Встреча со студентами и преподавателями Белорусского государственного университета

Встреча с преподавателями и слушателями РИВШ БГУ

 

Аудио: X

Отец Ефрем: Мы рады находиться вместе с вами сегодня. Господин проректор рассказал немножко о ваших программах и деятельности.

Мы, которые живем на Святой Горе, беспокоимся и заботимся о том, как протекает воспитание людей, особенно в православных странах. В частности, наш монастырь Ватопед особенно занимался этой темой. Доказательство тому — создание Афониатской церковной академии, которая при турецком владычестве была единственным университетом во всей Греции. Тогда директором этой школы был известный в стране общественный деятель Евгений Вулгарис. Одним из выпускников этой школы был и святой Косьма Католийский, равноапостольный, который в тот трудный для Греции период создал более 200 школ.

Хотя монахи-святогорцы, являются, главным образом, людьми безмолвия и молитвы, думают они и болит у них сердце и о преуспевании людей — внешнем и духовном — и о том, чтобы люди получали правильное образование.

Церковь всегда особенно заботилась о воспитании и образовании людей, и самые великие ее представители — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — являются особенными покровителями образования. Некоторые говорят, что эти три святителя являются покровителями образования, потому что они в свое время занимались и философией. Но эта теория неправильна. Они были как раз против философии и занимались богословием, потому что богословие дает человеку то, что является целью его жизни — обожение.

Потому что цель истинного воспитания — это научить людей, воспитать в людях тот образ мышления, что должен заниматься человек нетварным, небесным. И я очень рад вашим стараниям сотрудничать с вашей поместной Церковью, чтобы решили вы многие проблемы правильного и духовного воспитания людей. Потому что очень важно, чтобы вы помнили всегда: главную роль в воспитании людей играет то, что преподаватель не должен забывать, что человек, во-первых, является духовным естеством, что у человека есть бессмертная душа, ради которой Христос умер. У человека есть совесть, память, воля. Все это доказательство духовной стороны и состава человека, и бессмертия тоже.

Как отличается человек от бессловесных животных: кроме прочего у человека есть и логика, есть слово у человека — чего нет ни у кого другого. Хотя слово является главным способом общения, человек умеет общаться с другими и взглядом, выражением лица, и молчанием даже. Человек помнит всю свою жизнь, начиная с трех лет.

У моего отца, помню, на Кипре была ферма коров. И когда рожала корова, и теленку становилось 9 дней, продавали его — мама корова плакала 3 часа, а потом забывала теленка. Я тогда был еще маленьким и думал про себя: «Как мама забыла за три часа своего ребенка?»

Человек может и через 40, 50 лет не забыть своего любимого человека. Потому что у животных есть только инстинкт.

У человека есть и логика, ум, и совесть, и воля, желание, и всегда он действует сердечно. Поэтому является человек царем твари. И поэтому человек должен и правильное воспитание принять, должен стать хорошим ученым. Не правильно, когда говорят, что Церковь против науки. Дело Церкви — сделать человека совершенной личностью. Ученого, в конкретном случае.

Часть II

И станет ученый совершенной личностью, если, во-первых, решит свои личные духовные проблемы. Чтобы стать совершенной личностью, должен и сам жить Христом, и иметь образ мышления Христа. И когда будет жить Христос в нем, тогда сможет и вдохновлять своих учеников.

Ученый только сухим знанием не может вдохновлять и оживлять своих учеников. Поэтому Иустин Попович — новоявленный сербский святой — сказал одну прекрасную вещь: «Ты — профессор — стань святым профессором. Ты учитель — стань святым учителем. Врач — стань святым врачом». И тогда всей своей жизнью и своей личностью будешь вдохновлять всех окружающих.

— Я преподавал идеологию. В какой степени духовные вопросы можно помещать в курс идеологии. В какой степени идеология, как предмет, сочетается со знанием религии?

— Обязательно должны и о духовной жизни говорить…

Идеология — это, по сути то, что учит об идеалах. Если у человека нету духовных начал внутри, не может он иметь и идеалов в жизни. Чтобы возжелать и стремиться к идеалам, должен бороться против себялюбия, а без Святого Духа человек не может победить себялюбие, которое является очень сильной страстью.

— Как относится православное богословие к теории о происхождении вселенной от одного сильного взрыва?

— Священное Писание — книга не научная, а богословская. И там рассказывает Писатель о том, как все было и как создавалось. О взрывах в Священном Писании ничего не говорится — это фантазии людей.

— Мы смотрели по телеканалу «Мир» Ваши беседы с россиянами. Мы — один народ, но официально живем в разных государствах. Мы чем-нибудь отличаемся друг от друга (русские-беларусы, беларусы-греки) или нет?

— Отличаетесь от русских тем, что вы более миролюбивый народ. Они более озорники. Мафия у них там…

У греков с беларусами более тесные связи. И мы любим спокойствие и мир, но вы — больше. Что всех нас объединяет — это единая вера — Православие. И это очень сильный фактор объединения. Главным богатством и силой вашего народа (хотя Беларусь сейчас из-за разных внешних факторов считается бедной страной) является Православие. Оцените это по достоинству и используйте в хорошем смысле. Не нуждаетесь вы ни в ком.

— Как понять, ты поступаешь по Божией воле или по самости?

— Во-первых, говорит нам об этом совесть наша. Если есть какие-то внутренние противоречия, тогда спрашиваем специалистов этого дела, то есть духовников.

— Что Вы можете сказать о практике Иисусовой молитвы в миру? Как ее можно сохранить в нашем суетливом мире?

— Если будем стараться, можем ее очень легко держать внутри. И еще, очень важно, чтобы в течение суток у нас было определенное время, когда будем заниматься исключительно Иисусовой молитвой.

Первое, закваска этого дела, — это выделить время: 15-30-45 минут (по силам и по возможности), чтобы каждый день занимались этой молитвой.

Потом, наряду с этим, когда мы куда-то идем, сидим, что-то делаем — будем, делая дело, творить Иисусову молитву.

Однажды навестил одного аскета — отца Ефрема Катунакского на Святой Горе. К нему пришел один прокурор. Он в беседе со старцем пожаловался, на то, что у него совсем нету времени: весь вечер он вынужден читать свои дела. Не было у него вообще времени для молитвы. Говорит ему старец: «Когда встаешь утром и надеваешь одежду, говори: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». То же самое делай, когда умываешь руки, лицо,…». И так этим маленьким действием и старанием воздействовала благодать, что прокурор находил все большие и большие возможности в течение дня, и, со временем, целый час мог уже уделять и молиться.

Вы начинайте свои старания в этом делании, и потом воздействует благодать. Как в Священном Писании говорится: Дает Бог молитву молящемуся (ср. Еф. 6:18, Кол. 4:2, 1 Фес. 5:17, Сир. 35:16-17).

— Я представляю общественные науки. Общество, руководители ждут от обществоведов каких-то рекомендаций о том, как улучшить экономику, как улучшить жизнь общества. Как духовные знания могут помочь нам в познании общества и в выполнении этих практических задач?

— Знаете кто самый идеальный социолог, кто лучше всех знает науку общения? Тот, кто учится сперва общаться с Богом. Если наше общение с Богом правильное, тогда и с людьми мы будем общаться правильно. Сказал Господь: Сперва Бога возлюби, а потом ближнего, как самого себя (ср. Мк. 12:30-31, Лк. 10:27). Поэтому настоящее человеколюбие истекает из правильного боголюбия. Общение с людьми и общество — это не дипломатия и не внешняя, сухая, вежливость. Настоящее, правильное, общение между людьми: «Я хочу всегда жертвовать собой ради тебя». Как Евангелие нас учит, чтоб друг за друга и души клали (ср. Ин. 15:13, 1 Ин. 3:16). Настоящее общение между людьми только благодаря благодати Божией может быть достигнуто.

— Рады, что святогорские монахи сегодня вмести с нами, что они вне дома Божией Матери ради нас. Сейчас в Минске проходит конференция по православно-католическому диалогу. Как Вы относитесь к диалогам?

— Мы диалогов не боимся. Православие никого не боится абсолютно. Нужно только, чтобы диалоги проводились правильно, чтобы у диалогов были правильные предпосылки и предусловия. Должны все знать, что мы — Единая Святая Соборная Апостольская Церковь, и это они от нас отлучились. Нам нечего их о чем-то просить.

