и Тело Христа. И не только во время Божественной литургии, а даже во время малого водосвятия старец видел, как Святой Дух сходил на воду. Старец Ефрем часто на святом дискосе после принесения святой жертвы видел Христа, такого, каким Его обычно рисуют на плащаницах. Потом опять видел Христа в образе Хлеба, затем снова как Усопшего. Старец говорил, что от многих слез не мог уже служить литургию. «Иногда, — говорил старец, — один из нас столько слез проливал на антиминсе, что посторонний мог подумать, что кто-то взял антиминс и положил его в таз с водой». Бывали случаи, когда слева и справа от себя старец видел шестикрылых ангелов. И я сам тому свидетель, что много раз, когда старец Ефрем выходил из алтаря, чтобы мир передать народу или совершить отпуст, то буквально весь светился.

Такие возможности дает нам Божественная благодать после таинства хиротонии. Так что будем углубляться в Дух Божий, стараться побеждать свои страсти, умерщвлять в себе ветхого человека. Не будем забывать, братья и сослужители, что великим наречется тот, кто сотворил, а потом учил. Как о Христе Господе говорится, что начал творить, потом учить.

Люди сегодня заражены через эти электронные средства разными теориями, но у них тоже есть постоянная жажда и вопрос, существуют ли сегодня богобоязненные люди? Существуют ли святые священники сегодня, как раньше? И мы нашей личной жизнью, опытной жизнью видим, что да! Существует святость. Не может, говорят, город на горе построенный, спрятаться, скрыться (ср. Мф. 5:14). Так что молюсь смиренно, чтобы благодать Святого Духа вам помогала, укрепляла, и хочу, чтобы матушки хвалились тем, что являются женами священников, и хочу, чтобы матушки были во всем за то, чтобы мужья становились клириками, во-первых, а потом никогда им препятствия не создавали в совершении ими тех или иных иерейских обязанностей.

Несколько лет назад я был в Румынии по приглашению Митрополии. В один из дней мне пришлось быть на хиротонии. Когда сразу после рукоположения архиерей произнес: «Аксиос!», — дали архиерею букет цветов. Мне объяснили, что это супруга дьякона, которого только что рукоположили.

Тем, что передала цветы тому, кто рукополагал ее мужа, матушка показала, что она согласна во всем и радуется рукоположению своего мужа. У них, оказывается, обычай такой, и я был тронут этим обычаем, потому что, считаю, что если священник является богобоязненным и знает, что делает и кто он такой, то и на его семью приходит особенная благодать, особенный покров. И помогает эта благодать священнику не только в личной семейной жизни, но и всему его приходу.

Каким должно быть служение пастыря
в современных условиях

— Каким должно быть служение пастыря в современных условиях, когда, кроме совершения богослужений, ему приходится заниматься не только хозяйством и административными вопросами прихода, но миссионерством, благотворительностью и социальной деятельностью. Что в этом служении надо ставить на первое место?

— Во-первых, значение он должен придавать своим духовным обязанностям, а управление и экономическую сторону можно возложить на духовных чад, которых будет только «сверху» контролировать.

Как можно быстро сосредоточиться во время совершения
Божественной литургии

— Как можно быстро сосредоточиться, когда во время совершения Божественной литургии рассеиваешься умом?

— Здесь все очень просто: уходит ум — сразу возвращаем. Мы должны стараться внимать словам, которые читаем. Современный нам святой старец Порфирий Капсалиец говорил: «Вы должны внимать каждому слову Божественной литургии, даже частицам “и”».

Не удивляйтесь, что рассеивается ум. Ум — бродяга, он не стоит на одном месте: как только уходит — возвращаем, и так каждый раз, как уходит.

Знал я священников, которые даже во время освящения святых даров не могли сконцентрироваться. Был один священник, который много раз повторял молитву освящения, потому что говорил, что не сосредоточился достаточно — и перечитывал одни и те же молитвы много раз… И даже если рассеивается ум, литургия действительно совершается. Просто когда мы сами мобилизованы и концентрируемся на молитве, тогда качество литургии и для нас, и для других становится лучше.

