Встреча с преподавателями и студентами РИВШ БГУ

Видео:

Аудио: X

Отец Ефрем: Мы рады находиться вместе с вами сегодня. Господин проректор рассказал немножко о ваших программах и деятельности.

Мы, которые живем на Святой Горе, беспокоимся и заботимся о том, как протекает воспитание людей, особенно в православных странах. В частности, наш монастырь Ватопед особенно занимался этой темой. Доказательство тому — создание Афониатской церковной академии, которая при турецком владычестве была единственным университетом во всей Греции. Тогда директором этой школы был известный в стране общественный деятель Евгений Вулгарис. Одним из выпускников этой школы был и святой Косьма Италийский, равноапостольный, который в тот трудный для Греции период создал более 200 школ.

Хотя монахи-святогорцы, являются, главным образом, людьми безмолвия и молитвы, думают они и болит у них сердце и о преуспевании людей — внешнем и духовном — и о том, чтобы люди получали правильное образование.

Церковь всегда особенно заботилась о воспитании и образовании людей, и самые великие ее представители — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — являются особенными покровителями образования. Некоторые говорят, что эти три святителя являются покровителями образования, потому что они в свое время занимались и философией. Но эта теория неправильна. Они были как раз против философии и занимались богословием, потому что богословие дает человеку то, что является целью его жизни — обожение.

Потому что цель истинного воспитания — это научить людей, воспитать в людях тот образ мышления, что должен заниматься человек нетварным, небесным. И я очень рад вашим стараниям сотрудничать с вашей поместной Церковью, чтобы решили вы многие проблемы правильного и духовного воспитания людей. Потому что очень важно, чтобы вы помнили всегда: главную роль в воспитании людей играет то, что преподаватель не должен забывать, что человек, во-первых, является духовным естеством, что у человека есть бессмертная душа, ради которой Христос умер. У человека есть совесть, память, воля. Все это доказательство духовной стороны и состава человека, и бессмертия тоже.

Как отличается человек от бессловесных животных: кроме прочего у человека есть и логика, есть слово у человека — чего нет ни у кого другого. Хотя слово является главным способом общения, человек умеет общаться с другими и взглядом, выражением лица, и молчанием даже. Человек помнит всю свою жизнь, начиная с трех лет.

У моего отца, помню, на Кипре была ферма коров. И когда рожала корова, и теленку становилось 9 дней, продавали его — мама корова плакала 3 часа, а потом забывала теленка. Я тогда был еще маленьким и думал про себя: «Как мама забыла за три часа своего ребенка?»

Человек может и через 40, 50 лет не забыть своего любимого человека. Потому что у животных есть только инстинкт.

У человека есть и логика, ум, и совесть, и воля, желание, и всегда он действует сердечно. Поэтому является человек царем твари. И поэтому человек должен и правильное воспитание принять, должен стать хорошим ученым. Не правильно, когда говорят, что Церковь против науки. Дело Церкви — сделать человека совершенной личностью. Ученого, в конкретном случае.

Часть II

И станет ученый совершенной личностью, если, во-первых, решит свои личные духовные проблемы. Чтобы стать совершенной личностью, должен и сам жить Христом, и иметь образ мышления Христа. И когда будет жить Христос в нем, тогда сможет и вдохновлять своих учеников.

Ученый только сухим знанием не может вдохновлять и оживлять своих учеников. Поэтому Иустин Попович — новоявленный сербский святой — сказал одну прекрасную вещь: «Ты — профессор — стань святым профессором. Ты учитель — стань святым учителем. Врач — стань святым врачом». И тогда всей своей жизнью и своей личностью будешь вдохновлять всех окружающих.

— Я преподавал идеологию. В какой степени духовные вопросы можно помещать в курс идеологии. В какой степени идеология, как предмет, сочетается со знанием религии?

— Обязательно должны и о духовной жизни говорить…

Идеология — это, по сути то, что учит об идеалах. Если у человека нету духовных начал внутри, не может он иметь и идеалов в жизни. Чтобы возжелать и стремиться к идеалам, должен бороться против себялюбия, а без Святого Духа человек не может победить себялюбие, которое является очень сильной страстью.