Видите, как заблудилась их церковь. И первое заблуждение — это место папы в церкви. Он — господин всего, он властелин, он безошибочен во всем, не ошибается никогда. Мы не говорим ни о ком: ни об архиепископе, ни о патриархе, что они безошибочны.

Мы говорим, что безошибочен только Вселенский Собор.

— Возможно ли взаимопонимание в вопросах социальных, в вопросах богословских?

— Социология занимается обществом, жизнью людей… А богословие занимается отношением человека к Богу. Богословие подготавливает правиль-ных людей для правильного общения друг с другом.

Может быть у православных и католиков какое-то общее поле деятельности: социальное служение, благотворительность,…

По богословию, сами говорите, что есть какие-то диалоги. Думаю, что в антропотических темах, скорее всего, во многом соглашаются католики с православными. В богословии труднее всего. Есть у католиков еще одна неправильная позиция насчет безбрачности клириков: не позволяют священникам жениться, не позволяют мирянам во второй раз венчаться.

Видите, какая свобода есть у нашей Православной Церкви? Даже до трех раз позволяют венчаться людям. Почему? Потому что хочет снисходить к членам своей Церкви. [Понятно, что тут, как и во всем прочем, требуется рассуждение. Приведем один из примеров того, что повторное венчание не правило, а скорее исключение и снисхождение, которого и православные все-таки стараются избегать.

Вот один из случаев, который произошел при жизни старца схимонаха Паисия Афонского: «Был один старик 84-х лет, который до смерти жены жил хорошо и прекрасно, исповедовался. Как только умерла жена, он стал очень страдать, и, чтобы забыться, пристрастился к телевизору. Не прошло и двух- трех месяцев после смерти жены, как старик решил жениться. Его духовник не знал как и втолковать ему, что то, что он задумал, дико и смешно. Сам же старик пришел на Святую Гору в калибку старца Паисия. Он высказал отцу Паисию свои соображения, и тот ему велел жить с детьми тихо и спокойно и не думать о женитьбе. Однако он душевно повредился и не слушал слов старца. Крепко подумав, старик сказал: “Знаешь, старче, я имею право взять двух других жен”. “Тогда я не выдержал,” — рассказывал об этом случае отец Паисий, — “я сказал ему, чтобы он убирался и чтоб глаза мои больше его не видели”. Какой-то монах забрал его и отвел в Кутлумуш. Видите, какой вред приносит телевидение». Священник Дионисий Тацис «Когда чужая боль становится своей». Жизнеописа-ние и наставления схимонаха Паисия Афонского. М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского. Приход храма Св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2011.]

— Насколько сегодня, как Вы считаете, актуален вопрос ереси?

— Тема ересей всегда актуальна. То есть человек из-за своего эгоизма отлучается и создает свои партии и секты. После падения первого человека человеческая природа искажена, развращена.

Не только в темах веры искажается, удаляется, отпадает, в ереси впадает, а вообще есть это настроение: сопротивление, восстание и так далее.

— Я знаю, что язык молитвы на Афоне — древнегреческий, и он отличается от новогреческого. В Афонских монастырях, кроме монахов-греков есть иностранцы. Есть ли у них особые занятия?

— Иностранцы учат греческий язык. У нас в монастыре есть несколько учителей, которые учат и новогреческому, и древнегреческому.

— Расскажите о своем пути образовательном: светском и духовном. Какие для Вас были важнейшие этапы?

— Я человек необразованный. Я студент в университете пустыни.

— Это хороший университет.

— Думаю, самый высший университет.

— Как Вы видите идеальное сочетание светского и духовного образования в современном обществе?

— Светское образование нами не отвергается. Но важно только, чтобы у ученого был духовный образ мышления, и он не забывал бы свою бессмертную душу. Потому что вы сами хорошо знаете, что очень часто преподаватели как бы принимают исповедь у студентов. И поэтому важно, чтобы преподаватель сам был духовным человеком и мог бы дать правильную линию жизни студентам, несмотря на то, будет ли тот электриком, инженером, ученым или кем бы то ни было.

— В этимологии слова образование заложено слово образ — образ Божий. В то же время есть тенденции современного постиндустриального общества, тенденции развития информационного общества, построенного на знаниях. Как Вы можете оценить эти тенденции?

— Может быть, сегодня отдается предпочтение знаниям, но когда святые отцы говорили о знаниях, то имели в виду сначала опытное знание, потом умственное, рациональное знание. Только у рационализма душа человека покоя не может найти. Душу человека наполняет только духовный опыт.

— Соотношение науки и религии: где грань? Научное открытие невозможно без феномена веры. Ученый должен верить в то чудо, которое должно произойти. Где заканчивается наука и начинается религия?

— Нету никаких границ, Религия человека глубоко в его сердце, и она воздействует на все выражения его жизни. Большая ошибка говорить, что есть какие-то границы науки и религии. Нет таких границ, потому что наука занимается своим делом — тварью, а религия — Творцом.

Нетварная Божественная энергия — благодать — находится в сердце человека, в том числе, ученого.

Врач остается верующим человеком и когда сидит в кабинете, и когда делает операцию, и когда преподает своим студентам. Верующий врач не скажет никогда, что сейчас у меня момент неверия и все, прекращаю быть верующим.

— Прерывала ли Киевская Митрополия отношения с Константинопольской Патриархией в первой половине XVII века, в то время, когда Речью Посполитой насаждалась уния?

— Я встречался и общался на эту тему с некоторыми учеными, которые занимались этой проблемой… Они мне сказали, что связи были, но были слабые в то время. Никогда Киевская Митрополия отношений со Вселенской Патриархией не прерывала.

— Наше законодательство до сих пор содержит статью о смертной казни. Как Православие относится к смертной казни, и как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы ее отменили?

— С духовной точки зрения, мы со смертельными приговорами не согласны. Церковь, с одной стороны, против нарушения закона, но, с другой стороны, хочет помочь преступнику измениться. Общество никакой пользы не получает от того, что человека сажают в тюрьму, не объясняя и не убеждая его в том, что то, что он сделал — неправильно, и чтобы он покаялся. Если он этого не сделает, то когда выйдет на волю, опять сделает то же самое.

— Я преподаю культурологию и философию. В своем выступлении Вы говорили о духовности. Но духовность для христианина, буддиста и представителя ислама различается и, возможно, будет трудно построить между ними диалог?

— Сильно различается духовность наша, мусульман и буддистов. У них другая культура. У мусульман, например, в Коране не найдете места, где было бы написано любить своих врагов. Наоборот, когда врага убиваешь, — тогда и идешь в рай, потому что, — говорится в Коране, — если неверующего убиваешь (а таким является каждый не мусульманин), уменьшаешь зло в мире. Поэтому терроризм своей основой имеет мусульманство.

— Вы сказали, что основное из наших богатств — Православие. Но у нас, в Беларуси, есть и католичество, и протестантизм… И говорят о толерантности, не только, как о черте межцерковного диалога, но и как о черте характера.

— Говоря о Православии, мы не пренебрегаем людьми: католиками или протестантами, но, говоря о духовных позициях этих церквей, мы говорим, что Православие выше всех. Это не значит, что мы враждуем против этих людей. Но так как живем и проживаем правильность Православия, поэтому и говорим о нем.

Приезжают на Святую Гору очень многие монахи-католики и когда видят там православную духовность во всей полноте, говорят, что вы, православные, сохранили истину, а мы ее исказили.

И даже по внешнему виду отличается Православие: нет у них аскезы, все они поменяли, исказили…

Возьмем, к примеру, историю католичества. В 1054 году была схизма. И, со временем, если заметите, они постоянно что-то уменьшают, убирают и меняют основательно: то посты им не нужны, поклоны не нужны, молитвы,… — там все сокращают со временем.

Основной чертой Христианской Церкви всегда была аскетичность, которую сохранила только Православная Церковь.

Доказательством этому является еще и то, что Христос сразу после крещения ушел в пустыню. Постился там 40 дней и 40 ночей.

— Не могли бы Вы немного рассказать о возрасте монахов на Святой Горе Афон, в монастыре Ватопед, и о Вашем пути в монашество?

— У нас монахами могут с 18 лет становиться. У нас, по большей части, молодые монахи. Я, по-моему, самый старый. Уже, как послушник, на Святой Горе я с 1981 года, 30 лет. Без прогресса…

— У Вас запланированы встречи с ректорами вузов, возможно, будет встреча с министром образования. Хочу Вас попросить, чтобы Вы требовали от них, чтобы греческий язык преподавался на исторических, философских факультетах, чтобы был введен в обязательную программу. [Поддерживающие аплодисменты.] Это такой прекрасный язык…

— В двух духовных училищах мы говорили о том, что наш монастырь берет на себя расходы, чтобы были там учителя греческого языка.

