Встреча в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь

Встреча в Палате представителей
Национального собрания
Республики Беларусь

Архимандрит Ефрем посетил Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, встретился с представителями делегации Национального собрания Республики Беларусь в Межпарламентской ассамблее Православия.

Видео:

Аудио W

Отец Ефрем высказал свое пожелание депутатам: «Чтобы были депутаты разумными, чтобы у них было суждение правильное. И чтобы знали, какая у них паства, так как они являются отцами народа».

Перед встречей с представителями делегации Национального собрания Республики Беларусь в Межпарламентской ассамблее Православия игумен Ефрем ответил на вопросы журналистов.

— Какое значение Вы предаете контактам между Греческой Церковью и Республикой Беларусь, и что, на Ваш взгляд, главное во встречах с парламентариями?

— Мы, святогорцы, принадлежим не Греческой, а Вселенской Церкви, Вселенской Патриархии.

Но для нас важны отношения наших двух стран. Греция — та страна, которая до сих пор была свободна и сохранила Православие в чистоте и свободе.

Вы живете в той стране, где Церковь многие годы не могла действовать и жить свободно. И, думаю, духовная связь между нами поможет тому, чтобы восстановилась, стала опять на ноги ваша Церковь.

Очень на нас большое впечатление оказывает благоговение и благочестие вашего народа. Белорусская Церковь много лет терпела, трудные годы пережила, и сегодня опять является свидетельством Иисуса Христа.

Святая Гора — это часть Греческого государства, но в свои объятья берет все Православие. Мы, приглашенные Церковью Беларуси, первый раз из монастыря Ватопед приезжаем к вам.

Наша цель — передать вам свидетельство святой духовной опытной жизни, которой живем на Святой Горе Афон. Святая Гора — это единственное действующее монашеское государство в мире, и до сегодняшнего дня духовная преемственность не останавливалась на Святой Горе Афон ни на секунду. И мы приехали для того, чтобы сказать и передать то, что мы видели, слышали и до чего наши руки дотрагивались (ср. 1 Ин. 1:1).

— Почему тут проходит собрание, а не в церкви?

[Отец Ефрем пояснил, что впереди у них еще очень много встреч, и встречи эти запланированы Белорусской Православной Церковью.]

О. Ефрем: …Должны хорошо осознать, что в наших руках и наших сердцах имеем великую силу, которая называется Православием. Первое и самое большое богатство вашей страны — это Православие. Эта духовная сила связывает наши две страны. И должны гордиться этим. И эту силу мы можем переживать опытно: вкушать силу в Святом Духе.

После этого афониты встретились с участниками Меж-парламентской Ассамблеи Православия.

— Мы считаем, что деятельность Межпарламентской Ассамблеи Православия не была бы полной, если бы во всех наших мероприятиях активно не участвовали бы представители Православной Церкви. Для нас, белорусских парламентариев, очень важно участвовать в деятельности Межпарламентской Ассамблеи Православия. Беларусь — это поликонфессиональное государство… В нашем парламенте большинство депутатов относят себя к Православной Церкви. У моих коллег накопилось много вопросов, часть из которых мы попытаемся задать, чтобы услышать Вашу точку зрения.

— Я вижу, что вас глубоко интересует Православие. И это очень хорошо. Сила ваша заключается, прежде всего, в Православии. Православие — это не философская теория, это не только идеал какой-то, не идеология, не какой-нибудь романтизм. Это опыт Святого Духа. Это то, чего жаждет душа каждого человека. В Европе много бывших христиан, которые сейчас стали атеистами. Почему они сегодня безбожники? Многие из них приезжают к нам на Святую Гору, в наш монастырь, и говорят, что «нас не удовлетворяло то христианство, которое мы знали до сих пор, не наполнялась этим наша душа».

И в России, и в Беларуси, хотя против Православия велись гонения целых 70 лет, коммунизм пал без больших переворотов. Коммунизм как бы сам пал, как бумажная крепость. Почему? Потому что души людей сохраняли Православие. Особенно души бабушек, которые не считались ни с кем и крестили своих внуков и внучек тайком. Потому что они жили опытно силой Православия. И вы, как депутаты, тоже призваны к тому, чтобы опытно переживать Православие. Вы, хотя и депутаты, но все-таки относитесь к пастве Церкви, вы члены Церкви. Но, с другой стороны, вы можете с вашего места представить Православие во всей его красоте. И молодым тоже сказать, что Православие является гордостью вашей страны. Чтобы вы тронули сердца молодых. Чтобы в державе всегда опытно переживалось Православие. И Православие принесет облегчение человеку.

