Встречи в Витебске

После посещения Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря архимандрит Ефрем посетил ряд церковных и светских учреждений Витебска.

Встреча со студентами и преподавателями Витебской духовной семинарии и духовного училища

Отец Ефрем: Я рад, что нахожусь сегодня с вами. Я, как слышали, первый раз в Беларуси. Я приехал и увидел жажду людей услышать чистое аскетическое духовное слово.

Отец Александр, проректор, сказал, что в этом году дали статус семинарии этой духовной школе. И что занимаетесь и иконописью, и пением, и другими послушаниями-работами, которые действительно помогают жизни Церкви.

Братья, вас Промысл Божий поставил на более глубокие послушания Церкви. Вы вашими духовными занятиями, вашим служением являетесь опорами Церкви. Это делает нас более ответственными перед Богом. Вы должны знать, что Церковь проходила очень трудные времена и гонения (Нерона, Трояна и других). Недавно было очень сильное, коммунистическое гонение. Церковь всегда побеждает триумфом, и в гонениях даже. Почему, думаете? Потому что глава Ее — Христос.

Христос, который отождествил самого себя с Церковью. Когда апостол Павел, как бы исповедуясь перед всеми, рассказывает, что ехал он в Дамаск, чтобы бороться еще яростнее с Церковью, явился ему Христос во свете, и Савл спросил:

—Ты Кто, Господи?

— Я — Иисус, которого ты преследуешь (Деян. 9:5, Деян. 22:8, Деян. 26:15).

То есть Христос отождествляет Себя с Церковью.

Когда Церковь сламливается и по-человечески становится на колени? Когда неправильная жизнь у представителей.

Вы, клирики, те, у которых более глубокое служение в Церкви, должны прежде всего заботиться о том, чтобы жизнь ваша соответствовала Евангелию. Должны быть к самому себе требовательными. Чтобы главным занятиям для вас было, высшей самой целью — соблюдение, сохранение божественных заповедей.

Активный член Церкви должен, во-первых, полюбить сам Христа. Потому что если Христа не полюбит, и будет тянуться к себялюбию и человекоугодию… Апостол Павел говорит [по этому поводу]: если я хочу быть угодным людям, тогда я не раб Христов (ср. 1 Кор. 7:22, 23).

Христос сказал нам ясно, как Его полюбить: Кто заповеди Мои соблюдает, тот любит Меня (ср. Ин. 14:15, Ин. 14:21, Ин. 15:10).

Сохранение, соблюдение заповедей имеет не только нравственный, этический характер. Цель соблюдения заповедей — это исцеление. Тот, кто идет путем соблюдения заповедей, он стоит на пути исцеления падшей, искаженной, развращенной человеческой природы.

Когда начинаем исследовать и познавать самого себя, а этого можем достичь только тогда, если благодать вместе с нами.

Это похоже на то, как мы начинаем видеть пыль в комнате только тогда, когда светит солнце и освещает все внутри. Когда благодать к человеку приходит, и в сердце появляется эта нетварная божественная энергия, благодать Божия, и открывает ум человеку, и понимает он смысл Священных Писаний. Что значит познавать Писание? Это значит, что свет Христа входит в человека, открывается его ум, и начинает человек углубляться в глубины Духа, как говорит апостол Павел (ср. Лк. 24:45, Еф. 3:16-19). И, с одной стороны, начинает услаждаться о Господе. По словам пророка: Усладися о Господе, и Он даст тебе по сердцу твоему (ср. Пс. 36:4, Сир. 1:12). И тогда же начнет каким-то необъяснимым образом, способом понимать и смысл, и значение воплощения Самоумаления Бога-Слова. Понимает и просвещается, Кто такой Христос. И хотя сам этим живет, переживает все это, не может тварным словом передать это другим. Это и причина того, что святые отцы много чего пережили, но мало чего нам оставили. Не потому, что хотели скрыть что-то от нас, но не могли просто выразить. Есть вещи благодати, которые можно передать, а есть некоторые вещи, которые не передаются, а только переживаются. Это для чего все говорю: должен человек уметь вкушать и переживать, жить благодатью Божией. Мы для чего вообще воцерковляемся? Не для того, чтобы, как врачи иногда обещают, надо нам какие-то лекарства принимать, и только после смерти вылечимся. Тот, кто воцерковляется, начинает исцеляться уже в этой жизни, и начинает переживать, жить опытно благодатью Божией. Кто так подвизается и так старается, тот и стоит на пути освящения.