— Можно и на наш факультет преподавателя?

— Оплатим преподавателя и на вашем. Владыку Вениамина поставим ответственным за это сотрудничество.

— Мы живем уже более 10 лет в XXI веке, и было много мечтаний, но оказалось, что все попало в руки политиков. У нас Церковь отделена от государства, но многие политики позиционируют себя наравне с церковнослужителями. Несмотря на это, имеет ли право Церковь воззвать к благоразумию политиков? Не секрет, что во многих странах политики хотят развязать новые войны. Мы следим за ситуацией в Сербии, в Сирии, в Иране…

— Не в руках политиков, а в руках Божиих. Горе было бы нам, если бы только в руках политиков. Церковь, что может, делает для этого. Знаю, что и вселенский патриарх неоднократно общался и общается с политическими деятелями Америки, России, других стран…

И были очень долгие беседы, но, к сожалению, есть личные интересы, которым поддаются все.

— Наша страна занимает одно из первых мест по психическим заболеваниям. Скажите, пожалуйста, что думает Церковь о лечении таких больных? У нас существует очень большая проблема и среди молодежи, и среди студентов есть большое количество людей, которые находятся в пограничном состоянии. Как им помогать?

— Первое место в мире?

— Четвертое место: в Интернете написано.

— Основная проблема в том, что нет у граждан существенной связи с Церковью, с церковной жизнью. Обычно так. Только благодать Божия может содержать нервную систему человека здоровой. Доказательством этого является еще и то, что лекарства, которые дают таким психическим больным их не лечат, а просто держат в состоянии получеловека, полуживотного. Просто чтобы не было хуже. И Церковь может существенно помочь в этом тем людям, которые искренне к Ней обращаются за помощью.

Вчера навестили монастырь святой Елисаветы, который много делает, чтобы помочь таким людям.

Поэтому у вас, у преподавателей, должна быть такая духовная жизнь, чтобы вдохновляли, оживляли своих студентов, спасали их от проклятия меланхолии, депрессии и стрессов.

— Гордость, зависть, тщеславие — частые спутники научной деятельности. Как с этим бороться в себе и не заразить учеников? Научная деятельность без стремления быть первым невозможна?

— Во-первых, это есть у всех нас. И у меня есть. В миру немножко и тщеславие нужно. Если нет у человека расположения восходить, не может он преуспеть. И когда у человека появляются духовные познания, он преодолевает эту страсть тщеславия и хочет восходить, для того, чтобы большим помочь. Гордый человек, если кается и старается исправляться, тоже может преодолеть эту страсть и пользу другим доставлять.

— Пожалуйста, расскажите, как Вы относитесь к обучению основам планирования семьи. Какие могут быть воспитательные меры, предпринимаемые родителями?

— Аборты сегодня не называются уже абортами, а называются более щадящим словом: «прерывание беременности», как прерывание, например, электричества. К сожалению, это зло очень распространено сегодня. Это плохо и для матери, которая становится убийцей, и для общего дела и положения. У матери, которая сделала аборт, страшные угрызения совести. Поэтому и сами не делайте абортов. А если сделали — кайтесь и другим говорите, чтобы не делали.

Тот, кто планирует не сейчас рожать-заводить детей, а после, они никогда потом обычно не могут завести, когда уже захотят… Я знаю многие супружеские пары, которые говорили, что первые пять лет нам детей не надо, а когда потом захотели иметь детей — дети не появлялись. Приходили, плакали, просили помощи… Я думал про себя: «Так вам и надо!» Это очень плохо, когда планирует деторождение человек, потому что деторождение — это не завод, где нажимаем на кнопку и производится продукт. Отношения супружеские должны быть свободными, и когда Бог хочет дать, дает детей.

Святой Пояс Божией Матери, который, как знаете, хранится в нашем монастыре, сейчас обходит Россию. И нам говорят, что поясками, которые освящают на Святом Поясе, появляются многие дети: беременеют женщины.

Я говорил там в одном выступлении, что Российское правительство должно нам дать медаль за решение демографической проблемы. И это правда.

А насчет искусственного оплодотворения: Церковь не против этого, если это делается с правильными предпосылками, на правильных условиях. Не должны сажать 10 яиц и потом выбрасывать те, которые не нужны. Если они оплодотворятся — они тоже люди. И нельзя еще брать семя чужого мужчины, не мужа, потому что этим много создается проблем. Часто очень мужья ненавидят детей, потому что узнают, что не родные. То же самое с ребенком, который, когда вырастает, узнает, что отец — не настоящий его отец.

Много психологических проблем возникает, когда усыновляют человека. Очень часто меняют дети отношение к родителям, когда узнают, что они не настоящие их папа и мама.

Поэтому Вы, владыка, как Церковь официальная, должны категорически требовать от государства и соответствующих комитетов, сохранения этих правил и условий. И депутаты тоже обязаны послушаться, потому что они хотя и на высоких постах, но все-таки принадлежат пастве. Они все-таки члены Церкви.

— О ювенальной юстиции был вопрос.

— Добро не добро, — говорят, — если не добром совершается.

— У нас, слава Богу, в Беларуси возрождаются храмы, в храмах много людей. Но как сделать так, чтобы не уклониться в сторону обрядности, чтобы возрастать духовно, чтобы количество перешло в качество, как для прихожан, так и для священнослужителей?

— Будем молиться об этом.

— В таинстве покаяния с женщины, сделавшей аборт, снимается грех. Но умершие души детей: за них нельзя молиться ни как за живых, ни как за умерших — как быть с ними?

— Это в руках Божиих: Бог знает, как с ними обращаться. Главное, чтобы каялись и молились мамы. Нет греха, который не прощается покаянием. Мы на иконах видим людей, которые совершали и несколько убийств, и групповые убийства.

— Как Вы относитесь к событиям в Ливии?

— Очень жалеем обо всем этом. Когда слышишь о таких событиях, только молиться надо. Там комментировать что-то, много говорить бесполезно.

— Помолитесь за наш белорусский народ: у нас сейчас не лучшие времена.

— У меня большие надежды на белорусский народ. Не бойтесь ничего: Богородица является Покровительницей вашей страны. Она и святая Евфросиния помогут вам. Не бойтесь!…

Я буду вспоминать о нашей встрече. Хочу вас убедить в том, что будем молиться о вас, о ваших семьях, о вашей стране, и о ваших усопших. Молюсь, чтобы в ваших трудностях, испытаниях, искушениях никогда вы не отчаивались, а, наоборот, взывали к Божией Матери. И Она, знаете, быстро отзывается. И будет давать решение ваших проблем в тот момент, когда вообще уже не ждете. На память о нашем смиренном присутствии в вашем институте хотим оставить вам точный список иконы Божией Матери «Отрада или Утешение». Оригинального размера список привезли, и в вашем городе приложились верующие к нему. Тот список постоянно будет находиться в Ляденском Свято-Благовещенском монастыре, где игуменом является преосвященный владыка Вениамин.

У одного молодого человека в Греции была опухоль на языке. Чтобы не расстраивать родителей, он им об этом не сказал. Пошел к врачу тайком, а тот ему сказал, что это злокачественная опухоль, рак. И его родители в это время, не зная ничего об этом, купили точно такую икону «Отрада или Утешение». Молодой человек взял эту икону и перед ней от всей души и сердца долго молился. Заснул и утром проснулся без опухоли.

Встреча с администрацией БГУ 

Аудио тут: X

Отец Ефрем: Мы рады находиться вместе с вами сегодня. Господин проректор рассказал немножко о ваших программах и деятельности.

Мы, которые живем на Святой Горе, беспокоимся и заботимся о том, как протекает воспитание людей, особенно в православных странах. В частности, наш монастырь Ватопед особенно занимался этой темой. Доказательство тому — создание Афониатской церковной академии, которая при турецком владычестве была единственным университетом во всей Греции. Тогда директором этой школы был известный в стране общественный деятель Евгений Вулгарис. Одним из выпускников этой школы был и святой Косьма Католийский, равноапостольный, который в тот трудный для Греции период создал более 200 школ.

Хотя монахи-святогорцы, являются, главным образом, людьми безмолвия и молитвы, думают они и болит у них сердце и о преуспевании людей — внешнем и духовном — и о том, чтобы люди получали правильное образование.