— Как относится православное богословие к теории о происхождении вселенной от одного сильного взрыва?

— Священное Писание — книга не научная, а богословская. И там рассказывает Писатель о том, как все было и как создавалось. О взрывах в Священном Писании ничего не говорится — это фантазии людей.

— Мы смотрели по телеканалу «Мир» Ваши беседы с россиянами. Мы — один народ, но официально живем в разных государствах. Мы чем-нибудь отличаемся друг от друга (русские-беларусы, беларусы-греки) или нет?

— Отличаетесь от русских тем, что вы более миролюбивый народ. Они более озорники. Мафия у них там…

У греков с беларусами более тесные связи. И мы любим спокойствие и мир, но вы — больше. Что всех нас объединяет — это единая вера — Православие. И это очень сильный фактор объединения. Главным богатством и силой вашего народа (хотя Беларусь сейчас из-за разных внешних факторов считается бедной страной) является Православие. Оцените это по достоинству и используйте в хорошем смысле. Не нуждаетесь вы ни в ком.

— Как понять, ты поступаешь по Божией воле или по самости?

— Во-первых, говорит нам об этом совесть наша. Если есть какие-то внутренние противоречия, тогда спрашиваем специалистов этого дела, то есть духовников.

— Что Вы можете сказать о практике Иисусовой молитвы в миру? Как ее можно сохранить в нашем суетливом мире?

— Если будем стараться, можем ее очень легко держать внутри. И еще, очень важно, чтобы в течение суток у нас было определенное время, когда будем заниматься исключительно Иисусовой молитвой.

Первое, закваска этого дела, — это выделить время: 15-30-45 минут (по силам и по возможности), чтобы каждый день занимались этой молитвой.

Потом, наряду с этим, когда мы куда-то идем, сидим, что-то делаем — будем, делая дело, творить Иисусову молитву.

Однажды навестил одного аскета — отца Ефрема Катунакского на Святой Горе. К нему пришел один прокурор. Он в беседе со старцем пожаловался, на то, что у него совсем нету времени: весь вечер он вынужден читать свои дела. Не было у него вообще времени для молитвы. Говорит ему старец: «Когда встаешь утром и надеваешь одежду, говори: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». То же самое делай, когда умываешь руки, лицо,…». И так этим маленьким действием и старанием воздействовала благодать, что прокурор находил все большие и большие возможности в течение дня, и, со временем, целый час мог уже уделять и молиться.

Вы начинайте свои старания в этом делании, и потом воздействует благодать. Как в Священном Писании говорится: Дает Бог молитву молящемуся (ср. Еф. 6:18, Кол. 4:2, 1 Фес. 5:17, Сир. 35:16-17).

— Я представляю общественные науки. Общество, руководители ждут от обществоведов каких-то рекомендаций о том, как улучшить экономику, как улучшить жизнь общества. Как духовные знания могут помочь нам в познании общества и в выполнении этих практических задач?

— Знаете кто самый идеальный социолог, кто лучше всех знает науку общения? Тот, кто учится сперва общаться с Богом. Если наше общение с Богом правильное, тогда и с людьми мы будем общаться правильно. Сказал Господь: Сперва Бога возлюби, а потом ближнего, как самого себя (ср. Мк. 12:30-31, Лк. 10:27). Поэтому настоящее человеколюбие истекает из правильного боголюбия. Общение с людьми и общество — это не дипломатия и не внешняя, сухая, вежливость. Настоящее, правильное, общение между людьми: «Я хочу всегда жертвовать собой ради тебя». Как Евангелие нас учит, чтоб друг за друга и души клали (ср. Ин. 15:13, 1 Ин. 3:16). Настоящее общение между людьми только благодаря благодати Божией может быть достигнуто.

— Рады, что святогорские монахи сегодня вмести с нами, что они вне дома Божией Матери ради нас. Сейчас в Минске проходит конференция по православно-католическому диалогу. Как Вы относитесь к диалогам?

— Мы диалогов не боимся. Православие никого не боится абсолютно. Нужно только, чтобы диалоги проводились правильно, чтобы у диалогов были правильные предпосылки и предусловия. Должны все знать, что мы — Единая Святая Соборная Апостольская Церковь, и это они от нас отлучились. Нам нечего их о чем-то просить.