Как часто можно причащаться Святых Христовых Таин

— Как часто можно разрешать мирянам причащаться Святых Христовых Таин? Некоторые постоянные прихожане просят подходить к Чаше каждое воскресенье.

— Священник не для того, чтобы разрешать мирянам причащаться. Священник для того, чтобы говорить, когда нельзя причащаться. Кто-нибудь совершает смертный грех, и мы говорим, например: «До Рождества не будешь причащаться». Но мирянину, у которого нет смертных грехов и препятствий ко Святому Причащению, когда у него самого есть чувство духовного голода, тогда пусть причащается. Хочет он причащаться часто, есть у него желание (и даже совесть ему уже говорит, надо ему причащаться или не надо) — пусть причащается.

Какова должна быть епитимия за грех

— Одна женщина, осознав, что она совершила грех аборта, просит дать ей епитимью. Какую?

— Мы не можем епитимью налагать на всех одинаково. Знаю одного священника в Афинах, который когда исповедовал, заглядывал в сборник канонов: когда ему говорили грех, он говорил: «Подожди, чадо», и доставал книгу — что там написано? «Тебе три года [без причастия]», — говорит.

Но человек — не робот, человек — личность. Каждый из нас — отдельная личность. У каждого различные духовные качества. За тот же самый грех одному одну епитимью дам, а другому человеку — совсем другую. Сборник канонов нашей Церкви дает общее представление об епитимьи. Священные каноны в некоторых случаях разрешают священнику по своему рассуждению поступать. Вообще, старайтесь быть не очень строгими, потому что епитимья — это необязательное условие прощения грехов. Прощается грех в исповеди, а епитимья — это воспитательное средство. Но с другой стороны, когда у человека смертный грех, не прощайте ему легко, в том смысле, что нельзя говорить, что это ничего страшного и сразу допускать к причастию, наоборот, посмотрите, какие у него силы, и соответственно им наложите на него епитимью.

Однажды к нам приехал один человек из Румынии. Он совершил смертный грех. Духовник сказал ему 8 лет не причащаться. Этот человек давно уже раскаялся и жил правильной духовной жизнью. Прошел год, два: «Все эти годы живу в чистоте, ничего не делаю»… «Нет, — отвечает — еще 6 лет не будешь причащаться». Это неправильно. Неправильно ввергать людей в скорби без серьезной на то причины.

Личный номер в паспорте не отвержение от Христа

— В паспорте гражданина Республики Беларусь кроме номера паспорта есть личный номер. В связи с этим в Свято-Успенской Почаевской лавре монахи не допускают православных белорусов к Причащению.

— Это большая ошибка, что не допускают. Мы, конечно, беспокоимся, и нам небезразлично все, что происходит с паспортами, но если кто берет паспорт с этим чипом — не значит, что он отвергается от Христа. Апокалипсис ясно обо всем говорит: печать на руке и на челе (ср. Откр. 13:16, 14:9, 20:4).

И доверяйте Церкви, братья. В таких серьезных темах не думаю, что ошибся Синод. Мне очень жаль, что некоторые люди ставят себя выше Синодов, решений поместных Церквей. Иногда брань справа хуже, чем брань слева, то есть, под видом благоговения более трудно распознаваемая брань, чем та, которая от нерадения [см. также ответ на вопрос по поводу нахождения в состоянии раскола Афонского монастыря Эсфигмен, заданного на встрече со студентами и преподавателями Минских духовных школ в Жировичах].

Знаю одну женщину в Афинах, которая ходит к одному такому узко умному священнику, который не позволил ей ни медицинскую анкету взять, ни налоговые какие-то бумаги… И сейчас она заболела и ничего не может делать, потому что нет соответствующих бумаг.

Мы с современными паспортами приехали в вашу страну. И не думаем, и не думали никогда от Христа отрекаться. Говорят, что добро — не добро, если не добром совершается. Поэтому святые отцы в первые ряды как самую высокую добродетель ставили дар рассуждения, добродетель рассуждения. Мне это сверхревностное поведение не нравится. У дьявола две крайности, понимаете: [и нерадение], и преувеличение — недостаток. Отклонение от среднего пути в руках дьявола: или делает человека полностью безразличным, или убеждает человека быть судьей всему.