— Что сегодня характеризует взаимоотношение между Церковью и парламентариями Греции? Какие процессы происходят? Это процессы усиления взаимодействия либо ослабления контактов?

— К сожалению, сегодня у Церкви не самые лучшие взаимоотношения с государством Греции. Не потому, что есть личная вражда представителей государства и Церкви. Но, к сожалению, есть некоторое течение со стороны Европы, которое очень влияет на Грецию. И это течение — западное течение антропоцентризма. Оно отдаляет людей от церковной жизни. И люди начинают оправдывать свое отступление от Церкви. Это серьезная проблема. Но, несмотря на это, очень много верующих в Греции. Мы это видим из паломничеств на Святую Гору. Многие гости-паломники приезжают из самой Греции. Это люди, которые очень любят и обращают взор свой, полный надежды, на Святую Гору.

К сожалению, [и] в Греции есть этот гуманистический дух [Под маской гуманизма насаждается вседозволенность. Понятие гуманистического духа хорошо раскрывают слова настоятеля Успенского храма в пос. Джубга прот. Евгения Иванова о том, что первым гуманистом в этом плане выступил сатана, когда советовал Еве съесть запретный плод.]…

Наши парламентарии и вообще те, кто управляет страной, не могут понять, осмыслить тот факт, что 95% страны нашей — православные. Те люди, которые сегодня придают значение Церкви, те, которые обращаются к Церкви, не считаются людьми прогресса. Сегодняшняя же гуманитарная, гуманистическая теория представляет как образец человека с антропизмом: человека образованного, экономически состоятельного, у которого комфортная жизнь. Управляют людьми так, чтобы все были успешными. Эта культура, которая считается сегодня европейской культурой, забывает, и это существенная ошибка, что человек — это существо божественной благодати и освящения, что человек — это существо, призванное к святости.

К сожалению, эту ошибку допускают и в Греции. Это линия Европы, которая везде насаждается людям. Сегодня господствуют пансексуализм, разводы, разрушение семьи, терроризм, который все время растет и расширяется. Терроризм, по сути, — это сердце человека, доведенное до скотского, скотоподобного состояния. Увеличивается число наркоманов. Это все плоды философского отдаления от Церкви.

— Как сегодня Православная Церковь Греции взаимодействует с системой-сферой образования? Я представляю в Парламенте многотысячную аудиторию педагогов страны. И хочу сказать, что мы сегодня испытываем очень большую потребность в таком духовном общении и просвещении, хотя по статусу у нас светское государство и светское образование.

— Греция всегда была свободной страной. Но наши политики, несмотря на это, не придали должного значения силе Православия. Запретили в Греции священникам-духовникам ходить в школы исповедовать учеников. Психолог может идти, человек искусства может ходить, актер может ходить. Духовнику запрещен вход… Это большие ошибки, духовное «схождение с рельсов», за которое мы сейчас расплачиваемся скорбями, потому что действует духовный закон.

— Нас очень беспокоит ситуация, связанная с молодежью и с массовой культурой, которую молодежь активно принимает. На мой взгляд, это явление, характерное для стран Западной Европы, развивается сейчас и в нашем государстве. И во всех государствах на постсоветском пространстве. Как, на Ваш взгляд, Церковь должна противостоять молодежной культуре [имеется в виду негативным тенденциям]? Что в Греции делается в этом направлении?

— Когда священник служит литургию, когда звучат колокола храма и призываются все на службу — эти звоны и само богослужение, по сути, и есть сопротивление всем течениям, о которых мы говорили. Это призвание людей против умерщвления секуляризацией и уничтожения, обнищания человеческой личности. Какой глубокий смысл имеет звон колоколов? Зовет человека к молитве, зовет к покаянию, зовет к жизни Церкви, жизни в таинствах Церкви. Потому что именно там исцеляется человек. Дети, которые с малых лет начинают исповедоваться (я бы сказал, что надо начинать уже с 6-7 лет), через исповедь понимают, что значит грех.

Помню, пришел ко мне один пятилетний мальчик и говорит: «Моя сестра меня бьет». А я говорю: «А ты чем отвечаешь?» «Я, — говорит, — на нее плюнул». И признал мальчик свою ошибку. И своим путем маленьким покаялся. Очень важно, чтобы с малых лет учился человек каяться. И потом, когда станет подростком, даже если круг сделает и отдалится от Церкви — все-таки в Церковь вернется.

Вы, родители, несете большую ответственность за то, какое воспитание даете детям с малых лет. И Церковь может существенную роль сыграть в этом деле. Своей богослужебной жизнью вы помогаете своим детям.

