Встреча со студентами БГУ

Видео тут: 

Аудио тут: X

О. Ефрем: Я рад и благодарю Бога за то, что предоставили мне возможность пообщаться с вами в этом первом государственном университете Беларуси. Господин проректор очень вас всех хвалил, говорил, что вы самые лучшие студенты. И, смотря на вас, я убеждаюсь в том, что он не преувеличивал.

Мы приехали со Святой Горы Афон, из монастыря Ватопед, с места и родины православного монашества, где каждый день совершается очень много чудес, как доказательство присутствия Божественной благодати там. С места, которое является особенным жребием, уделом Божией Матери. Особым Богородичным местом является Афон. На острове в настоящее время живет около двух тысяч монахов, которые свою жизнь полностью посвятили Богу. Сейчас не такие времена, как раньше, когда в монастыри уходили бедные люди, чтобы немного образования получить и хлеб насущный иметь. Сегодня на Святую Гору уходят люди образованные, с дипломами, и даже с докторскими диссертациями, уходят врачи, судьи и другие… Отрекаются от мира сего и становятся монахами. У 80% монахов Святой Горы высшее образование. Но монах уходит из мира, не потому что он разочаровался в мире, не потому что боится мира, робеет перед миром. Уходя из мира, монах не отвергает человеческую личность, а отвергает нездоровый дух мирской жизни. Не уходит монах из мира, из-за того, что у него любовное разочарование в жизни. Он уходит из-за большого рачения, большой любви к Богу, ко Христу. Приходит в монастырь и, как основу своей будущей монашеской жизни, ставит три великих добродетели: нестяжание, девство и послушание. Монах сам выбирает путь смирения и радуется такой жизни. Монастыри не военные части, а места, куда приходят люди и своей волей остаются на всю жизнь. С радостью служат другим, с радостью молятся, с радостью бдят, с радостью постятся. И такой жизнью: постом, молитвой и бдением облачаются в харизмы, дары Святого Духа, и достигают благословения бесстрастия. И когда становится монах свободным от страстей, бесстрастным, тогда подаются ему дары предвидения, рассуждения, пророчества и прозорливости.

Однажды мы беседовали с нашим духовным отцом, старцем Иосифом Ватопедским, который два с половиной года назад почил.

Кстати, имело место такое чудо после его кончины: отцы, которые находились возле него в те минуты, из-за своей неопытности не успели ему закрыть уста. После физической смерти мышцы человека каменеют, и хотя старались потом закрыть уста — уже не смогли свести челюсти… И через полтора-два часа уста сами закрылись, и появилась как улыбка на лице. Кто видел выражение его лица после смерти, не мог подумать, что он мертвый. Выражение его лица говорило о том, что старец, как духовный человек, который посвятил всю свою жизнь Богу, и после смерти радуется и отошел ко Христу с любовью, и своим живым выражением лица, показал, что попрал смерть и стал чадом воскресения.

Так вот, часто во время наших с ним бесед, старец Иосиф рассказывал о старцах: один имел какой-то один дар сверхъестественный, другой — какой-то другой… И спросил я его однажды: «Почему, старче, Вы это не записали?» «Мы никогда не думали, что это когда-нибудь оскудеет: все эти сверхъестественные дары для нас были чем-то очень естественным. У каждого духовного отца, старца, были какие-то дарования».

Хочу этим сказать, что монастыри, хотя и строятся очень далеко от мира, монахи всегда находятся рядом с народом Божиим. Своей благодатью, своей силой, которую получают от Бога, могут существенно помогать людям. И своим словом, иногда даже только выражением своих глаз, дают нам то, в чем нуждается наша душа, потому что носителями становятся они сверхъестественных дарований Божиих.

Однажды в моем присутствии старец Паисий говорил паломнику, который возвращался в один из монастырей в миру, на материке: «Если бы люди по достоинству оценивали значение Святой Горы и других монастырей на материке, многие психические больницы закрылись бы». Монастыри, как продолжение жизни и деяния апостолов, показывают людям, как люди с любовью живут друг с другом, и как с любовью встречают каждого гостя, который к ним приходит…

Монастыри не являются достоянием только монахов. Монахи — это безвозмездные стражи на всю жизнь этих монастырей — своим расположением и своим служением, хотят в жертву себя принести ради другого человека. И поэтому, говорил русский великий святой Силуан Афонский: «Настоящий монах  — это молитвенник за весь мир». Идем к монахам — и учимся пути жизни, идем к монахам — и они становятся путеводителями для нас.