Сдача отпечатков пальцев — тоже не отречение от Христа

— Как относиться православным христианам к тому, что от них в обязательном порядке требуется сдача отпечатков пальцев?
— Это тоже не отречение от Христа, если где-нибудь оставим свои отпечатки пальцев.

В чем может заключаться сотрудничество Православной Церкви и государства

— В чем, на ваш взгляд, может заключаться сотрудничество Православной Церкви и государства?

— Сотрудничество будет между ними хорошим, когда то, чего требует государство, не трогает духовную жизнь и устроение Церкви, не в ущерб им.

Еще не забывайте, что часто политики используют Церковь в своих политических интересах. За это ответственны высокопоставленные лица Церкви — те, которые дадут ответ — они должны быть внимательными. С другой стороны, нельзя допускать постоянного сопротивления и вражды между государством и Церковью. Всегда пастыри и особенно архипастыри должны иметь хорошие отношения с начальством, властями. Это до той черты, пока государство не трогает духовной жизни Церкви. Если запускают государство дальше, тогда Церковь секуляризуется и становится полностью обмирщена. Не забывайте также, что и президент, и премьеры, и другие министры все — они все-таки пасомые, относятся к пастве.

После перерыва о. Ефрем дополнил свой ответ на вопрос по поводу Причащения и подготовки к нему:

О причастии

— Мне советник говорит, советует сказать, еще два слова о причастии. Когда говорим о причастии, само собой разумеется, чтобы христианин каждое воскресенье причащался, не должно быть смертных грехов и должны поститься среду и пятницу. [«…Каноны также добавляют такую вещь, как осквернение, вызванное вожделением, или месячные у женщин…» Священник Даниил Сысоев, диакон Георгий Максимов. «Как часто надо причащаться». Благотворительный фонд «Миссионерский центр иерея Даниила Сысоева». М., 2011.

И еще одно замечание, касающееся по большей части небольших деревенских приходов, где священник лично знает каждого из прихожан. Если к чаше подходит не прихожанин, и священник в первый раз видит этого человека, то, естественно, может не допустить того к Чаше, предварительно не поисповедовав, поскольку не знает, можно того допускать или нет.]

Неправильно, чересчур, когда требуют три дня поста до причастия и три — после причастия. Тогда священник, который дважды-трижды служит в неделю, должен разводиться вообще. День до, день — после, а посты — те два дня (среда и пятница).

Я не знаю, как в вашей Церкви, но, к сожалению, к нам приезжают многие из России, у которых нет церковного брака, супруги невенчаны…

Согласно Церковным законам, сейчас, когда Церковь свободна, и кто-то живет в невенчанном браке, не должно допускать к причастию. Знаете, сколько приезжают к нам к причастию, и когда им отказывают, большинство из них, как только возвращаются — венчается. Знаю одного, который в свои 85 повенчался. Обязаны венчаться.

О привезенной с Афона святыньке

Батюшка, недавно совершивший паломничество на, в Ватопедскую обитель, откуда привез много “святынек”, задал вопрос о привезенной колбочке с ароматом — «Святым мирро» — о его предназначении:
— «Мирро» — условно называется. Это аромат. Масло с ароматом. Благословляется Святым Поясом и там есть несколько капель масла чудотворных икон…

Священникам на заметку

Да, и еще священников хотел бы попросить. Знаете, что у народа, у прихожан, нет рассуждения. Они вас постоянно то туда зовут, то сюда. Хочу, чтобы черту ставили: до какого-то часа принимайте, а остальное время чтобы посвящали семье. Не должен своим «хорошим пастырством» священник разрушить семью. Будьте осторожны, особенно внимательны в этом…

Впечатление о духовном состоянии Беларусов

— За то короткое пребывание, какое Ваше впечатление о духовном состоянии нашего народа, в частности, в нашей епархии?
— То, что замечается здесь, — это ностальгия людей по истинному, настоящему, духовному слову. И видим, что постепенно Церковь [в Беларуси] опять встает на ноги. И со временем будет все лучше и лучше. Но все это мало-помалу делается, и видна Благодать здесь. А где присутствует благодать, там бояться нечего. Там могут быть недостатки, упущения, ошибки даже, нерадения… Но все это со временем, когда благодать на месте, исправляется.