Церковь всегда особенно заботилась о воспитании и образовании людей, и самые великие ее представители — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — являются особенными покровителями образования. Некоторые говорят, что эти три святителя являются покровителями образования, потому что они в свое время занимались и философией. Но эта теория неправильна. Они были как раз против философии и занимались богословием, потому что богословие дает человеку то, что является целью его жизни — обожение.

Потому что цель истинного воспитания — это научить людей, воспитать в людях тот образ мышления, что должен заниматься человек нетварным, небесным. И я очень рад вашим стараниям сотрудничать с вашей поместной Церковью, чтобы решили вы многие проблемы правильного и духовного воспитания людей. Потому что очень важно, чтобы вы помнили всегда: главную роль в воспитании людей играет то, что преподаватель не должен забывать, что человек, во-первых, является духовным естеством, что у человека есть бессмертная душа, ради которой Христос умер. У человека есть совесть, память, воля. Все это доказательство духовной стороны и состава человека, и бессмертия тоже.

Как отличается человек от бессловесных животных: кроме прочего у человека есть и логика, есть слово у человека — чего нет ни у кого другого. Хотя слово является главным способом общения, человек умеет общаться с другими и взглядом, выражением лица, и молчанием даже. Человек помнит всю свою жизнь, начиная с трех лет.

У моего отца, помню, на Кипре была ферма коров. И когда рожала корова, и теленку становилось 9 дней, продавали его — мама корова плакала 3 часа, а потом забывала теленка. Я тогда был еще маленьким и думал про себя: «Как мама забыла за три часа своего ребенка?»

Человек может и через 40, 50 лет не забыть своего любимого человека. Потому что у животных есть только инстинкт.

У человека есть и логика, ум, и совесть, и воля, желание, и всегда он действует сердечно. Поэтому является человек царем твари. И поэтому человек должен и правильное воспитание принять, должен стать хорошим ученым. Не правильно, когда говорят, что Цер-ковь против науки. Дело Церкви — сделать человека совершенной личностью. Ученого, в конкретном случае.

?Часть II

И станет ученый совершенной личностью, если, во-первых, решит свои личные духовные проблемы. Чтобы стать совершенной личностью, должен и сам жить Христом, и иметь образ мышления Христа. И когда будет жить Христос в нем, тогда сможет и вдохновлять своих учеников.

Ученый только сухим знанием не может вдохновлять и оживлять своих учеников. Поэтому Иустин Попович — новоявленный сербский святой — сказал одну прекрасную вещь: «Ты — профессор — стань святым профессором. Ты учитель — стань святым учителем. Врач — стань святым врачом». И тогда всей своей жизнью и своей личностью будешь вдохновлять всех окружающих.

— Я преподавал идеологию. В какой степени духовные вопросы можно помещать в курс идеологии. В какой степени идеология, как предмет, сочетается со знанием религии?

— Обязательно должны и о духовной жизни говорить…

Идеология — это, по сути то, что учит об идеалах. Если у человека нету духовных начал внутри, не может он иметь и идеалов в жизни. Чтобы возжелать и стремиться к идеалам, должен бороться против себялюбия, а без Святого Духа человек не может победить себялюбие, которое является очень сильной страстью.

— Как относится православное богословие к теории о происхождении вселенной от одного сильного взрыва?

— Священное Писание — книга не научная, а богословская. И там рассказывает Писатель о том, как все было и как создавалось. О взрывах в Священном Писании ничего не говорится — это фантазии людей.

— Мы смотрели по телеканалу «Мир» Ваши беседы с россиянами. Мы — один народ, но официально живем в разных государствах. Мы чем-нибудь отличаемся друг от друга (русские-беларусы, беларусы-греки) или нет?

— Отличаетесь от русских тем, что вы более миролюбивый народ. Они более озорники. Мафия у них там…

У греков с беларусами более тесные связи. И мы любим спокойствие и мир, но вы — больше. Что всех нас объединяет — это единая вера — Православие. И это очень сильный фактор объединения. Главным богатством и силой вашего народа (хотя Беларусь сейчас из-за разных внешних факторов считается бедной страной) является Православие. Оцените это по достоинству и используйте в хорошем смысле. Не нуждаетесь вы ни в ком.

— Как понять, ты поступаешь по Божией воле или по самости?

— Во-первых, говорит нам об этом совесть наша. Если есть какие-то внутренние противоречия, тогда спрашиваем специалистов этого дела, то есть духовников.

— Что Вы можете сказать о практике Иисусовой молитвы в миру? Как ее можно сохранить в нашем суетливом мире?

— Если будем стараться, можем ее очень легко держать внутри. И еще, очень важно, чтобы в течение суток у нас было определенное время, когда будем заниматься исключительно Иисусовой молитвой.

Первое, закваска этого дела, — это выделить время: 15-30-45 минут (по силам и по возможности), чтобы каждый день занимались этой молитвой.

Потом, наряду с этим, когда мы куда-то идем, сидим, что-то делаем — будем, делая дело, творить Иисусову молитву.

Однажды навестил одного аскета — отца Ефрема Катунакского на Святой Горе. К нему пришел один прокурор. Он в беседе со старцем пожаловался, на то, что у него совсем нету времени: весь вечер он вынужден читать свои дела. Не было у него вообще времени для молитвы. Говорит ему старец: «Когда встаешь утром и надеваешь одежду, говори: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». То же самое делай, когда умываешь руки, лицо,…». И так этим маленьким действием и старанием воздействовала благодать, что прокурор находил все большие и большие возможности в течение дня, и, со временем, целый час мог уже уделять и молиться.

Вы начинайте свои старания в этом делании, и потом воздействует благодать. Как в Священном Писании говорится: Дает Бог молитву молящемуся (ср. Еф. 6:18, Кол. 4:2, 1 Фес. 5:17, Сир. 35:16-17).

— Я представляю общественные науки. Общество, руководители ждут от обществоведов каких-то рекомендаций о том, как улучшить экономику, как улучшить жизнь общества. Как духовные знания могут помочь нам в познании общества и в выполнении этих практических задач?

— Знаете кто самый идеальный социолог, кто лучше всех знает науку общения? Тот, кто учится сперва общаться с Богом. Если наше общение с Богом правильное, тогда и с людьми мы будем общаться правильно. Сказал Господь: Сперва Бога возлюби, а потом ближнего, как самого себя (ср. Мк. 12:30-31, Лк. 10:27). Поэтому настоящее человеколюбие истекает из правильного боголюбия. Общение с людьми и общество — это не дипломатия и не внешняя, сухая, вежливость. Настоящее, правильное, общение между людьми: «Я хочу всегда жертвовать собой ради тебя». Как Евангелие нас учит, чтоб друг за друга и души клали (ср. Ин. 15:13, 1 Ин. 3:16). Настоящее общение между людьми только благодаря благодати Божией может быть достигнуто.

— Рады, что святогорские монахи сегодня вмести с нами, что они вне дома Божией Матери ради нас. Сейчас в Минске проходит конференция по православно-католическому диалогу. Как Вы относитесь к диалогам?

— Мы диалогов не боимся. Православие никого не боится абсолютно. Нужно только, чтобы диалоги проводились правильно, чтобы у диалогов были правильные предпосылки и предусловия. Должны все знать, что мы — Единая Святая Соборная Апостольская Церковь, и это они от нас отлучились. Нам нечего их о чем-то просить.

Видите, как заблудилась их церковь. И первое заблуждение — это место папы в церкви. Он — господин всего, он властелин, он безошибочен во всем, не ошибается никогда. Мы не говорим ни о ком: ни об архиепископе, ни о патриархе, что они безошибочны.

Мы говорим, что безошибочен только Вселенский Собор.

— Возможно ли взаимопонимание в вопросах социальных, в вопросах богословских?

— Социология занимается обществом, жизнью людей… А богословие занимается отношением человека к Богу. Богословие подготавливает правиль-ных людей для правильного общения друг с другом.

Может быть у православных и католиков какое-то общее поле деятельности: социальное служение, благотворительность,…

По богословию, сами говорите, что есть какие-то диалоги. Думаю, что в антропотических темах, скорее всего, во многом соглашаются католики с православными. В богословии труднее всего. Есть у католиков еще одна неправильная позиция насчет безбрачности клириков: не позволяют священникам жениться, не позволяют мирянам во второй раз венчаться.