Поэтому мы, которые являемся главными, составными членами Церкви, не должны только проповедовать нашим словом (что должны тоже иногда делать), а только нашим присутствием, нашим даже внешним видом, мы должны своей жизнью показать, что мы — письма, послания Книги Христа, написанные духовно и читаемые всеми. И нашим поведением, и нашей жизнью должны показать, что благодать Божия может переживаться и современным человеком. Сегодня многие спрашивают, есть у многих духовные недоумения и вопросы, и большинство спрашивает: существует ли сегодня благодать Святого Духа, может ли человек опытно жить по Евангелию сегодня. И мы должны свидетельствовать нашей жизнью и отвечать только двумя словами: «Приди и виждь».

Хотел бы, чтобы тот, кто в эту семинарию поступает, почувствовал, что здесь есть святость. И если будет здесь добродетель и святость, сразу почувствует это пришедший человек. Это как в магазине ароматов: только заходит туда человек, уже передается ему благоухание.

Молюсь смиренно, чтобы благодать Божия нам помогала, и чтобы то неисчисленное количество мучеников и новомучеников, кровью которых здесь пропитана вся земля, чтобы все мученики помогали нам, чтобы стали мы все истинными людьми Божиими. Для того, чтобы прославилась Церковь.

Аминь.

— Расскажите, пожалуйста, о распорядке дня и уставе вашего монастыря.

— У нашего монастыря приблизительно тот же распорядок, как и у других монастырей Святой Горы. Может, есть маленькие, незначительные различия.

В 4 часа утра по гражданскому — первое богослужение. Служится полу-нощница, утреня и Божественная литургия. В будние дни после утреней первого часа расходимся в разные маленькие храмы и одновременно служим иногда больше 10 литургий. Где-то в 8 часов литургия заканчивается. Потом у нас получасовая трапеза. Потом идем на дела-послушания. Зимой где-то в полпервого прекращаем дела, отдыхаем в кельи до полчетвертого. Вечерня где-то час, затем опять трапеза. После трапезы опять полчаса повечерие. Потом час работаем. К 8 бьют в колокол молчания и до 12 отцы в келиях занимаются духовным деланием.

Когда праздники, тогда служатся бдения. Когда Господские, Богородичные праздники — бдения длятся 10-12 часов. На престольный праздник Благовещения и на Положение Честного Пояса — и до 17 часов.

Во время наших встреч Святой Пояс находится в Российской Федерации, и многие чудеса происходят. Одна на один глаз слепая женщина прозрела, приложившись к Поясу, другая исцелилась от боли в колене. У третьей женщины была опухоль на руке. И когда она перевязала опухоль пояском, освященном на Святом Поясе, исцелилась. Ее сын (это второе чудо) после такого чудесного исцеления его матери (пришла, видно, благодать в его сердце) оставляет мир и хочет стать монахом.

Было еще много случаев: после того как взяли и надели пояски, освященные на Святом Поясе, женщины, которые не могли до этого забеременеть, забеременели.

Я и до принесения Святого Пояса в это верил, и сейчас вижу, что придется монастырю, скорее всего, отдельную книгу о чудесах в России издавать.

— Что главное для спасения души в современном мире?

— От греха чтобы отдалялись. Потому что следствие греха — это смерть. Грех помрачает ум человека, и делает, что не подобает вообще делать.