О хиротонии

— Как Вы помните свою личную пятидесятницу в хиротонии?

— Когда готовимся перед каждой Божественной литургией достойно, тогда никогда не забывает священник дня своей хиротонии.

Книги об Иисусовой молитве

— Творения каких святых отцов предпочитают афонские монахи для стяжания Иисусовой молитвы, и как нам, священнослужителям, осваивать это умное делание?
— Святоотеческие все: «Лествицу», «Добротолюбие». О Иисусовой молитве очень хорошая книга — «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». Есть еще на русском языке книга митрополита Ерофея, грека: «Одна ночь с пустынником на Афоне». Эта книга тоже очень хорошая.

О поведении в храме

— Сегодня на приходах люди приходят в храм по-разному одетые: кто-то одет прилично, кто-то совсем неприлично… И как добиться того, чтобы у одних это не вызвало негодования, а других не привело бы к одобрению, попустительству? Чтобы противление неопрятному внешнему виду было не с ненавистью, а с таким снисхождением к немощи, к непониманию человека, где он находится и как он должен выглядеть, не только внутренне, духовно, но и внешне — в одежде.

— И тут нам нужно рассуждение.

Однажды вошла в храм неприлично одетая женщина. Священник из Царских Врат, прямо перед всеми, ее обличил и унизил. Через 15 лет эта женщина нашла меня и сказала, что все эти годы она ни разу не заходила в храм.

Женщины действительно должны прилично одеваться в храме. Это очень хорошо проговаривать в беседах наедине. С отеческим наставлением, как отец просить. Не обличать. Очень легко из Церкви кого-нибудь выгнать, а вот внутрь завести — это трудно.

Будем думать о том, как людей, которые не ходят, в храм приводить.

Наказания должны быть корректными

Один подросток прислуживал в алтаре. Он был действительно очень живого характера и шалун, озорник, и дал ему две пощечины священник. И только в свои 28 лет кто-то убедил его, и он приехал на Святую Гору: только тогда, после многих бесед и просьб, опять начал потихоньку ходить в храм. Больше, чем через 10 лет.

Много и рассуждения нужно, и молитв.

В одной деревне однажды подошла молодая девушка причаститься. И говорили в той деревне, что у этой девушки незаконные связи. И священник тоже выгнал ее, унизив перед всеми. Мы не должны этого делать. Мы можем только наедине беседы проводить. Не может человек потерпеть обличения и унижения перед всеми.

И мы, монахи, на Святой Горе живем, иногда наказываем братьев так, что видят все, что наказываем. Есть монахи, которые этого не могут выдержать, и поэтому никогда их не надо наказывать.

Один духовный отец, игумен одного монастыря, наложил такую епитимью строгую на одного монаха, что тот пошатнулся психологически.

Пастырское служение нуждается во многом рассуждении и внимании.

Когда лучше крестить детей

— Стоит ли крестить в младенчестве или можно подождать с крещением?

— Крестить младенцами нужно, маленькими.

Если когда вырастут и не захотят за Богом ходить, кто им помешает?

Благодать крещения свое сделает. Когда станут подростками — особенно этот период трудный — когда начинают сопротивляться, свои теории выставлять и так далее.

Но такие дети, которые в детстве вкушали благодати Христа, даже когда подростками отдаляться от Церкви, сделают круг большой, все-таки вернутся в Церковь в конце концов.

Иногда ваши дети могут до 12-14 лет ходить в храм хорошо, но, став старше, начинают сопротивляться родителям.

Никогда не заставляйте ходить в храм! Не говорите детям много о Боге, а говорите Богу много о них.

Можно ли выгонять из храма пьяных?

— Скажите, пожалуйста, у меня были такие случаи в храме, когда ко мне после литургии подходили люди, в основном мужчины, в нетрезвом состоянии: подходили ко мне и просили, чтобы я их исповедовал. Раньше они не ходили в храм. Прихожане, конечно, говорили, чтобы я их выгнал сразу, нетрезвых. Я делал так: просто беседовал с ними, и после этого некоторые из них начали ходить в храм. Как Вы к этому относитесь и что бы Вы посоветовали мне?