Видите, какая свобода есть у нашей Православной Церкви? Даже до трех раз позволяют венчаться людям. Почему? Потому что хочет снисходить к членам своей Церкви. [Понятно, что тут, как и во всем прочем, требуется рассуждение. Приведем один из примеров того, что повторное венчание не правило, а скорее исключение и снисхождение, которого и православные все-таки стараются избегать.

Вот один из случаев, который произошел при жизни старца схимонаха Паисия Афонского: «Был один старик 84-х лет, который до смерти жены жил хорошо и прекрасно, исповедовался. Как только умерла жена, он стал очень страдать, и, чтобы забыться, пристрастился к телевизору. Не прошло и двух- трех месяцев после смерти жены, как старик решил жениться. Его духовник не знал как и втолковать ему, что то, что он задумал, дико и смешно. Сам же старик пришел на Святую Гору в калибку старца Паисия. Он высказал отцу Паисию свои соображения, и тот ему велел жить с детьми тихо и спокойно и не думать о женитьбе. Однако он душевно повредился и не слушал слов старца. Крепко подумав, старик сказал: “Знаешь, старче, я имею право взять двух других жен”. “Тогда я не выдержал,” — рассказывал об этом случае отец Паисий, — “я сказал ему, чтобы он убирался и чтоб глаза мои больше его не видели”. Какой-то монах забрал его и отвел в Кутлумуш. Видите, какой вред приносит телевидение». Священник Дионисий Тацис «Когда чужая боль становится своей». Жизнеописа-ние и наставления схимонаха Паисия Афонского. М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского. Приход храма Св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2011.]

— Насколько сегодня, как Вы считаете, актуален вопрос ереси?

— Тема ересей всегда актуальна. То есть человек из-за своего эгоизма отлучается и создает свои партии и секты. После падения первого человека человеческая природа искажена, развращена.

Не только в темах веры искажается, удаляется, отпадает, в ереси впадает, а вообще есть это настроение: сопротивление, восстание и так далее.

— Я знаю, что язык молитвы на Афоне — древнегреческий, и он отличается от новогреческого. В Афонских монастырях, кроме монахов-греков есть иностранцы. Есть ли у них особые занятия?

— Иностранцы учат греческий язык. У нас в монастыре есть несколько учителей, которые учат и новогреческому, и древнегреческому.

— Расскажите о своем пути образовательном: светском и духовном. Какие для Вас были важнейшие этапы?

— Я человек необразованный. Я студент в университете пустыни.

— Это хороший университет.

— Думаю, самый высший университет.

— Как Вы видите идеальное сочетание светского и духовного образования в современном обществе?

— Светское образование нами не отвергается. Но важно только, чтобы у ученого был духовный образ мышления, и он не забывал бы свою бессмертную душу. Потому что вы сами хорошо знаете, что очень часто преподаватели как бы принимают исповедь у студентов. И поэтому важно, чтобы преподаватель сам был духовным человеком и мог бы дать правильную линию жизни студентам, несмотря на то, будет ли тот электриком, инженером, ученым или кем бы то ни было.

— В этимологии слова образование заложено слово образ — образ Божий. В то же время есть тенденции современного постиндустриального общества, тенденции развития информационного общества, построенного на знаниях. Как Вы можете оценить эти тенденции?

— Может быть, сегодня отдается предпочтение знаниям, но когда святые отцы говорили о знаниях, то имели в виду сначала опытное знание, потом умственное, рациональное знание. Только у рационализма душа человека покоя не может найти. Душу человека наполняет только духовный опыт.

— Соотношение науки и религии: где грань? Научное открытие невозможно без феномена веры. Ученый должен верить в то чудо, которое должно произойти. Где заканчивается наука и начинается религия?

— Нету никаких границ, Религия человека глубоко в его сердце, и она воздействует на все выражения его жизни. Большая ошибка говорить, что есть какие-то границы науки и религии. Нет таких границ, потому что наука занимается своим делом — тварью, а религия — Творцом.

Нетварная Божественная энергия — благодать — находится в сердце человека, в том числе, ученого.

Врач остается верующим человеком и когда сидит в кабинете, и когда делает операцию, и когда преподает своим студентам. Верующий врач не скажет никогда, что сейчас у меня момент неверия и все, прекращаю быть верующим.

— Прерывала ли Киевская Митрополия отношения с Константинопольской Патриархией в первой половине XVII века, в то время, когда Речью Посполитой насаждалась уния?

— Я встречался и общался на эту тему с некоторыми учеными, которые занимались этой проблемой… Они мне сказали, что связи были, но были слабые в то время. Никогда Киевская Митрополия отношений со Вселенской Патриархией не прерывала.

— Наше законодательство до сих пор содержит статью о смертной казни. Как Православие относится к смертной казни, и как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы ее отменили?

— С духовной точки зрения, мы со смертельными приговорами не согласны. Церковь, с одной стороны, против нарушения закона, но, с другой стороны, хочет помочь преступнику измениться. Общество никакой пользы не получает от того, что человека сажают в тюрьму, не объясняя и не убеждая его в том, что то, что он сделал — неправильно, и чтобы он покаялся. Если он этого не сделает, то когда выйдет на волю, опять сделает то же самое.

— Я преподаю культурологию и философию. В своем выступлении Вы говорили о духовности. Но духовность для христианина, буддиста и представителя ислама различается и, возможно, будет трудно построить между ними диалог?

— Сильно различается духовность наша, мусульман и буддистов. У них другая культура. У мусульман, например, в Коране не найдете места, где было бы написано любить своих врагов. Наоборот, когда врага убиваешь, — тогда и идешь в рай, потому что, — говорится в Коране, — если неверующего убиваешь (а таким является каждый не мусульманин), уменьшаешь зло в мире. Поэтому терроризм своей основой имеет мусульманство.

— Вы сказали, что основное из наших богатств — Православие. Но у нас, в Беларуси, есть и католичество, и протестантизм… И говорят о толерантности, не только, как о черте межцерковного диалога, но и как о черте характера.

— Говоря о Православии, мы не пренебрегаем людьми: католиками или протестантами, но, говоря о духовных позициях этих церквей, мы говорим, что Православие выше всех. Это не значит, что мы враждуем против этих людей. Но так как живем и проживаем правильность Православия, поэтому и говорим о нем.

Приезжают на Святую Гору очень многие монахи-католики и когда видят там православную духовность во всей полноте, говорят, что вы, православные, сохранили истину, а мы ее исказили.

И даже по внешнему виду отличается Православие: нет у них аскезы, все они поменяли, исказили…

Возьмем, к примеру, историю католичества. В 1054 году была схизма. И, со временем, если заметите, они постоянно что-то уменьшают, убирают и меняют основательно: то посты им не нужны, поклоны не нужны, молитвы,… — там все сокращают со временем.

Основной чертой Христианской Церкви всегда была аскетичность, которую сохранила только Православная Церковь.

Доказательством этому является еще и то, что Христос сразу после крещения ушел в пустыню. Постился там 40 дней и 40 ночей.

— Не могли бы Вы немного рассказать о возрасте монахов на Святой Горе Афон, в монастыре Ватопед, и о Вашем пути в монашество?

— У нас монахами могут с 18 лет становиться. У нас, по большей части, молодые монахи. Я, по-моему, самый старый. Уже, как послушник, на Святой Горе я с 1981 года, 30 лет. Без прогресса…

— У Вас запланированы встречи с ректорами вузов, возможно, будет встреча с министром образования. Хочу Вас попросить, чтобы Вы требовали от них, чтобы греческий язык преподавался на исторических, философских факультетах, чтобы был введен в обязательную программу. [Поддерживающие аплодисменты.] Это такой прекрасный язык…

— В двух духовных училищах мы говорили о том, что наш монастырь берет на себя расходы, чтобы были там учителя греческого языка.

— Можно и на наш факультет преподавателя?

— Оплатим преподавателя и на вашем. Владыку Вениамина поставим ответственным за это сотрудничество.

— Мы живем уже более 10 лет в XXI веке, и было много мечтаний, но оказалось, что все попало в руки политиков. У нас Церковь отделена от государства, но многие политики позиционируют себя наравне с церковнослужителями. Несмотря на это, имеет ли право Церковь воззвать к благоразумию политиков? Не секрет, что во многих странах политики хотят развязать новые войны. Мы следим за ситуацией в Сербии, в Сирии, в Иране…

— Не в руках политиков, а в руках Божиих. Горе было бы нам, если бы только в руках политиков. Церковь, что может, делает для этого. Знаю, что и вселенский патриарх неоднократно общался и общается с политическими деятелями Америки, России, других стран…

И были очень долгие беседы, но, к сожалению, есть личные интересы, которым поддаются все.

