Встреча в Ляденском Свято-Благовещенском монастыре

Первая совместная молитва

12 ноября архимандрит Ефрем посетил Ляденский Свято-Благовещенский монастырь, настоятелем которого является епископ Борисовский, викарий Минской епархии владыка Вениамин.

Видео:

Просмотр с маломощных компьютеров

Аудио:  W

без греческого:

Владыка Вениамин: Ваше высокопреподобие, досточтимый отец Ефрем! Дорогие отцы, братья и сестры! Ныне [икона] «Отрада или Утешение» пришла в нашу обитель, даже, более того, не только в обитель, но и в землю нашей страны Беларусь.

Мы рады приветствовать делегацию Ватопедского монастыря во главе с игуменом архимандритом Ефремом, братию, сопутствующую ему, благочестивых мирян, всех паломников, кто прибыл на сие торжество. Ватопедсткая обитель, как и наш монастырь, имеет Покровительницей Царицу Небесную. Главный праздник — Благовещение Пресвятой Богородицы. И очень отрадно, что визит Ватопедского монастыря в нашу Белорусскую землю начинается здесь, в Ляденской обители.

Мы здесь совершили первую совместную молитву у точного списка иконы «Отрада или Утешение». Эта икона будет путешествовать вместе с делегацией по нашей стране. Мы верим, что это путешествие иконы Божией Матери послужит возрождению духовной жизни в нашей стране, приливу новых жизненных сил верующих. Надеемся, что людей, далеких от Церкви, побудит задуматься о духовных богатствах. И мы сердечно благодарим отца Ефрема и братию за вот это великое утешение — передачу иконы «Отрада или Утешение» в дар нашей обители.

И мы молимся:

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Желаем отцу Ефрему и всем ему сопутствующим, чтобы вы в духовной радости о Господе провели время на Белорусской земле.

Бог вам в помощь по молитвам Царицы Небесной!

В знак нашей благодарности и любви просим принять в дар Ватопедской обители святые мощи новомученика Константина (Жданова).

Священномучениче, отче, Константине, моли Бога о нас!

О. Ефрем: Мы, Ваше преосвященство, тоже очень рады, что первый раз находимся в вашей стране. Мы приехали со Святой Горы, места постоянной молитвы, аскезы и бдения, самого Богородичного места в Православии. Мы привезли вам в дар точный список иконы Божией Матери «Отрада или Утешение», одной из семи чудотворных икон нашего монастыря.

Я смиренно думаю, что присутствие этой иконы в монастыре будет способствовать возрождению и восстановлению духовной жизни верующих страны. Каждый из нас знает, какую роль играет Богородица в жизни Церкви: Она молится за всех нас. Она покровительница монахов. Мы чувствуем, как Она нам помогает. И как Она радуется, когда видит, что еще хотя бы одна душа возлюбила Ее Сына, как монахи всем своим естеством следуют за Ним…

Богородица является Покровительницей Святой Горы Афон. И это не случайно. Ведь Она единственная в мире во всей глубине постигла, что смыслом жизни человека является освящение, святость каждого человека. И поэтому каждый святой, который следовал за Христом, питал к Богородице особенную любовь. Ведь Она вдохновляет всех, возжигает духовное пламя и теплоту в сердце каждого христианина. Поэтому Богородица связывает и объединяет нас. Все мы знаем, как Она утешает нас в скорбях, как Она подает силы и смелость в наших испытаниях, как Она просвещает нас, чтобы мы соблюдали пути святости. Поэтому является великим благословением Божиим то, что будете иметь постоянно здесь афонский список Богородичной иконы. И будете вспоминать, что молятся монахи, которые находятся на Святой Горе. И писали они вам эту икону с непрестанной молитвой.

И когда вы будете прикладываться к иконе, будете чувствовать и вспоминать Материнский Покров Божией Матери.

Его преосвященство владыка Вениамин является частым гостем Святой Горы. Его посредничеством мы находимся сегодня с вами.