— Не выгоняем никого!

Как помочь ребенку сохранить благочестие

— Иногда дети священнослужителей становятся «белыми воронами». Они не сквернословят, и им очень трудно бывает, особенно в старших классах: сверстники их отвергают.

Моему сыну очень тяжело в школе, и мы с матушкой боимся, чтобы он не сломался. Как ему все это перенести? Как правильно строить воспитание детей, чтобы они не сломались?

— Во-первых, Вы должны им помогать. Помогайте Вы. Хорошо, чтобы они имели общение с монастырями и благоговейными монахами — вот что очень помогает. Может быть, матушки жалеют, что они матушки?

Участие в жизни Церкви людей других вероисповеданий

— Как относиться к людям других вероисповеданий? Иногда они хотят прийти в храм и даже петь в хоре. Хотят ходить в православный храм, но оставаться в своей вере, и хотят приступать к таинствам…

— Двум господам одновременно служить невозможно.

Особенно таинства не давайте — они же вне Церкви. Даже, думаю, что и петь им неправильно в храме. Они же не члены Церкви.

Поют те, которые члены Церкви. По снисхождению, могут они ходить в храм, находиться на службах, но принимать какое-то участие — не надо.

Если дети увлечены компьютером…

— Как относиться к тому, когда дети излишне увлечены компьютером?

— Не можете, к сожалению, ни помешать, ни оторвать от компьютеров. Если будете им мешать, будет хуже. Будут тогда тайком…

То, что вы можете делать — наедине, в дружеских беседах, диалогах, — говорить о том, что должны они быть внимательны и осторожны с этими вещами. И то, в чем вы должны их убеждать, добротой, — чтобы они исповедовались. Когда ребенок исповедуется, Бог не попускает больших падений.

Поощрять ли дружбу православных юношей и девушек с представителями других конфессий?

— Что делать, если молодые люди начинают дружить с католиками, с верующими других религиозных конфессий?

— Лучше советовать, чтобы единоверца нашли. У смешанных браков даже 10% не преуспевают. Удачных нет.

Есть такая пословица у нас: «Лучшая туфля — с твоей стороны, даже если она старая и с вышивками».

Об имяславцах

— У нас бывают споры насчет имяславия. Какое Ваше мнение?

— Еще бывают здесь? Имяславцы — не православные. Это прелесть, заблуждение, ошибка: где видят имя Христа — целуют. Мы имя Христа говорим, произносим — и освещает нас.

Как стать образцовой матушкой

— Как быть образцовой матушкой, чтобы быть хорошим помощником для мужа и для паствы мужа?

— Действительно, в каждом приходе первой дамой, первой женщиной по чести является не жена старосты, а жена священника. [Это не значит брать приход в свои руки. Помните слова апостола Павла: Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви (1 Кор. 14: 34,35)]

Своей скромностью, благоговением отличаться — такое поведение образцовое все покрывает. Если есть какой-нибудь дар слова, и своим словом матушка может помочь другим женщинам и девушкам того же прихода — это, конечно, идеально.

Я знал одну матушку, безграмотную. У нее муж был очень гостеприимным и без рассуждения каждый вечер приводил в дом свой 10-15 гостей и всем им накрывал стол. Она с готовностью все время варила, готовила, накрывала на стол и так далее. И была кончина блаженная у нее.

Вы, так как живете в семье, не ждет Бог от вас больших аскетических и монашеских подвигов.

Первое, что должно вас характеризовать, чертой вашей должно быть, — это милость, с нисхождение, братолюбие, любовь, чтобы старались делать приятное братьям. И этим жертвенным духом придет благодать на вас. И чтобы жизнь ваша была внимательна, и оберегались от серьезных упущений. И не далеко вы от Царствия Божия.