— Наша страна занимает одно из первых мест по психическим заболеваниям. Скажите, пожалуйста, что думает Церковь о лечении таких больных? У нас существует очень большая проблема и среди молодежи, и среди студентов есть большое количество людей, которые находятся в пограничном состоянии. Как им помогать?

— Первое место в мире?

— Четвертое место: в Интернете написано.

— Основная проблема в том, что нет у граждан существенной связи с Церковью, с церковной жизнью. Обычно так. Только благодать Божия может содержать нервную систему человека здоровой. Доказательством этого является еще и то, что лекарства, которые дают таким психическим больным их не лечат, а просто держат в состоянии получеловека, полуживотного. Просто чтобы не было хуже. И Церковь может существенно помочь в этом тем людям, которые искренне к Ней обращаются за помощью.

Вчера навестили монастырь святой Елисаветы, который много делает, чтобы помочь таким людям.

Поэтому у вас, у преподавателей, должна быть такая духовная жизнь, чтобы вдохновляли, оживляли своих студентов, спасали их от проклятия меланхолии, депрессии и стрессов.

— Гордость, зависть, тщеславие — частые спутники научной деятельности. Как с этим бороться в себе и не заразить учеников? Научная деятельность без стремления быть первым невозможна?

— Во-первых, это есть у всех нас. И у меня есть. В миру немножко и тщеславие нужно. Если нет у человека расположения восходить, не может он преуспеть. И когда у человека появляются духовные познания, он преодолевает эту страсть тщеславия и хочет восходить, для того, чтобы большим помочь. Гордый человек, если кается и старается исправляться, тоже может преодолеть эту страсть и пользу другим доставлять.

— Пожалуйста, расскажите, как Вы относитесь к обучению основам планирования семьи. Какие могут быть воспитательные меры, предпринимаемые родителями?

— Аборты сегодня не называются уже абортами, а называются более щадящим словом: «прерывание беременности», как прерывание, например, электричества. К сожалению, это зло очень распространено сегодня. Это плохо и для матери, которая становится убийцей, и для общего дела и положения. У матери, которая сделала аборт, страшные угрызения совести. Поэтому и сами не делайте абортов. А если сделали — кайтесь и другим говорите, чтобы не делали.

Тот, кто планирует не сейчас рожать-заводить детей, а после, они никогда потом обычно не могут завести, когда уже захотят… Я знаю многие супружеские пары, которые говорили, что первые пять лет нам детей не надо, а когда потом захотели иметь детей — дети не появлялись. Приходили, плакали, просили помощи… Я думал про себя: «Так вам и надо!» Это очень плохо, когда планирует деторождение человек, потому что деторождение — это не завод, где нажимаем на кнопку и производится продукт. Отношения супружеские должны быть свободными, и когда Бог хочет дать, дает детей.

Святой Пояс Божией Матери, который, как знаете, хранится в нашем монастыре, сейчас обходит Россию. И нам говорят, что поясками, которые освящают на Святом Поясе, появляются многие дети: беременеют женщины.

Я говорил там в одном выступлении, что Российское правительство должно нам дать медаль за решение демографической проблемы. И это правда.

А насчет искусственного оплодотворения: Церковь не против этого, если это делается с правильными предпосылками, на правильных условиях. Не должны сажать 10 яиц и потом выбрасывать те, которые не нужны. Если они оплодотворятся — они тоже люди. И нельзя еще брать семя чужого мужчины, не мужа, потому что этим много создается проблем. Часто очень мужья ненавидят детей, потому что узнают, что не родные. То же самое с ребенком, который, когда вырастает, узнает, что отец — не настоящий его отец.

Много психологических проблем возникает, когда усыновляют человека. Очень часто меняют дети отношение к родителям, когда узнают, что они не настоящие их папа и мама.

Поэтому Вы, владыка, как Церковь официальная, должны категорически требовать от государства и соответствующих комитетов, сохранения этих правил и условий. И депутаты тоже обязаны послушаться, потому что они хотя и на высоких постах, но все-таки принадлежат пастве. Они все-таки члены Церкви.

— О ювенальной юстиции был вопрос.

— Добро не добро, — говорят, — если не добром совершается.

— У нас, слава Богу, в Беларуси возрождаются храмы, в храмах много людей. Но как сделать так, чтобы не уклониться в сторону обрядности, чтобы возрастать духовно, чтобы количество перешло в качество, как для прихожан, так и для священнослужителей?

— Будем молиться об этом.

— В таинстве покаяния с женщины, сделавшей аборт, снимается грех. Но умершие души детей: за них нельзя молиться ни как за живых, ни как за умерших — как быть с ними?

— Это в руках Божиих: Бог знает, как с ними обращаться. Главное, чтобы каялись и молились мамы. Нет греха, который не прощается покаянием. Мы на иконах видим людей, которые совершали и несколько убийств, и групповые убийства.

— Как Вы относитесь к событиям в Ливии?

— Очень жалеем обо всем этом. Когда слышишь о таких событиях, только молиться надо. Там комментировать что-то, много говорить бесполезно.

— Помолитесь за наш белорусский народ: у нас сейчас не лучшие времена.

— У меня большие надежды на белорусский народ. Не бойтесь ничего: Богородица является Покровительницей вашей страны. Она и святая Евфросиния помогут вам. Не бойтесь!…

Я буду вспоминать о нашей встрече. Хочу вас убедить в том, что будем молиться о вас, о ваших семьях, о вашей стране, и о ваших усопших. Молюсь, чтобы в ваших трудностях, испытаниях, искушениях никогда вы не отчаивались, а, наоборот, взывали к Божией Матери. И Она, знаете, быстро отзывается. И будет давать решение ваших проблем в тот момент, когда вообще уже не ждете. На память о нашем смиренном присутствии в вашем институте хотим оставить вам точный список иконы Божией Матери «Отрада или Утешение». Оригинального размера список привезли, и в вашем городе приложились верующие к нему. Тот список постоянно будет находиться в Ляденском Свято-Благовещенском монастыре, где игуменом является преосвященный владыка Вениамин.

У одного молодого человека в Греции была опухоль на языке. Чтобы не расстраивать родителей, он им об этом не сказал. Пошел к врачу тайком, а тот ему сказал, что это злокачественная опухоль, рак. И его родители в это время, не зная ничего об этом, купили точно такую икону «Отрада или Утешение». Молодой человек взял эту икону и перед ней от всей души и сердца долго молился. Заснул и утром проснулся без опухоли.

Видео тут:

Аудио тут: X

По словам администрации БГУ, появление нового факультета теологии, а вместе с ним и студентов, обучающихся на этом факультете, оказало положительное влияние на всех остальных студентов. Администрация университета очень заинтересована в развитии и расширении сотрудничества БГУ с Институтом теологии имени Кирилла и Мефодия: «Мы обратили внимание, что с появлением студентов Института теологии, которые проживают в общежитии — около 20 тысяч студентов других факультетов, проживающих в этом же общежитии, стали вести себя по-другому — стали более духовными…»

— У нас лучшие студенты в Беларуси.

— Потому что у них лучшие преподаватели.

— У нас наиболее востребованные специальности, и у нас наиболее высокий конкурс среди всех университетов страны… Мы рады приветствовать Вас в лучшем университете Республики Беларусь… Сегодня Вам предстоит встреча с нашими студентами и преподавателями. Общение с нашими студентами убедит Вас в том, что наши студенты — самые лучшие студенты.

— Я только Вашим словам верю, даже если сам не увижу.

— Мы пригласили на встречу с Вами студентов факультета философии, студентов исторического факультета, и студентов Института теологии святых Кирилла и Мефодия. Мы не определяли, кто придет на встречу с Вами… Придут на встречу те, кто изъявил сам желание.

— Те, которые хотят. Даже если десять будет человек, мы все-таки поговорим.

— Существуют ли формы возможного сотрудничества с нашим университетом?