Видите, как заблудилась их церковь. И первое заблуждение — это место папы в церкви. Он — господин всего, он властелин, он безошибочен во всем, не ошибается никогда. Мы не говорим ни о ком: ни об архиепископе, ни о патриархе, что они безошибочны.

Мы говорим, что безошибочен только Вселенский Собор.

— Возможно ли взаимопонимание в вопросах социальных, в вопросах богословских?

— Социология занимается обществом, жизнью людей… А богословие занимается отношением человека к Богу. Богословие подготавливает правильных людей для правильного общения друг с другом.

Может быть у православных и католиков какое-то общее поле деятельности: социальное служение, благотворительность,…

По богословию, сами говорите, что есть какие-то диалоги. Думаю, что в антропотических темах, скорее всего, во многом соглашаются католики с православными. В богословии труднее всего. Есть у католиков еще одна неправильная позиция насчет безбрачности клириков: не позволяют священникам жениться, не позволяют мирянам во второй раз венчаться.

Видите, какая свобода есть у нашей Православной Церкви? Даже до трех раз позволяют венчаться людям. Почему? Потому что хочет снисходить к членам своей Церкви. [Понятно, что тут, как и во всем прочем, требуется рассуждение. Приведем один из примеров того, что повторное венчание не правило, а скорее исключение и снисхождение, которого и православные все-таки стараются избегать.

Вот один из случаев, который произошел при жизни старца схимонаха Паисия Афонского: «Был один старик 84-х лет, который до смерти жены жил хорошо и прекрасно, исповедовался. Как только умерла жена, он стал очень страдать, и, чтобы забыться, пристрастился к телевизору. Не прошло и двух- трех месяцев после смерти жены, как старик решил жениться. Его духовник не знал как и втолковать ему, что то, что он задумал, дико и смешно. Сам же старик пришел на Святую Гору в калибку старца Паисия. Он высказал отцу Паисию свои соображения, и тот ему велел жить с детьми тихо и спокойно и не думать о женитьбе. Однако он душевно повредился и не слушал слов старца. Крепко подумав, старик сказал: “Знаешь, старче, я имею право взять двух других жен”. “Тогда я не выдержал,” — рассказывал об этом случае отец Паисий, — “я сказал ему, чтобы он убирался и чтоб глаза мои больше его не видели”. Какой-то монах забрал его и отвел в Кутлумуш. Видите, какой вред приносит телевидение». Священник Дионисий Тацис «Когда чужая боль становится своей». Жизнеописание и наставления схимонаха Паисия Афонского. М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского. Приход храма Св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2011.]

— Насколько сегодня, как Вы считаете, актуален вопрос ереси?

— Тема ересей всегда актуальна. То есть человек из-за своего эгоизма отлучается и создает свои партии и секты. После падения первого человека человеческая природа искажена, развращена.

Не только в темах веры искажается, удаляется, отпадает, в ереси впадает, а вообще есть это настроение: сопротивление, восстание и так далее.

— Я знаю, что язык молитвы на Афоне — древнегреческий, и он отличается от новогреческого. В Афонских монастырях, кроме монахов-греков есть иностранцы. Есть ли у них особые занятия?

— Иностранцы учат греческий язык. У нас в монастыре есть несколько учителей, которые учат и новогреческому, и древнегреческому.

— Расскажите о своем пути образовательном: светском и духовном. Какие для Вас были важнейшие этапы?

— Я человек необразованный. Я студент в университете пустыни.

— Это хороший университет.

— Думаю, самый высший университет.

— Как Вы видите идеальное сочетание светского и духовного образования в современном обществе?

— Светское образование нами не отвергается. Но важно только, чтобы у ученого был духовный образ мышления, и он не забывал бы свою бессмертную душу. Потому что вы сами хорошо знаете, что очень часто преподаватели как бы принимают исповедь у студентов. И поэтому важно, чтобы преподаватель сам был духовным человеком и мог бы дать правильную линию жизни студентам, несмотря на то, будет ли тот электриком, инженером, ученым или кем бы то ни было.