Сегодня, к сожалению, такие времена, что человек, в основном, обращен на внешнюю жизнь. Это, отчасти, а может быть, и во многом, зависит от технологического и разных других прогрессов, что не дает возможности человеку обратиться внутрь себя и найти сокровища, которые там находятся. И в тот момент, когда люди не молятся или забывают молиться, поднимают руки свои монахи и неустанно, неусыпно молятся за весь народ Божий. Поэтому вклад монахов и вклад монашества велик. Большую пользу получаем от монашества. И от их слов, и от молчания, и от их тайной сокровенной молитвы все мы получаем пользу.

Сейчас, слава Богу, и в вашей стране есть свобода, и монастыри мало-помалу, начинают вставать на ноги опять, восстанавливаться и возрождаться. Молитесь и вы, чтобы они возродились такими, какими должны быть, и чтобы вы все приходили туда и уходили оттуда утешенными и укрепленными. Хранятся еще в монастырях святые мощи, которые являются источниками исцелений и чудес для всех нас.

Во время нашей беседы по Российской Федерации проносится Святой Пояс Божией Матери, который является святыней нашего монастыря, первой реликвией среди четырехсот тысяч других.

Я сам стал свидетелем того, что в Санкт-Петербурге, в монастыре, игуменьей которого является мать София, сопровождающая нашу делегацию, люди приходили к Поясу утомленные, грустные, печальные, а после того, как прикладывались к святыне, уходили веселые, радостные, утешенные духовно.

Мы постоянно слышим о разных чудесах, которые Святой Пояс совершил в России.

Самое последнее, что узнали от преосвященного владыки Вениамина: молодой человек, который мучился очень долго головной болью, после того, как приложился к святыне, гораздо лучше себя чувствует.

В Санкт-Петербурге одна женщина, которая совсем не видела одним глазом, после того, как приложилась к святыне, прозрела. Забеременела другая женщина, подпоясавшаяся пояском, освященном на Святом Поясе, которая долго до этого не могла забеременеть.

Другой молодой человек рассказал нам, что исцелилась от опухоли его мать после того, как перевязала таким пояском ее правую руку, на которой была опухоль. А сам он после этого решился посвятить себя Богу и стать монахом.

Почему вам все это говорю?

В чем польза и нужда народа в монашестве? Только в том, что сохраняют безвозмездно все эти реликвии, святыни: молитвой, духовным деланием. И помогают людям, потому что у них искреннее расположение помочь людям, укрепить их.

— Афон ближе всего находится к Греции. Почему, находясь рядом с таким источником святынь, греки так тяжело живут и скатываются все ниже и ниже? Они же ваши ближайшие соседи…

— Я тоже недоумеваю. Греки несут сейчас епитимью, потому что, с одной стороны, они не оценили по достоинству ни Святую Гору, ни православную духовность. Они забыли, что на Балканах единственной страной, свободной от коммунистического, атеистического режима, осталась Греция. Недооценили они эту привилегию. И духовно эта страна должна быть более развита. К сожалению, подвергаясь влиянию разных мировоззрений, греки отдалились от Бога и забыли православную нравственность. И сейчас они несут наказание за это.

— Что они могут сделать, чтобы епитимья легче была?

— Должны покаяться.

— Сколько должно пройти времени, чтобы очистить тело и душу?

— Здесь, дочка, не завод, где есть какой-то конкретный срок, чтобы произвести продукт. Зависит от человека. Какое у него расположение, любовь к этому, и насколько в нем веры.

— Где кончается любовь к ближнему и начинается человекоугодие?

— Если в эти отношения с другими людьми вкрадывается любовь к наслаждению. Наслаждение — нехорошее чувство.

— Какой грех является смертным, и как с ним бороться?