О «правах» детей

— Наши государственные власти иногда очень радуются, когда регистрируется много религиозных объединений  — всех, в том числе и иноверных. И второй вопрос: сейчас насаждается в школах и детских садах так называемое номинальное воспитание детей. Озаботились правами детей: права ребенка — выше всего. Какой может быть адекватный ответ Церкви?

— «Права детей» — ошибка. Это вообще бесовская штука. Что дети будут говорить учителям, как быть? Это не свобода личности, это сравнение с землей всех ценностей. Не может нога стать головой. Они не зрелые. Так как они не зрелые, — не то, что мы пренебрегаем ими, — но должны слушаться старших. Что он знает, маленький ребенок, какие он может свои права отстаивать? Ничего еще не знает в жизни. Кто из детей своих учителей учил когда-нибудь?

Всякое государство — это «разделяй и властвуй»

А насчет религиозных организаций: всякое государство — это «разделяй и властвуй». Сейчас модно говорить о свободе личности, о свободе вероисповедания и так далее. Поэтому все это и делается.

Чего стараются добиться темные силы сегодня

И еще то, чего стараются добиться темные силы сегодня — чтобы Церковь наша не имела силы и слова в обществе.

 

Встреча с представителями монастырей Беларуси X

Видео:

Часть I

Владыка Вениамин: …Просим отца Ефрема рассказать, как ему видится жизнь монашеская в нашем современном мире, потом попросим ответить на вопросы, которые можно подавать и в письменной, и в устной форме.

Монастыри — это защита Церкви

О. Ефрем: Я особенно рад тому, что нахожусь вместе с игуменами, игуменьями и представителями монастырей — монашествующими. Как сказал преосвященный: «Монастыри — это башни охраны, защита Церкви». Монашество всегда придавало цвет, особый блеск всей жизни Церкви.

Помню, как один митрополит, как только его рукоположили, в беседе со старцем сказал, что хочет открыть дома престарелых в своей Митрополии. Старец спросил: «У тебя монастыри есть в епархии?» Владыка ответил, что сейчас нету, но в будущем, может, будут. Старец сказал: «В первую очередь построишь монастырь». Как женщина, которая выходит замуж‚ когда у нее нет детей, считается бесплодной (нехорошее явление), так и епархия, в которой нет монастырей — как бесплодная женщина. К счастью, тот владыка послушался старца и открыл монастырь. И этот монастырь сейчас делает очень хорошее и большое дело.

Монахи должны жить умным деланием

Беларуси, как и Российской Федерации, после освобождения от коммунистического режима дана возможность действовать свободно. Восстанавливаются монастыри, которые много лет находились под сапогом коммунизма. Этим восстановлением создается хороший климат, но вы не должны останавливаться. Хорошо строить монастыри, создавать хорошие хоры, служить красивые богослужения — это все есть даже в распорядке монастырей. Мы обязаны продвигаться и дальше. Мы, монахи, должны, по большей части, предаться внутренней жизни. Должны опытно переживать сокровенную во Христе жизнь. Должны жить умным деланием, как говорил апостол Павел (ср. 1 Кор. 2:10).

В духовной жизни не так, как в медицине, когда врачи говорят принимать таблетки, а когда умрем, они будут действовать

[Это высказывание по поводу врачей и таблеток о. Ефрем подробно прокомментировал в своей статье, опубликованной на официальном сайте монастыря Ватопед http://www.pemptousia.ru: «Чудеса Пресвятой Богородицы «Парамифия» (Увещание) и Пресвятой Богородицы «Пантанасса» (Всецарица)» 22 января 2014 Вера / Чудеса Пресвятой Богородицы. Архимандрит Ефрем Ватопедский]

Не так у нас: Царство Небесное переживается у нас уже в этой жизни. Царство Небесное вкушается. Как псалмопевец говорит: Вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33:9).

Духовная жизнь — это не только нравственная, порядочная жизнь, как думают многие. Духовная жизнь — это вкус Святого Духа. Духовная жизнь — это опыт сладости благодати. Мы, монахи, должны своей праведной жизнью, правильными предусловиями нашей монашеской жизни, жить и продвигаться по дороге, которая ведет к жизни вечной.