— В этимологии слова образование заложено слово образ — образ Божий. В то же время есть тенденции современного постиндустриального общества, тенденции развития информационного общества, построенного на знаниях. Как Вы можете оценить эти тенденции?

— Может быть, сегодня отдается предпочтение знаниям, но когда святые отцы говорили о знаниях, то имели в виду сначала опытное знание, потом умственное, рациональное знание. Только у рационализма душа человека покоя не может найти. Душу человека наполняет только духовный опыт.

— Соотношение науки и религии: где грань? Научное открытие невозможно без феномена веры. Ученый должен верить в то чудо, которое должно произойти. Где заканчивается наука и начинается религия?

— Нету никаких границ, Религия человека глубоко в его сердце, и она воздействует на все выражения его жизни. Большая ошибка говорить, что есть какие-то границы науки и религии. Нет таких границ, потому что наука занимается своим делом — тварью, а религия — Творцом.

Нетварная Божественная энергия — благодать — находится в сердце человека, в том числе, ученого.

Врач остается верующим человеком и когда сидит в кабинете, и когда делает операцию, и когда преподает своим студентам. Верующий врач не скажет никогда, что сейчас у меня момент неверия и все, прекращаю быть верующим.

— Прерывала ли Киевская Митрополия отношения с Константинопольской Патриархией в первой половине XVII века, в то время, когда Речью Посполитой насаждалась уния?

— Я встречался и общался на эту тему с некоторыми учеными, которые занимались этой проблемой… Они мне сказали, что связи были, но были слабые в то время. Никогда Киевская Митрополия отношений со Вселенской Патриархией не прерывала.

— Наше законодательство до сих пор содержит статью о смертной казни. Как Православие относится к смертной казни, и как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы ее отменили?

— С духовной точки зрения, мы со смертельными приговорами не согласны. Церковь, с одной стороны, против нарушения закона, но, с другой стороны, хочет помочь преступнику измениться. Общество никакой пользы не получает от того, что человека сажают в тюрьму, не объясняя и не убеждая его в том, что то, что он сделал — неправильно, и чтобы он покаялся. Если он этого не сделает, то когда выйдет на волю, опять сделает то же самое.

— Я преподаю культурологию и философию. В своем выступлении Вы говорили о духовности. Но духовность для христианина, буддиста и представителя ислама различается и, возможно, будет трудно построить между ними диалог?

— Сильно различается духовность наша, мусульман и буддистов. У них другая культура. У мусульман, например, в Коране не найдете места, где было бы написано любить своих врагов. Наоборот, когда врага убиваешь, — тогда и идешь в рай, потому что, — говорится в Коране, — если неверующего убиваешь (а таким является каждый не мусульманин), уменьшаешь зло в мире. Поэтому терроризм своей основой имеет мусульманство.

— Вы сказали, что основное из наших богатств — Православие. Но у нас, в Беларуси, есть и католичество, и протестантизм… И говорят о толерантности, не только, как о черте межцерковного диалога, но и как о черте характера.

— Говоря о Православии, мы не пренебрегаем людьми: католиками или протестантами, но, говоря о духовных позициях этих церквей, мы говорим, что Православие выше всех. Это не значит, что мы враждуем против этих людей. Но так как живем и проживаем правильность Православия, поэтому и говорим о нем.

Приезжают на Святую Гору очень многие монахи-католики и когда видят там православную духовность во всей полноте, говорят, что вы, православные, сохранили истину, а мы ее исказили.

И даже по внешнему виду отличается Православие: нет у них аскезы, все они поменяли, исказили…

Возьмем, к примеру, историю католичества. В 1054 году была схизма. И, со временем, если заметите, они постоянно что-то уменьшают, убирают и меняют основательно: то посты им не нужны, поклоны не нужны, молитвы,… — там все сокращают со временем.

Основной чертой Христианской Церкви всегда была аскетичность, которую сохранила только Православная Церковь.

Доказательством этому является еще и то, что Христос сразу после крещения ушел в пустыню. Постился там 40 дней и 40 ночей.