— Это убийство: когда отбираем жизнь у другого. Аборт тоже является убийством, считается смертным грехом. И, к сожалению, там убийцей является сама мать. Потом прелюбодеяние — это когда изменяет муж супруге или жена супругу. И еще блуд — это когда человек входит в половые отношения до брака. Самоудовлетворение тоже туда зачисляется. А осуждение, пустословие, злопамятство и так далее — это, уже говорят, простительные грехи.

— Мы с мужем живем в венчанном браке уже 8 лет, но детей нам Бог не дает. Мы много лечились и много молились. Надо ли продолжать молиться о даровании детей или благодарить Бога за то, что есть?

— Молитесь и возьмите пояски, освященные на Святом Поясе. Если не можете найти — мы вам дадим. Не прекращайте молитв и стараний.

— Как относиться к человеку, который в моем присутствии унижает и оскорбляет православную веру, смеется над тем, что мне дорого? Что делать?

— Помолись, хотя бы двумя словами с болью об этом человеке. Думаю, что это самое лучшее приношение и для него и для тебя. Если обличишь или замечание сделаешь, то он может потом и с тобой агрессивно обращаться.

— Что такое любовь?

— Любовь — это настоящее, истинное общение между личностями. А настоящее общение между личностями — это только те отношения, которые во Христе. Когда во Христе правильно, по-настоящему, общаются личности, тогда сама собой произрастает в этих отношениях настоящая любовь. И любим другого так же, как самого себя. Об этом говорит Христос: Возлюби ближнего, как самого себя (ср. Мф. 22:39, Мк. 12:31 Иак. 2:8).

— Как женщине гармонично совместить карьеру и семью?

— Разумная женщина может это сделать. Но всегда преимущество должно отдаваться ее супружескому и материнскому общению. Сегодня принято говорить о женщинах, как о работодателях, профессионалах: чтобы занимались предпринимательством, бизнесом и так далее, а детей, чтобы отдавали филиппинкам. [Все смеются.]

Первая миссия женщины в мире — это ее материнство. В этом ее заменить никто не может. Женщина, которая занимается карьерой и имеет много дипломов, но пренебрегает воспитанием детей — это для меня неудачница.

— Можно ли тянуть к причастию не особо верующих? Нужно ли их уговаривать?

— Из-под палки духовной жизни не выходит. Как нельзя насильно поженить кого-нибудь, так и духовная жизнь по нужде не выходит.

— Прощает ли Господь аборты? Как нужно молиться такой женщине?

— Бог прощает все грехи, даже групповые убийства прощает, только человек должен каяться. Не так, как один человек шел к духовнику исповедоваться (я вам настоящую историю рассказываю), и по дороге проходил по разным магазинам: «Раз, — говорил — иду на исповедь, здесь шоколадку украду, там ручку…, затем пойду и исповедуюсь». Все карманы наполнил, пока дошел до исповеди, с надеждой, что исповедуется во всем, и простится. Одно дело, когда по ошибке что-то делаем и потом каемся, другое — когда сознательно грешим.

— Как спастись? Как спастись женщинам, сделавшим аборт?

— Когда человек делает ошибку, потом кается, Бог не отвращает Своего Лица от него. Бог — Отец для нас. Что бы мы ни делали, родной отец отвернется ли разве от нас? Даже если нос опустит на несколько дней, то потом все равно сделает для вас то, чего просите.

— Я православная, а мой друг католик. Надо ли мне переходить в католичество, и как нам обвенчаться?

— Чтобы сама обязательно осталась в Православии, и детей чтобы крестила и воспитывала в Православии. Постараться и мужа привести в Православие, если нет, то хотя бы детей крестить в Православии. И будьте очень внимательны к венчанию, к церковным бракам… Гражданский брак перед Богом не действителен. [«… Светский брак хоть и является зарегистрированным, не является благодатным. Он позволяется Церковью в том случае, если муж и жена были неверующими. Если один из супругов обратился и был зарегистрирован брак, то Церковь допускает обратившегося супруга к Святому Причастию, потому что такой человек освящает неверного супруга…» «Вопросы священнику Даниилу Сысоеву». Благотворительный фонд «Миссионерский центр иерея Даниила Сысоева». М., 2012)]

Сейчас Церковь ваша свободна. Никто не запрещает вам венчаться…

— Можно ли выйти замуж за католика?