— Господин Гуравос — председатель института Максима Грека — также занимается web-сайтом www.pemptousia.ru — «Пятый элемент», который был создан по инициативе нашего монастыря. Это научно-культурно-религиозный сайт на нескольких языках в настоящий момент, и еще увеличивается это число. Публикуются научные работы по темам культуры и религии. Про этот сайт научно-культурно-религиозный мы хотели бы 2-3 минуты в конце рассказать, чтобы и ваших студентов осведомить о существовании и о делах нашего сайта. Научные работы, которые представляют интерес, и есть желание опубликовать которые, чтобы общественность о них узнала, —  с радостью мы можем эту возможность им предоставить: на русском и на английском и других языках… Молимся, чтобы Богородица освящала и покрывала, как преподавателей, так и студентов.

Встреча со студентами БГУ 

Аудио тут: X

О. Ефрем: Я рад и благодарю Бога за то, что предоставили мне возможность пообщаться с вами в этом первом государственном университете Беларуси. Господин проректор очень вас всех хвалил, говорил, что вы самые лучшие студенты. И, смотря на вас, я убеждаюсь в том, что он не преувеличивал.

Мы приехали со Святой Горы Афон, из монастыря Ватопед, с места и родины православного монашества, где каждый день совершается очень много чудес, как доказательство присутствия Божественной благодати там. С места, которое является особенным жребием, уделом Божией Матери. Особым Богородичным местом является Афон. На острове в настоящее время живет около двух тысяч монахов, которые свою жизнь полностью посвятили Богу. Сейчас не такие времена, как раньше, когда в монастыри уходили бедные люди, чтобы немного образования получить и хлеб насущный иметь. Сегодня на Святую Гору уходят люди образованные, с дипломами, и даже с докторскими диссертациями, уходят врачи, судьи и другие… Отрекаются от мира сего и становятся монахами. У 80% монахов Святой Горы высшее образование. Но монах уходит из мира, не потому что он разочаровался в мире, не потому что боится мира, робеет перед миром. Уходя из мира, монах не отвергает человеческую личность, а отвергает нездоровый дух мирской жизни. Не уходит монах из мира, из-за того, что у него любовное разочарование в жизни. Он уходит из-за большого рачения, большой любви к Богу, ко Христу. Приходит в монастырь и, как основу своей будущей монашеской жизни, ставит три великих добродетели: нестяжание, девство и послушание. Монах сам выбирает путь смирения и радуется такой жизни. Монастыри не военные части, а места, куда приходят люди и своей волей остаются на всю жизнь. С радостью служат другим, с радостью молятся, с радостью бдят, с радостью постятся. И такой жизнью: постом, молитвой и бдением облачаются в харизмы, дары Святого Духа, и достигают благословения бесстрастия. И когда становится монах свободным от страстей, бесстрастным, тогда подаются ему дары предвидения, рассуждения, пророчества и прозорливости.

Однажды мы беседовали с нашим духовным отцом, старцем Иосифом Ватопедским, который два с половиной года назад почил.

Кстати, имело место такое чудо после его кончины: отцы, которые находились возле него в те минуты, из-за своей неопытности не успели ему закрыть уста. После физической смерти мышцы человека каменеют, и хотя старались потом закрыть уста — уже не смогли свести челюсти… И через полтора-два часа уста сами закрылись, и появилась как улыбка на лице. Кто видел выражение его лица после смерти, не мог подумать, что он мертвый. Выражение его лица говорило о том, что старец, как духовный человек, который посвятил всю свою жизнь Богу, и после смерти радуется и отошел ко Христу с любовью, и своим живым выражением лица, показал, что попрал смерть и стал чадом воскресения.

Так вот, часто во время наших с ним бесед, старец Иосиф рассказывал о старцах: один имел какой-то один дар сверхъестественный, другой — какой-то другой… И спросил я его однажды: «Почему, старче, Вы это не записали?» «Мы никогда не думали, что это когда-нибудь оскудеет: все эти сверхъестественные дары для нас были чем-то очень естественным. У каждого духовного отца, старца, были какие-то дарования».

Хочу этим сказать, что монастыри, хотя и строятся очень далеко от мира, монахи всегда находятся рядом с народом Божиим. Своей благодатью, своей силой, которую получают от Бога, могут существенно помогать людям. И своим словом, иногда даже только выражением своих глаз, дают нам то, в чем нуждается наша душа, потому что носителями становятся они сверхъестественных дарований Божиих.

Однажды в моем присутствии старец Паисий говорил паломнику, который возвращался в один из монастырей в миру, на материке: «Если бы люди по достоинству оценивали значение Святой Горы и других монастырей на материке, многие психические больницы закрылись бы». Монастыри, как продолжение жизни и деяния апостолов, показывают людям, как люди с любовью живут друг с другом, и как с любовью встречают каждого гостя, который к ним приходит…

Монастыри не являются достоянием только монахов. Монахи — это безвозмездные стражи на всю жизнь этих монастырей — своим расположением и своим служением, хотят в жертву себя принести ради другого человека. И поэтому, говорил русский великий святой Силуан Афонский: «Настоящий монах  — это молитвенник за весь мир». Идем к монахам — и учимся пути жизни, идем к монахам — и они становятся путеводителями для нас.

Сегодня, к сожалению, такие времена, что человек, в основном, обращен на внешнюю жизнь. Это, отчасти, а может быть, и во многом, зависит от технологического и разных других прогрессов, что не дает возможности человеку обратиться внутрь себя и найти сокровища, которые там находятся. И в тот момент, когда люди не молятся или забывают молиться, поднимают руки свои монахи и неустанно, неусыпно молятся за весь народ Божий. Поэтому вклад монахов и вклад монашества велик. Большую пользу получаем от монашества. И от их слов, и от молчания, и от их тайной сокровенной молитвы все мы получаем пользу.

Сейчас, слава Богу, и в вашей стране есть свобода, и монастыри мало-помалу, начинают вставать на ноги опять, восстанавливаться и возрождаться. Молитесь и вы, чтобы они возродились такими, какими должны быть, и чтобы вы все приходили туда и уходили оттуда утешенными и укрепленными. Хранятся еще в монастырях святые мощи, которые являются источниками исцелений и чудес для всех нас.

Во время нашей беседы по Российской Федерации проносится Святой Пояс Божией Матери, который является святыней нашего монастыря, первой реликвией среди четырехсот тысяч других.

Я сам стал свидетелем того, что в Санкт-Петербурге, в монастыре, игуменьей которого является мать София, сопровождающая нашу делегацию, люди приходили к Поясу утомленные, грустные, печальные, а после того, как прикладывались к святыне, уходили веселые, радостные, утешенные духовно.

Мы постоянно слышим о разных чудесах, которые Святой Пояс совершил в России.

Самое последнее, что узнали от преосвященного владыки Вениамина: молодой человек, который мучился очень долго головной болью, после того, как приложился к святыне, гораздо лучше себя чувствует.

В Санкт-Петербурге одна женщина, которая совсем не видела одним глазом, после того, как приложилась к святыне, прозрела. Забеременела другая женщина, подпоясавшаяся пояском, освященном на Святом Поясе, которая долго до этого не могла забеременеть.

Другой молодой человек рассказал нам, что исцелилась от опухоли его мать после того, как перевязала таким пояском ее правую руку, на которой была опухоль. А сам он после этого решился посвятить себя Богу и стать монахом.

Почему вам все это говорю?

В чем польза и нужда народа в монашестве? Только в том, что сохраняют безвозмездно все эти реликвии, святыни: молитвой, духовным деланием. И помогают людям, потому что у них искреннее расположение помочь людям, укрепить их.

— Афон ближе всего находится к Греции. Почему, находясь рядом с таким источником святынь, греки так тяжело живут и скатываются все ниже и ниже? Они же ваши ближайшие соседи…

— Я тоже недоумеваю. Греки несут сейчас епитимью, потому что, с одной стороны, они не оценили по достоинству ни Святую Гору, ни православную духовность. Они забыли, что на Балканах единственной страной, свободной от коммунистического, атеистического режима, осталась Греция. Недооценили они эту привилегию. И духовно эта страна должна быть более развита. К сожалению, подвергаясь влиянию разных мировоззрений, греки отдалились от Бога и забыли православную нравственность. И сейчас они несут наказание за это.

— Что они могут сделать, чтобы епитимья легче была?

— Должны покаяться.

— Сколько должно пройти времени, чтобы очистить тело и душу?

— Здесь, дочка, не завод, где есть какой-то конкретный срок, чтобы произвести продукт. Зависит от человека. Какое у него расположение, любовь к этому, и насколько в нем веры.

— Где кончается любовь к ближнему и начинается человекоугодие?