— Сегодня для всей Европы, для государства, одной из серьезных проблем становится демографическая проблема. Какова Ваша точка зрения на решение этой проблемы? У нас сейчас в Палате представителей находится проект о репродуктивных технологиях, о суррогатном материнстве, и для нас очень важно и Ваше мнение.

— Во-первых, демографическая проблема — это продолжение части духовной проблемы. Человек, у которого нету веры в Бога, смотрит на события своей жизни «логическим глазом». Логически дважды два — это четыре, а по-богословски дважды два — это и десять тысяч, и пятнадцать тысяч, и двадцать тысяч… Потому что с помощью веры человек выходит за рамки естественного и природного, не потому, что он не приземлен и безразличен к проблемам земли, но своей силой веры. Верующий человек считает и всегда имеет в виду, что существует сила свыше, сверхъестественная. Неверующие люди боятся сегодня заводить детей, потому что думают так: «У меня нет зарплаты, которой смогу покрывать расходы детей». Но когда есть вера в Бога, то у веры есть свои меры и степени. Верующий человек живет опытно тем, что говорит Христос: Птицы не сажают и не жнут — Отец Небесный их питает (ср. Мф. 6: 26, 28). И столько есть у нас примеров многодетных семей, которые жили бедно, но преуспели и благословились Господом все дети семьи.

Сегодня еще есть проблема абортов. Это страшная проблема. Современная европейская позиция не говорит об абортах, а говорит о «прерывании беременности». Как будто мы говорим о прерывании электричества в цепи и тому подобном. Это как бы одно и то же. Так говоря, люди хотят избежать чувства вины.

Аборт — то убийство, и первая, кто помогает этому убийству — ама мать… Сейчас хотят узаконить аборты. В Греции, говорят, совершается 300-500 тысяч абортов в год. И это большая проблема, о которой умалчивают. Это как война, в которой погибает ежегодно 300-500 тысяч людей.

Мы, святогорцы, не против искусственного оплодотворения. Но есть обязательные предусловия: мы не хотим, чтобы врачи оплодотворяли 10 яйцеклеток, а потом 7-8, которые не нужны, выбрасывали. Потому что если яйцеклетки оплодотворяются, то они уже люди. То есть это как аборт получается.

Мы говорим: «Оплодотворите 2-3 яйцеклетки и сажайте в мать, и если все выживут — астите всех детей. А если не хотите столько — не делайте столько».

Когда берут сперму другого, чужого человека, или сажают потом в чужую мать, возникает очень много проблем. То есть если используются яйцеклетки и сперматозоиды не родителей, не супругов. Этого надо избегать. Не забывайте, есть еще возможность усыновления. Супружеская пара, у которой нет детей, сделает очень хороший шаг, когда какого-нибудь бедного, заброшенного ребенка усыновит. Только надо учитывать, что когда взрослеет человек и узнает ребенок, что его родители не родные, то меняется у него расположение к ним. Например, один папа приехал к нам в монастырь: «Мой сын в 16 лет в первый раз узнал, что его усыновили. До этого он нас обожал, а сейчас ругает матом». Тяжело человек переносит подобные события. И еще, если муж знает, что это не его сперма — не принимает ребенка, его душа сопротивляется этому. И может начаться ревность. По сути это прелюбодеяние.

Церковь не против генетического прогресса, но за то, чтобы не отвергалась человеческая личность. Яйцеклетка, которая оплодотворяется — это уже лицо, личность. Не пренебрегать и не выбрасывать! И второе, чтобы брак был безупречен, чтобы не брали у других

[11 января 2012 года, в день памяти младенцев-мучеников Вифлеемских в минском приходе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», проходила пресс-конференция, приуроченная к акции «Защити дитя!», на которой врач-гинеколог, кандидат медицинских наук Галина Владимировна Жигунова сказала: «Нет ни одного гормонального средства, которое было бы лишено многочисленных побочных влияний: воздействий на эндокринную, сердечнососудистую и другие системы организма, включая опухолевые про-цессы. Самое серьезное, что нигде в наших рекламных брошюрах не указывается, что гормональные контрацептивы приводят к тромботическим процессам, то есть к тромбозу, вплоть до смертельных случаев. Это отражено в документах Всемирной организации здравоохранения, с указанием конкретной статистики. В наших же брошюрах я даже словосочетания “тромботические осложнения” не нашла. От людей скрывается истина. Появились новые методы прерывания беременности — медикаментозные аборты, которые производятся на ранних сроках беременности. Женщина может принять таблетку — и нет человека. Эти методы имеют последствия серьезные. Есть осложнения: кровотечения, и женщине приходится часто прибегать к оперативному вмешательству, но реклама хорошая и многие пользуются… Некоторые рекламные проспекты на гормональные контрацептивы указывают «нет беременности». То есть человека вводят в заблуждение.