Игумены и игуменьи — духовные отцы и матери

Мы, во-первых, должны в монашеской среде обращать внимание на то, кого зовет Бог в монастырь… Большую роль для начинающего и для всех имеет духовный отец или духовная мать. Особенно те, кто руководят монастырями, большую ответственность имеют за то, что монахи, которые приходят в монастырь послушниками еще, должны вдохновляться от нас. Духовный отец должен быть тем, кто будет разжигать ревность монаха. Своим словом, своим присутствием, всей своей жизнью. Только то, что игумен находится в монастыре — уже должно быть источником вдохновения для монаха. И жаль, и горе той монахине или монаху, которые разочаровываются в своем монашеском призвании из-за духовного отца или матери.

Я, к сожалению, со своего места, которое занимаю на Святой Горе, с очень многими монашествующими встречался, и многие уходили из монастырей из-за того, что не находили отклика у духовных отцов. Некоторые уходили из монастырей, некоторые сняли рясы и вышли замуж или женились. Поэтому мы обязаны постоянно пламенно, с болью молиться, чтобы были мы всегда на высоте.

И таким должен быть монастырь, чтобы не оставлять на других впечатление военной части. Монастырь — не военная тюрьма, карцер. Наоборот, монастырь должен притягивать к себе молодых людей, которые потом там монахами становятся и связываются духовно существенно с игуменом, со старцем, который является не только управляющим, администратором монастыря, а, во-первых, духовным отцом братии или сестер.

В беседах мы часто подчеркивали, что игумен — старец, как его называют, — является, в первую очередь, духовным отцом монастыря. Большая ошибка допускается в русских монастырях, и в вашей стране тоже, когда игумен является только управляющим. Игумены и игуменьи во-первых — духовные отцы и матери. Потом — все остальное.

Настоящего пастыря любовь отличает

Иоанн Лествичник говорит в своем слове к пастырю: «Настоящего пастыря любовь отличает». Должны иметь правильную любовь во Христе, чтобы потом могли и других вести. Дисциплиной монастыри не управляются.

Солдат, в отличие от монаха, слушается своего сержанта, и это послушание по дисциплине дает ему и право внутренне ругать сержанта. А послушник слушается по любви. Одно дело — послушание, а другое дело — дисциплина, повиновение.

Послушание — это значит сердечное убеждение в словах старца. Старец не приказывает своим послушникам, как царь, который дает приказы своим подчиненным, чтобы исполнить свои желания. Старец помогает своими заповедями, которые дает ученикам, отождествить свою волю с волей Бога.

Монашество — Христоцентричный феномен

Монашество чисто Христоцентричный феномен. В монашестве нету даже следа антропоцентризма. Слушаемся во имя Христа. Мы в монастырь пришли ради Христа. Иногда моим братьям в Ватопеде говорю на монашеских собраниях: «Сейчас представим, хотя бы на одну секунду, что исчезнет Христос из нашей жизни. Наша жизнь — нуль, ничто. Для нас, монахов, Христос —это все. Но так как Христос невидим, Он хочет нам помочь, чтобы следовали за Ним, и отождествил полностью Себя Самого со Своими, так сказать, законодательными органами: Кто вас слушается — говорит Иисус своим ученикам — тот и Меня слушается. Кто вас отвергает — Меня отвергает (ср. Мф. 10:14, Мк. 6:11).

Кто хочет первым быть — пусть будет последним

Игумен или игуменья поэтому на месте и в образе Христа для других. И вы, настоятели, должны осознавать ответственность, свои обязанности, долг перед людьми. И чтобы чувствовали себя всегда не первыми, а последними — тогда и будем первыми. Кто хочет, — говорит Иисус, — первым быть — пусть будет последним (ср. Мф.19:30, 20:16, 20:27, Мк. 9: 35, 10:31, 10:44, Лк. 13:30). Этим духовный отец должен жить опытно.

Игумен обязан вдохновлять всех своим словом и своей жизнью

Очень неприятно слышать, когда даются приказы, и игуменья или игумен ведут себя резко, строго, неприятно слышать, что строгий этот или тот. Не хорошо, если радуются монахи, что отсутствует игумен или игуменья. Когда уходит настоятель или настоятельница, монахи должны грустить. Если радуются они, то что-то не так: или те нерадивые и радуются, хотят, чтобы «ушла кошка и мыши плясали», или игумен нехороший пастырь, который наоборот обязан вдохновлять всех своим словом и всей своей жизнью.