Поэтому каждый день говорим, неслучайно молимся каждый день на службах: «Сподоби, Господи, безгрешно день прожить».

— Расскажите о вашем общении с Паисием Святогорцем.

— Он был современным святым. Однажды, когда с ним встретились, сказал, что переезжал из одной кельи в другую келью и все свои богослужебные книжки («Минеи» и другие) положил в одну сумку, а когда дошел до другой кельи, то не смог достать книги и не мог вспомнить, день какого святого празднуется. Когда старец молился по четкам святому дня без имени, увидел какого-то большого телом человека, который сказал: «Меня зовут святой мученик Лукелиан. Сегодня день моей памяти».

Видите, как близко к нам святые, но так как мы больны нечувствием, не чувствуем их присутствия.

Один молодой человек — было это 3-3,5 года назад — ехал в Салоники. И видит одного старого человека, который «авто-стопит» — машет рукой, чтобы остановить машину и попросить довезти куда-то. «Сын, — говорит, — подвези». «Садитесь, конечно», — отвечает. Сели, поехали. «Коста — говорит старик, — у тебя на начальной стадии рак легких. Иди быстро в больницу и успеешь вылечиться». И вот этот незнакомый монах вдруг исчезает. Представляете, какой шок был у человека. Рассказал он эту историю своим знакомым, которые иногда общались со святым. Те принесли фотографии разных старцев, и узнал Константин (Коста) старца Паисия на фотографии.

Много еще случаев. Говорят, 60 000 паломников приехало в день его кончины на его могилу в этом году. А монахи того монастыря, где его могила, очень часто подсыпают землю на его могиле, потому что паломники все разбирают.

Еще был один святой Нектарий. Может, слышали о чуде в Румынии? Из одного глухого села община церковная послала к местному архиерею маленькую делегацию, чтобы попросить священника для пасхального богослужения: не было у них священника. Епископ ответил, что в такие дни у него недостает священников, и он не может никого отправить.

В пятницу перед Лазаревой субботой в то село какой-то в возрасте клирик приходит. «Я, — говорит — священнослужитель, и я справлю службы от страстной седмицы до святой седмицы». Подумали, что это совесть епископа проснулась, и он послал этого священника. Отпраздновали пасху — до Фоминого воскресенья пребывал тот священник с ними. И многих (так как у них не было постоянного священника, они воспользовались этим случаем) — повенчал, крестил и так далее.

В Фомино воскресенье тот священник уехал.

Церковный староста и община решили поблагодарить архиерея за такое благодеяние. Архиерей говорит: «Какой священник? Я никого не посылал. Какой владыка в такой день?».

Они говорят: «Он точно был епископом: филонь носил, и были на нем омофор, панагия — точно епископ». Они его звали: «Владыка, владыка!» — и как-то забыли об имени спросить. Потом архиепископ спрашивает: «Столько крестил, венчал… Нигде своей подписи не оставлял на удостоверениях?» «Есть», — отвечают. «Что там написано?» «Еще не смотрели. Подписал и дал». И поручил епископ им принести удостоверения.

Стояла подпись «Пентопольский Нектарий».

Достойно внимания то, что все тексты писал на румынском, а подписывался греческим языком.

У святых, помимо других дарований, есть и то, что учат все иностранные языки.

— Косово — такая боль сердечная — останется ли православным?
— Несмотря на все беды, которые постигли эту часть, я верю, что она останется православной.

— Как стать насельником вашего монастыря?
— Только в нашем монастыре? Главное, чтобы монахом стал, необязательно, чтобы у нас. Надо тому, кто монахом хочет стать, чтобы всем своим естеством полюбил Христа. И чтобы было расположение смирения: надо чтобы отсекал постоянно свою волю, свои хотения.

— Какие еще святыни есть, помимо честного Пояса Пресвятой Богородицы у вас в монастыре?