Хотела бы сказать пару слов об экстракорпоральном оплодотворении… По новому законодательству оно в некоторых поликлиниках будет бесплатным. Экстракорпоральное оплодотворение — это оплодотворение вне тела человека, то есть в пробирке. И женщина часто заблуждается — думает, что она согласится на введение оплодотворенных яйцеклеток в количестве двух или трех эмбрионов. И она может даже получить благословение священника, если этот священник не будет просвещен, как происходит методика экстракорпорального оплодотворения. На самом деле, в нынешнее время, в нашем десятилетии в Беларуси не существует ни одной методики экстракорпорального оплодотворения, которая бы обеспечивала жизнь оплодотворенных зародышей. Почему? Ведется культивирование зародышей. В процессе культивирования погибают зародыши. И еще используется криоконсервация — замораживание. В процессе этого тоже гибнут зародыши. И подсаживается два или три избранных зародыша, причем избранных, качественных (еще врач будет выбирать!). И в юридических документах нигде не указано, что идет отсев и гибель эмбрионов. И еще, эффективность такого подхода всего 30-40%. То есть женщина обратилась — эксперимент над зародышами не удался. Она второй, третий раз пользуется экстракорпоральным оплодотворением. Иногда седьмой, иногда двенадцатый,… — и все время гибнут собственные зародыши.

Экстракорпоральное оплодотворение, как написано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, “нравственно недопустимо, потому что происходит разрушение, гибель остаточных эмбрионов”».

И еще одно замечание. Грехом считается «…извержениее якобы с медицинской целью семени, для искусственного оплодотворения,…» Владимир Губанов. «Полный перечень грехов». Развитие духовности, культуры и науки. М.:2005.]

— Сегодня весь мир и европейские государства, и республика Беларусь внимательно следят за политическими событиями в Греции. Каково Ваше мнение? Что движет людьми: социальная справедливость или какой-то меркантильный интерес?

— Я не думаю, что у наших депутатов и парламентариев есть какие-то меркантильные цели. Каждый старается для своей страны, но по мере своих сил. Думаю, на данный момент Греция несет епитимью — наказание за то, что не пускают священников в школы, и вообще за антропоцентрические тенденции.

— У нас сейчас тоже непростая экономическая ситуация. И всегда наше государство на первую позицию ставит именно социальную направленность. То есть заботу о человеке.

— Очень хорошо, что заботится государство о человеке. Но те, которые управляют, не должны забывать, что человек в первую очередь имеет духовное естество.

— Как неверующие люди будут относиться к тому, что будут уменьшаться пенсии, например. Вернее, пенсии не будут расти, как раньше росли: 2-3 раза в год повышались. И как помочь в этой ситуации людям?

— Когда у человека Бог рядом, он найдет силы справиться. Апостол говорит: не оставит Бог нас искуситься больше, чем у нас есть силы. Мы все должны понять, что человек не только то, чем кажется, а человек, по сути, — то, что мы не видим. Мы говорим иногда: «Какое хорошее выражение лица у этого человека». Выражение лица есть у человека, у которого, например, нет глаз или нет носа… Выражение лица — это внешняя картина его внутреннего состояния — положительного или отрицательного. То есть человек — это, в первую очередь, дух, душа.

И люди, хотящие помочь другим людям справиться с тяжелой экономической ситуацией, во-первых, должны способствовать тому, чтобы эти люди нашли или начали искать духовную пищу. И когда человек находит духовную пищу и питается духовной пищей, то он любую проблему в жизни преодолеет. Старец Паисий Святогорец, современный нам святой, в 1994 году говорил: «У Бога нет безвыходных положений, тупиков». Это важно.

…Я хочу помолиться о вас, чтобы вы осознали свое глубокое назначение. У вас перед Богом большая ответственность. Берите пример с наших — плохой пример — на ноги теперь не могут встать. Я в прямом смысле: не могут пройти по улице, потому что у нас сметану бросают и яйца. Хотя это и неправильно, потому что они все-таки законодательные органы государства. Но народ вот так реагирует на их поступки.

Поэтому вы любите Церковь, укрепляйте Церковь. И никогда не отождествляйте Церковь с некоторыми лицами, которые допускают некоторые ошибки. Не отвергаем ведь мы медицинскую науку из-за того, что существуют нехорошие врачи.

— Каждая встреча с представителями Церкви обогащает…

— Все, что можете делайте, чтобы стоять рядом с Церковью.

на главную