Как я сказал вашему высокопреосвященнейшему митрополиту Филарету, сегодня ваша Церковь свободна от тех темных сил, которые много лет не давали Ей жить свободно. Строятся церкви, восстанавливаются монастыри. Но мы должны пойти еще дальше: должны восстанавливаться, во-первых, наши сердца. А нервами и сердцем Церкви являются монастыри. И поэтому мы, монахи, должны ещё больше обратиться к внутренней сокровенной духовной жизни, предаться умному деланию, усладиться о Господе. Богатство православной духовности — это внутренняя жизнь.

Человек прежде всего является духовным естеством и несет благодать в своем сердце. Поэтому через постоянное соблюдение заповедей Христа приходит внутрь нас энергия Божественная благодати. И эта благодать постоянно дает нам силы обращаться и быть обращенными всегда к Богу. И тогда человеку, особенно монаху, мало-помалу дается бесстрастие. И становится он престолом благодати, становится сосудом Святого Духа. И свидетельством своей жизни доказывает, что Церковь продолжает совершать свое дело. То есть, «Церковь, — как один старец говорил, — это Завод по производству святых». Нам сейчас передал владыка Вениамин частицу святых мощей новомученика Константина. Это человек, который много претерпел за проповедь Христа.

Плоды Церкви — святые, и поэтому мы должны своей жизнью доказывать, что продолжает Церковь делать свое дело в сердцах людей.

И пусть поможет Богородица, Которая является Первой после Первого, Которая сейчас находится между нами через Свою икону, пусть Она всех нас вдохновляет и помогает, чтобы наши сердца постоянно были обращены к Ее Сыну, так, чтобы прославлялась Православная Церковь!

Слово после Божественной литургии

Видео:

Аудио: X

Отец Ефрем: Во главе Пресвятой Богородицы через Ее чудотворную икону еще пребываем в таинстве Божественной литургии. Как все вы знаете, Божественная литургия — это сердце всей церковной жизни. Святой Престол — источник силы, источник снабжения, источник благодати. И поэтому все мы вкушаем обильно плодов благодати Божественной евхаристии, литургии. Важно, чтобы человек брал эту благодать, которая обильно дается в этом таинстве. Таким образом он имеет все силы пройти тот духовный путь, который не совсем легок. Во-первых, таинство крещения. После крещения человек должен постоянно подвизаться с помощью благодати добрым подвигом духовной жизни. Потому что брань наша, борьба наша, не против плоти и крови, не против людей, а против сил и властей, миродержателей тьмы века сего (ср. Еф. 6:12). Наши наследственные страсти, страсти, которые мы сами стяжали, страсти, которые приобрели нашей невнимательной жизнью — всем этим даем еще больше прав темным силам на нас. А благодать, которая подается даром в божественных таинствах Церкви, и особенно в Божественной литургии, очень много сил дает человеку в этой брани. И не только для того, чтобы сопротивляться злым духам, а, как говорит Иоанн Богослов, Бог дал нам власть чадами Божиими быть (ср. Ин. 1:12). В этой Церкви самое святое учение, самое честное. И из-за неописуемой Ее чистоты, стяжала Она эту власть. И имеет Она власть молиться и предстательствовать о всем мире перед Своим Сыном. И поэтому Бог просветил через Своего Святого Духа Церковь. И Церковь чтит Его Мать больше всех. И каждый из нас, кто взирает на Ее икону, вспоминает Ее, получает силу, укрепляется, умиляется, утешается. И Сама Она пророчествовала, так как имела больше всех дар пророчества. Отныне, — сказала Она, — будут Меня ублажать все роды (ср. Лк. 1:48). Эта слава, которую дал Ей Ее Сын, Иисус Христос.

Еще одно таинство, тайна великая, которую мы видим в Церкви — это то, что очень редко иконы только Христа чудотворят. Обычно Он на иконе вместе со Своей Матерью. Он радуется, Ему приятно, когда в первую очередь прославляем Его Мать.