— Одно скажу, что у смешанных браков, у религиозно-смешанных, даже 10% не преуспевают. Когда есть такие существенные различия и разногласия в темах веры, много очень проблем будет создаваться со временем. И в воспитании детей, и в других темах. Общая духовная цель супружеской пары является фактором их единения. Очень важно, чтобы и у мужа, и у жены была одна духовная цель и назначение. [«…И Слово Бога, и постановление Церкви однозначно осуждают браки между христианами и иноверцами. Если посмотрим на Священное Писание, то увидим, что на протяжении практически всей священной истории Бог предостерегает от смешения верных Ему людей с теми, кто не исполняет его волю. Уже на заре мира произошла величайшая катастрофа Всемирного потопа, вызванная тем, что «сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы и брали [их] себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть (Быт. 6:2-3)». «Вопросы священнику Даниилу Сысоеву». Благотворительный фонд «Миссионерский центр иерея Даниила Сысоева». М., 2012)]

— Приведите, пожалуйста, примеры малодушия.

— Робость, трусость. Такой человек, даже если что-то незначительное случится, сразу смущается, боится. А, наоборот, должны и веру иметь, и му-жество. Не должны быть, как дети трех лет.

— Могут ли мирские люди употреблять в пищу продукты или изделия из крови? Например, колбасу или гематоген?

— Нет проблем. Но чтобы сама свежая кровь не была там.

— За моего брата, что выжил после серьезной автомобильной аварии, молились в разных частях мира, но он не верит, что он выжил с помощью Бога. Как укрепить его веру?

— Придет час, когда поймет. Придет и его час. Сейчас он из-за каприза не хочет в это верить. Смирится и поймет. Еще созреет духовно. Еще молодой. Раз выжил, есть надежда.

— Какое Ваше мнение по поводу того, что некоторые Православные Церкви, например, Сирийская, принимают Христа только как Бога, но не принимают Его, как Совершенного Человека?

— Монофизиты — это еретики. Не православные, не правомыслящие.

— Когда Пояс Пресвятой Богородицы привезут в Беларусь?

— Во-первых, должна нас пригласить Церковь ваша. Владыка Вениамин, говорил, что есть такое расположение пригласить. Если будет воля Божия на это — приедет — не бойтесь. В России ждали большого стечения народа. Сам господин Путин встречал. Но сейчас, когда общаемся с губернаторами разных городов, — узнаем, что никто не ожидал такого количества людей. Поставили перегородку и постоянно прикладываются к Поясу по два человека. 24 часа открыт храм. В минуту где-то 40-50 человек прикладывается и столько желающих, что не успевают. В последние часы поднимают Пояс, и под ним люди проходят. Есть люди, которые по 12-17 часов стоят в очереди, и очереди 8-10 километров иногда достигают. Богородица всегда трогала сердца людей. Это не чудотворная икона. Этот Пояс Богородица сплела Своими Руками и потом носила Его. И поэтому, думаю, что если в вашу страну приедет Пояс — будет большое благословение для страны.

— Что, по Вашему мнению, является самым главным, что приемлемо для всех нас.

— Мы ничего не делаем. Смиренно молимся о вас… Господин Никос Гуравос, председатель Института имени Максима Грека, который создан по инициативе нашего монастыря, создал один сайт, который называется pemptousia — «Пятый элемент».

Господин Никос Гуравос: Благословением отца Ефрема создали этот сайт. Это, по сути, электронный научный журнал. На настоящий момент на трех языках уже готов сайт. Три отрасли там: наука, религия, культура. Большинство статей, которые там опубликованы — статьи духовного содержания, в основном, о Святой Горе и святогорцах. Наряду с этим мы публикуем очень много важных и значительных работ в области культуры и науки. И там, на каждом из языков, есть оригинальные и неизданные сочинения. Есть там у нас одно общество, в которое приглашаем вступить всех молодых ученых, и просим послать содержание докторских диссертаций, своих исследований — и хотим все это опубликовать. Очень будем рады, если на этом сайте встретимся: www.pemptousia.ru

 

 

 

на главную