— Только икон чудотворных Божией Матери семь. Список одной из них — «Отрада или Утешение» — находится сейчас в Кафедральном соборе. Оригинал этой иконы в нашем монастыре. Это единственная обитель в мире, которая украшена семью чудотворными иконами Божией Матери и Святым Поясом Божией Матери.

Там целая глава святого Иоанна Златоуста, у которого левое ухо нетленное. 1604 года этому. На это ухо — видел ученик святителя — апостол Павел диктовал свои послания.

— Может ли большой грешник, который пришел к вере, стать монахом? Или лучше быть монахом в миру?
— Как раз большой грешник и должен стать монахом. Монахов в миру не существует.

— Об окамененном нечувствии. Человек может быть внешне благообразным, благочестивым, но внутри нести гордыню, быть фарисеем. Как эту гордыню изживать при нечувствии, внешней исполнительности?

— Самоукорением. Это самое удачное и легкое орудие для смирения. Как только посетит человека благодать, первое, чего он хочет — исповедоваться.

Помните, в «Лествице» рассказывается об одном разбойнике, который как только пришел к покаянию, хотел стать послушником. Игумен приказал этому послушнику исповедаться перед всем собранием. Были у того грехи серьезные: и естественные, и противоестественные. И тот послушник ответил, что готов не только перед всеми в этом исповедаться, но прямо на площади Александрии.

Поэтому, во-первых, учитесь исповедоваться чисто. Когда человек учится исповедоваться, и, по сути, оскорблять себя на исповеди перед другим человеком, — это начало его спасения.

Если будет говорить: «Я сейчас исповедуюсь духовнику, а потом какими глазами он на меня посмотрит, что скажет он обо мне?» — такой человек никогда не исцелится, а будет в себе всегда носить, как беременная женщина, эгоизм.

Часть II

— Как часто нужно исповедоваться священнику?

— Нет конкретных рецептов. Когда человек сам чувствует нужду.

Еще что неправильно, к сожалению, в ваших церквях делается — то, что догматическим предусловием перед каждым причастием считается исповедь. Если сам человек, своей волей, хочет исповедоваться перед каждым причастием — хорошо, но обязывать людей это делать неправильно. Простительные, не смертные грехи не препятствуют к святому Причастию и могут быть исповеданы и позже.

И еще, что мне очень не нравится: я заметил у вас, что исповедуют священники во время Божественной литургии. Во время вечерней, утреней — пожалуйста. Но во время литургии священник всецело должен посвятить себя Божественной литургии.

— Сын давно не исповедовался и не причащается. Как молиться за него? Можно ли Вас попросить помолиться за него?
— Если будете ему долго голову морочить — ничего не добьетесь. Должны научиться вы сами не говорить много детям о Боге, когда они этого не могут понести, а говорите много о детях ваших Богу, и тогда добьетесь успеха.

— Вы говорили о любви ко Христу. Из святых отцов мы знаем, что есть страх Божий. Какие его ступени: страх раба, страх наемника, страх сына? У нас теперь свобода, и молодые люди хотят учиться в духовной школе. Как Вы думаете, нужно ли им быть хотя бы на начальном этапе — иметь страх Божий — для того, чтобы учиться в семинарии? Или это может потом воспитываться, в процессе учебы?
— Когда человек начинает любить Бога, мало-помалу проходит все эти три ступени: и раба, и наемника, и сына.

— Прежде чем поступить в духовную семинарию, он должен иметь хотя бы начальную ступень, или это необязательно?
— Когда начинает жить согласно заповедям Божиим, это само собой придет.