В истории с иконой Божией Матери «Отрада или Утешение» Богородица является более милостивой, чем Ее Сын. Когда игумен передал ключи с этой иконой привратнику, который должен был открыть врата утром, заговорила Богородица и запретила открывать монахам врата, говоря, что там разбойники, которые хотят пробраться в монастырь. И сразу после этого как бы живым становится Маленький Христос, изображенный на иконе. Простирает Христос ручку Свою, закрывает уста Божией Матери, говорит: «Нет, Мать, не предупреждай, — пусть они будут наказаны за свое нерадение». Но Богородица, хотя Она и является для нас образцом послушания, Своим Материнским дерзновением не слушается Своего Сына, убирает Ручку со Своих Уст и еще, и еще раз повторяет предупреждение.

Вот это мы должны использовать, и должны Ее много умолять и просить, чтобы Она умоляла Своего Сына за нас. И будет всегда подавать нам силы, чтобы подвизались добрым подвигом веры, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса Христа. И от власти злых духов, которые нам постоянно угрожают, Он нас освободит. В этом назначение нашей святости.

Аминь.

Беседа с братией монастыря

Аудио: X

Владыка Вениамин: Благодарим отца Ефрема за молитвы в храме нашей обители. Желаем, чтобы эта первая молитва на Белорусской земле вдохновила Вас на дальнейшие труды, которые Вы понесете, совершая паломничество и просвещая верующих в различных уголках нашей страны.

Сейте слово Божие обильно, с любовью. Матерь Божия пусть содействует Вам в этом!

Отец Ефрем: Я очень рад, что помолились сегодня вместе. И держите ту силу, которую Господь нам дал — силу Православия держите крепко. Эта сила связывает Грецию с Беларусью. Православие — это не идеология какая-то, не философская теория, не какие-нибудь идеалы простые, а, имею в виду, опытное переживание Святого Духа. Иисус Христос — Бог и Господь Вселенной — об этой силе говорил, что врата ада не могут ее одолеть. Какие бы испытания, искушения ни случились бы в вашей жизни, никогда не станете на колени перед трудностями. Сказал Господь, что дал нам силу наступать и на скорпионов, и на змей, и на всякую силу вражескую (Лк. 10: 12). Поэтому держитесь у Церкви, живите Церковной жизнью и не бойтесь ничего. Бог с нами.

Христос воскресе!

— Как отличить усталость от искушения?
— Мы наше уныние иногда хотим объяснить усталостью. В этом тоже нам поможет общение с духовным отцом. Спрашиваем у него.

— Как лучше творить Иисусову молитву: полную или краткую?
— Человеческая природа в наши дни очень ослабела, и нет много сил творить чистую молитву. Поэтому чем меньше молитва, тем удобнее уму чисто молиться ею: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя».

— Что значит быть смиренным?
— Послушание и отсечение своей воли… Смирением мы очень многие свои проблемы решим… Однажды старец Паисий остался с мирянином, который жаловался ему, что жена его не понимает. «Она тебя не понимает, а ты ее пойми тогда». Как он поймет жену? Снисхождением, уступчивостью.

[На вопрос об умерщвлении своего «я»:]

— Плохо, когда скрывают от отца своего духовного что-то в исповеди… Один монах исповедовался — какую-то ошибку допустил. Два месяца ее держал-держал, потом не смог сдержаться — пошел и исповедовался. «Я часто, — говорил тот монах, — подходил к исповеди, но думал, как духовный отец ко мне относиться будет после исповеди». Это ошибка. Если старец из-за ошибки отвернется от нас, тогда какой он отец? На ваше общение с духовным отцом не смотрите светским глазом, а: «Я готов перед всем миром исповедоваться».

…Игумен монастыря — не только управляющий монастырем, а духовный отец братии. Это особенно подчеркивает Василий Великий, который является основоположником реального монашества. Поэтому, насколько можете, слушайте духовного отца.

…Но это не значит, что [если нет духовника] монах скажет: «Нет игумена — останавливаю на время свою монашескую жизнь». Иоанн Лествичник говорил: «Когда видна добродетель монаха? Когда нету рядом старца, духовного отца».

на главную