Настоящая добродетель монаха видна, когда отсутствует духовный отец

И может быть поэтому Иоанн Лествичник говорит, что настоящая добродетель монаха видна, когда отсутствует духовный отец. Тогда видим, насколько он хранит слова и заповеди духовного отца.

Так что давайте смиренно, с молитвой, с болью будем подвизаться ради чад. Давайте мы будем как символ Пиринейский для поднятия креста наших чад.

В монастыре не должна присутствовать сентиментальность

Будем отвергать всякие сентиментальные привязанности наших духовных чад к нам, или наши к ним.

Между братьями и сестрами не должна существовать сентиментальность. Я своим говорю: «Мы здесь не друзья. Мы здесь братья». Две разные вещи. И когда отсутствует эта нездоровая сентиментальность, тогда становится единым монах (монахиня) со своим духовным отцом или матерью, и таким наполненным чувствует себя монах, что не имеет нужды ни в ком: ни в каких дружбах, ни в каких друзьях.

Что значит монашеская жизнь для новоначального послушника

— Расскажите, что значит монашеская жизнь для новоначального послушника, который только пришел в монастырь.

— Монашество — это постоянное старание в соблюдении Божественных заповедей.

Как научиться жить со всеми в мире и любви?

— Это возможно, если примиримся в первую очередь сами с собой. Примириться с самим собой — иметь мир внутри, когда возможно. Мир — не отсутствие войны, а присутствие Бога в сердце. Христос — мир наш, — говорит Апостол (ср. Еф. 2:14).

Если быть внимательным к Божественной литургии, сразу после первого возгласа «Благословенно Царство…» — первое, о чем просим, это мира: «Миром Господу помолимся». А мир есть у человека, когда нет собственной воли, то есть своих хотений, желаний.

Важно, чтобы сестры исповедовались только у одного духовника

— Важно ли, чтобы сестры исповедовались только у одного духовника?

— В женском монастыре должен быть один духовник. Если есть несколько духовников, автоматически монастырь разделяется на партии: «Мы — партия отца Леонтия», «Мы партия — отца Авеля» и так далее.

Можно ли монаху переходить из обители в обитель?

— Полезно ли обители отдавать монахов в другие монастыри? Можно ли не соглашаться на переход в другую обитель?

— Если есть благословение духовного отца, и монах по послушанию идет в другой монастырь, он духовного ущерба не потерпит.

Как пережить потерю духовного отца

— Как пережить потерю духовного отца?

— На Святой Горе в некоторых монастырях есть монахи, в монастырях которых седьмой игумен, которого они застали. Они всех слушаются и всех считают отцами.

Духовных отцов и матерей нужно любить, но не умирать, если вы их потеряли. Всегда на Христа надеяться. Христос — это для нас все. Как старец Порфирий говорил: «Из Церкви ушли — упали». Умер Иоанн Златоуст, умер Василий Великий и столькие святые, но Церковь же все-таки по своей дороге идет, потому что содержит Церковь Святой Дух.

Кому нужно читать Иисусову молитву

— Иисусову молитву не рекомендуется читать человеку, имеющему страсти, или же, наоборот, Иисусова молитва страсти попаляет? Сначала сердце навыкает, затем она становится дыханием?

— Тот, у которого страсти, в первую очередь должен творить Иисусову молитву. Иисусова молитва не для тех, которые называются чистым. Мы все грешные. Все мы согрешили и лишены Божественной славы, поэтому нуждаемся в молитве, особенно Иисусовой.

Важно исповедовать свои помыслы

— Возможно ли сейчас в Беларуси монашеское делание — откровение помыслов? Может ли игумен или игуменья заставлять подчиненных открывать помыслы, или это дело добровольное?

— Не понуждать, а убеждать. Должны исповедовать свои помыслы. Монах, который скрывает сознательно свои помыслы или грехи — это добыча дьявола.

На главную