— Не могли бы Вы немного рассказать о возрасте монахов на Святой Горе Афон, в монастыре Ватопед, и о Вашем пути в монашество?

— У нас монахами могут с 18 лет становиться. У нас, по большей части, молодые монахи. Я, по-моему, самый старый. Уже, как послушник, на Святой Горе я с 1981 года, 30 лет. Без прогресса…

— У Вас запланированы встречи с ректорами вузов, возможно, будет встреча с министром образования. Хочу Вас попросить, чтобы Вы требовали от них, чтобы греческий язык преподавался на исторических, философских факультетах, чтобы был введен в обязательную программу. [Поддерживающие аплодисменты.] Это такой прекрасный язык…

— В двух духовных училищах мы говорили о том, что наш монастырь берет на себя расходы, чтобы были там учителя греческого языка.

— Можно и на наш факультет преподавателя?

— Оплатим преподавателя и на вашем. Владыку Вениамина поставим ответственным за это сотрудничество.

— Мы живем уже более 10 лет в XXI веке, и было много мечтаний, но оказалось, что все попало в руки политиков. У нас Церковь отделена от государства, но многие политики позиционируют себя наравне с церковнослужителями. Несмотря на это, имеет ли право Церковь воззвать к благоразумию политиков? Не секрет, что во многих странах политики хотят развязать новые войны. Мы следим за ситуацией в Сербии, в Сирии, в Иране…

— Не в руках политиков, а в руках Божиих. Горе было бы нам, если бы только в руках политиков. Церковь, что может, делает для этого. Знаю, что и вселенский патриарх неоднократно общался и общается с политическими деятелями Америки, России, других стран…

И были очень долгие беседы, но, к сожалению, есть личные интересы, которым поддаются все.

— Наша страна занимает одно из первых мест по психическим заболеваниям. Скажите, пожалуйста, что думает Церковь о лечении таких больных? У нас существует очень большая проблема и среди молодежи, и среди студентов есть большое количество людей, которые находятся в пограничном состоянии. Как им помогать?

— Первое место в мире?

— Четвертое место: в Интернете написано.

— Основная проблема в том, что нет у граждан существенной связи с Церковью, с церковной жизнью. Обычно так. Только благодать Божия может содержать нервную систему человека здоровой. Доказательством этого является еще и то, что лекарства, которые дают таким психическим больным их не лечат, а просто держат в состоянии получеловека, полуживотного. Просто чтобы не было хуже. И Церковь может существенно помочь в этом тем людям, которые искренне к Ней обращаются за помощью.

Вчера навестили монастырь святой Елисаветы, который много делает, чтобы помочь таким людям.

Поэтому у вас, у преподавателей, должна быть такая духовная жизнь, чтобы вдохновляли, оживляли своих студентов, спасали их от проклятия меланхолии, депрессии и стрессов.

— Гордость, зависть, тщеславие — частые спутники научной деятельности. Как с этим бороться в себе и не заразить учеников? Научная деятельность без стремления быть первым невозможна?

— Во-первых, это есть у всех нас. И у меня есть. В миру немножко и тщеславие нужно. Если нет у человека расположения восходить, не может он преуспеть. И когда у человека появляются духовные познания, он преодолевает эту страсть тщеславия и хочет восходить, для того, чтобы большим помочь. Гордый человек, если кается и старается исправляться, тоже может преодолеть эту страсть и пользу другим доставлять.

— Пожалуйста, расскажите, как Вы относитесь к обучению основам планирования семьи. Какие могут быть воспитательные меры, предпринимаемые родителями?

— Аборты сегодня не называются уже абортами, а называются более щадящим словом: «прерывание беременности», как прерывание, например, электричества. К сожалению, это зло очень распространено сегодня. Это плохо и для матери, которая становится убийцей, и для общего дела и положения. У матери, которая сделала аборт, страшные угрызения совести. Поэтому и сами не делайте абортов. А если сделали — кайтесь и другим говорите, чтобы не делали.