— Если в эти отношения с другими людьми вкрадывается любовь к наслаждению. Наслаждение — нехорошее чувство.

— Какой грех является смертным, и как с ним бороться?

— Это убийство: когда отбираем жизнь у другого. Аборт тоже является убийством, считается смертным грехом. И, к сожалению, там убийцей является сама мать. Потом прелюбодеяние — это когда изменяет муж супруге или жена супругу. И еще блуд — это когда человек входит в половые отношения до брака. Самоудовлетворение тоже туда зачисляется. А осуждение, пустословие, злопамятство и так далее — это, уже говорят, простительные грехи.

— Мы с мужем живем в венчанном браке уже 8 лет, но детей нам Бог не дает. Мы много лечились и много молились. Надо ли продолжать молиться о даровании детей или благодарить Бога за то, что есть?

— Молитесь и возьмите пояски, освященные на Святом Поясе. Если не можете найти — мы вам дадим. Не прекращайте молитв и стараний.

— Как относиться к человеку, который в моем присутствии унижает и оскорбляет православную веру, смеется над тем, что мне дорого? Что делать?

— Помолись, хотя бы двумя словами с болью об этом человеке. Думаю, что это самое лучшее приношение и для него и для тебя. Если обличишь или замечание сделаешь, то он может потом и с тобой агрессивно обращаться.

— Что такое любовь?

— Любовь — это настоящее, истинное общение между личностями. А настоящее общение между личностями — это только те отношения, которые во Христе. Когда во Христе правильно, по-настоящему, общаются личности, тогда сама собой произрастает в этих отношениях настоящая любовь. И любим другого так же, как самого себя. Об этом говорит Христос: Возлюби ближнего, как самого себя (ср. Мф. 22:39, Мк. 12:31 Иак. 2:8).

— Как женщине гармонично совместить карьеру и семью?

— Разумная женщина может это сделать. Но всегда преимущество должно отдаваться ее супружескому и материнскому общению. Сегодня принято говорить о женщинах, как о работодателях, профессионалах: чтобы занимались предпринимательством, бизнесом и так далее, а детей, чтобы отдавали филиппинкам. [Все смеются.]

Первая миссия женщины в мире — это ее материнство. В этом ее заменить никто не может. Женщина, которая занимается карьерой и имеет много дипломов, но пренебрегает воспитанием детей — это для меня неудачница.

— Можно ли тянуть к причастию не особо верующих? Нужно ли их уговаривать?

— Из-под палки духовной жизни не выходит. Как нельзя насильно поженить кого-нибудь, так и духовная жизнь по нужде не выходит.

— Прощает ли Господь аборты? Как нужно молиться такой женщине?

— Бог прощает все грехи, даже групповые убийства прощает, только человек должен каяться. Не так, как один человек шел к духовнику исповедоваться (я вам настоящую историю рассказываю), и по дороге проходил по разным магазинам: «Раз, — говорил — иду на исповедь, здесь шоколадку украду, там ручку…, затем пойду и исповедуюсь». Все карманы наполнил, пока дошел до исповеди, с надеждой, что исповедуется во всем, и простится. Одно дело, когда по ошибке что-то делаем и потом каемся, другое — когда сознательно грешим.

— Как спастись? Как спастись женщинам, сделавшим аборт?

— Когда человек делает ошибку, потом кается, Бог не отвращает Своего Лица от него. Бог — Отец для нас. Что бы мы ни делали, родной отец отвернется ли разве от нас? Даже если нос опустит на несколько дней, то потом все равно сделает для вас то, чего просите.

— Я православная, а мой друг католик. Надо ли мне переходить в католичество, и как нам обвенчаться?

— Чтобы сама обязательно осталась в Православии, и детей чтобы крестила и воспитывала в Православии. Постараться и мужа привести в Православие, если нет, то хотя бы детей крестить в Православии. И будьте очень внимательны к венчанию, к церковным бракам… Гражданский брак перед Богом не действителен. [«… Светский брак хоть и является зарегистрированным, не является благодатным. Он позволяется Церковью в том случае, если муж и жена были неверующими. Если один из супругов обратился и был зарегистрирован брак, то Церковь допускает обратившегося супруга к Святому Причастию, потому что такой человек освящает неверного супруга…» «Вопросы священнику Даниилу Сысоеву». Благотворительный фонд «Миссионерский центр иерея Даниила Сысоева». М., 2012)]

Сейчас Церковь ваша свободна. Никто не запрещает вам венчаться…

— Можно ли выйти замуж за католика?

— Одно скажу, что у смешанных браков, у религиозно-смешанных, даже 10% не преуспевают. Когда есть такие существенные различия и разногласия в темах веры, много очень проблем будет создаваться со временем. И в воспитании детей, и в других темах. Общая духовная цель супружеской пары является фактором их единения. Очень важно, чтобы и у мужа, и у жены была одна духовная цель и назначение. [«…И Слово Бога, и постановление Церкви однозначно осуждают браки между христианами и иноверцами. Если посмотрим на Священное Писание, то увидим, что на протяжении практически всей священной истории Бог предостерегает от смешения верных Ему людей с теми, кто не исполняет его волю. Уже на заре мира произошла величайшая катастрофа Всемирного потопа, вызванная тем, что «сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы и брали [их] себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть (Быт. 6:2-3)». «Вопросы священнику Даниилу Сысоеву». Благотворительный фонд «Миссионерский центр иерея Даниила Сысоева». М., 2012)]

— Приведите, пожалуйста, примеры малодушия.

— Робость, трусость. Такой человек, даже если что-то незначительное случится, сразу смущается, боится. А, наоборот, должны и веру иметь, и му-жество. Не должны быть, как дети трех лет.

— Могут ли мирские люди употреблять в пищу продукты или изделия из крови? Например, колбасу или гематоген?

— Нет проблем. Но чтобы сама свежая кровь не была там.

— За моего брата, что выжил после серьезной автомобильной аварии, молились в разных частях мира, но он не верит, что он выжил с помощью Бога. Как укрепить его веру?

— Придет час, когда поймет. Придет и его час. Сейчас он из-за каприза не хочет в это верить. Смирится и поймет. Еще созреет духовно. Еще молодой. Раз выжил, есть надежда.

— Какое Ваше мнение по поводу того, что некоторые Православные Церкви, например, Сирийская, принимают Христа только как Бога, но не принимают Его, как Совершенного Человека?

— Монофизиты — это еретики. Не православные, не правомыслящие.

— Когда Пояс Пресвятой Богородицы привезут в Беларусь?

— Во-первых, должна нас пригласить Церковь ваша. Владыка Вениамин, говорил, что есть такое расположение пригласить. Если будет воля Божия на это — приедет — не бойтесь. В России ждали большого стечения народа. Сам господин Путин встречал. Но сейчас, когда общаемся с губернаторами разных городов, — узнаем, что никто не ожидал такого количества людей. Поставили перегородку и постоянно прикладываются к Поясу по два человека. 24 часа открыт храм. В минуту где-то 40-50 человек прикладывается и столько желающих, что не успевают. В последние часы поднимают Пояс, и под ним люди проходят. Есть люди, которые по 12-17 часов стоят в очереди, и очереди 8-10 километров иногда достигают. Богородица всегда трогала сердца людей. Это не чудотворная икона. Этот Пояс Богородица сплела Своими Руками и потом носила Его. И поэтому, думаю, что если в вашу страну приедет Пояс — будет большое благословение для страны.

— Что, по Вашему мнению, является самым главным, что приемлемо для всех нас.

— Мы ничего не делаем. Смиренно молимся о вас… Господин Никос Гуравос, председатель Института имени Максима Грека, который создан по инициативе нашего монастыря, создал один сайт, который называется pemptousia — «Пятый элемент».

Господин Никос Гуравос: Благословением отца Ефрема создали этот сайт. Это, по сути, электронный научный журнал. На настоящий момент на трех языках уже готов сайт. Три отрасли там: наука, религия, культура. Большинство статей, которые там опубликованы — статьи духовного содержания, в основном, о Святой Горе и святогорцах. Наряду с этим мы публикуем очень много важных и значительных работ в области культуры и науки. И там, на каждом из языков, есть оригинальные и неизданные сочинения. Есть там у нас одно общество, в которое приглашаем вступить всех молодых ученых, и просим послать содержание докторских диссертаций, своих исследований — и хотим все это опубликовать. Очень будем рады, если на этом сайте встретимся: www.pemptousia.ru

на главную