Тот, кто планирует не сейчас рожать-заводить детей, а после, они никогда потом обычно не могут завести, когда уже захотят… Я знаю многие супружеские пары, которые говорили, что первые пять лет нам детей не надо, а когда потом захотели иметь детей — дети не появлялись. Приходили, плакали, просили помощи… Я думал про себя: «Так вам и надо!» Это очень плохо, когда планирует деторождение человек, потому что деторождение — это не завод, где нажимаем на кнопку и производится продукт. Отношения супружеские должны быть свободными, и когда Бог хочет дать, дает детей.

Святой Пояс Божией Матери, который, как знаете, хранится в нашем монастыре, сейчас обходит Россию. И нам говорят, что поясками, которые освящают на Святом Поясе, появляются многие дети: беременеют женщины.

Я говорил там в одном выступлении, что Российское правительство должно нам дать медаль за решение демографической проблемы. И это правда.

А насчет искусственного оплодотворения: Церковь не против этого, если это делается с правильными предпосылками, на правильных условиях. Не должны сажать 10 яиц и потом выбрасывать те, которые не нужны. Если они оплодотворятся — они тоже люди. И нельзя еще брать семя чужого мужчины, не мужа, потому что этим много создается проблем. Часто очень мужья ненавидят детей, потому что узнают, что не родные. То же самое с ребенком, который, когда вырастает, узнает, что отец — не настоящий его отец.

Много психологических проблем возникает, когда усыновляют человека. Очень часто меняют дети отношение к родителям, когда узнают, что они не настоящие их папа и мама.

Поэтому Вы, владыка, как Церковь официальная, должны категорически требовать от государства и соответствующих комитетов, сохранения этих правил и условий. И депутаты тоже обязаны послушаться, потому что они хотя и на высоких постах, но все-таки принадлежат пастве. Они все-таки члены Церкви.

— О ювенальной юстиции был вопрос.

— Добро не добро, — говорят, — если не добром совершается.

— У нас, слава Богу, в Беларуси возрождаются храмы, в храмах много людей. Но как сделать так, чтобы не уклониться в сторону обрядности, чтобы возрастать духовно, чтобы количество перешло в качество, как для прихожан, так и для священнослужителей?

— Будем молиться об этом.

— В таинстве покаяния с женщины, сделавшей аборт, снимается грех. Но умершие души детей: за них нельзя молиться ни как за живых, ни как за умерших — как быть с ними?

— Это в руках Божиих: Бог знает, как с ними обращаться. Главное, чтобы каялись и молились мамы. Нет греха, который не прощается покаянием. Мы на иконах видим людей, которые совершали и несколько убийств, и групповые убийства.

— Как Вы относитесь к событиям в Ливии?

— Очень жалеем обо всем этом. Когда слышишь о таких событиях, только молиться надо. Там комментировать что-то, много говорить бесполезно.

— Помолитесь за наш белорусский народ: у нас сейчас не лучшие времена.

— У меня большие надежды на белорусский народ. Не бойтесь ничего: Богородица является Покровительницей вашей страны. Она и святая Евфросиния помогут вам. Не бойтесь!…

Я буду вспоминать о нашей встрече. Хочу вас убедить в том, что будем молиться о вас, о ваших семьях, о вашей стране, и о ваших усопших. Молюсь, чтобы в ваших трудностях, испытаниях, искушениях никогда вы не отчаивались, а, наоборот, взывали к Божией Матери. И Она, знаете, быстро отзывается. И будет давать решение ваших проблем в тот момент, когда вообще уже не ждете. На память о нашем смиренном присутствии в вашем институте хотим оставить вам точный список иконы Божией Матери «Отрада или Утешение». Оригинального размера список привезли, и в вашем городе приложились верующие к нему. Тот список постоянно будет находиться в Ляденском Свято-Благовещенском монастыре, где игуменом является преосвященный владыка Вениамин.

У одного молодого человека в Греции была опухоль на языке. Чтобы не расстраивать родителей, он им об этом не сказал. Пошел к врачу тайком, а тот ему сказал, что это злокачественная опухоль, рак. И его родители в это время, не зная ничего об этом, купили точно такую икону «Отрада или Утешение». Молодой человек взял эту икону и перед ней от всей души и сердца долго молился. Заснул и утром проснулся без опухоли.

на главную