— В повседневной жизни мы часто имеем дело с людьми невоцерковленными или вовсе неверующими. Их взгляды на многие вещи зачастую расходятся с мнением Церкви. Стоит ли нам, православным людям, указывать на ошибочность убеждений и поступков наших невоцерковленных ближних, ссылаясь на мнение Церкви и Церковный устав? Стоит ли в обществе людей неверующих указывать на свою воцерковленность, или же лучше это не афишировать?
— Во-первых, вашу принадлежность к Церкви никогда и ни при каких обстоятельствах не будете скрывать.
Если видите, что в человеке есть хорошая почва, тогда что-то ему можно сказать о Боге, а если видите, что уши его не слушают, тогда не теряйте зря времени и сил. Только с болью молитесь о них.

— Расскажите о Вашем отношении к католичеству.
— Они вне Церкви, они не православные. Церковь одна: наша Единая Святая Соборная Апостольская Церковь.

— Нам, православным, католиков считать еретиками или схизматиками? Если считать их еретиками, был ли собор их осуждающий?
— Еретиками. Есть консенсус-патрум (consensus patrum) — согласие отцов об их еретичестве — это одно. Далее, есть много поместных соборов — можно узнать, какие — и многие отцы в частных своих беседах говорили, что они еретики. Не только схизматики.

— Как избирается игумен монастыря на Афоне, какие его полномочия?
— Игумен всегда избирается братией, никогда не назначается. На всю жизнь. Он не занимается административными вещами, как это, к сожалению, делается в некоторых монастырях, а, во-первых, игумен — это духовный отец монахов. Один только. Если он не духовный отец монахов, тогда он неправильно на том месте сидит. Главное дело игумена — это духовное отцовство, а управление — это второе. То же самое, кстати, и епископ: он не только управляющий епархии, а он, сперва, духовный отец епархии, всех верующих. Если он сперва начальник, управляющий, а потом отец — это неудачник. Большая ошибка, когда назначаются духовники отдельно от игуменов, и, по сути, они управляют братией монастыря. Это ошибка большая. Духовник — нету такой позиции. Духовное руководство — это дело, во-первых, почти исключительно, только игумена. «Духовники» — это если помощники только.

— Сейчас в среде православных часто говорят о том, что вот-вот настанет конец света. Что личные номера — это уже печать антихриста. Как Вы к этому относитесь?

— Я предпочитаю, чтобы вместо того, чтобы занимались антихристом, занимались Христом. Знаете, когда наступят последние времена и приход антихриста? Когда мы умрем. Единственное событие, которое, безусловно, случится в будущем — это наша смерть.

О карте гражданина Священный Кинот Святой Горы высказался, что лучше, не брать. И не потому, что это печать антихриста, а потому, что пренебрегается свобода личности. Человек, во-первых, личность.

Сегодня темные силы хотят эту личность превратить в массу, в безличие какое-то. Смотрите, сегодня в Евангелие: спрашивают бесноватого: «Как тебя зовут?» Не говорит. Что, он не знал, как его зовут? Он все знает. Что он хотел сказать? Человек, облаченный в бесовскую энергию, не является личностью.

Когда идем причащаться, как говорят? «Причащается раб Божий Александр святой Крови, Тела…». Или «венчается раб Божий Константин с рабой Божией Еленой». Почему имена? Потому что личности все члены Церкви.

Посмотрите, даже англичане не хотят карту гражданина принимать. Не потому, что они интересуются духовным — у них нет таких интересов. А потому что сравнивается с землей личность человека, свобода личности. Но если кто возьмет эту карту, это не значит, что он отрекается от Христа. Апокалипсис ясно говорит об этом: печать на руке и на челе (ср. Откр. 13: 16, 14:9, 20:4).

Все что делается, конечно, — это все вступление к тому. Подготовка. Молитесь много. Молитесь, потому что очень трудные времена и нужно очень много покаяния.

— Как организуется встреча паломников на Афоне, и в какие периоды монастырь не принимает паломников?
— С большой любовью их принимаем, и нет дня, когда закрываем врата для паломников. Но надо предупредить монастырь, чтобы мы как- то контролировали число паломников: может быть придет кто-нибудь, и физически не будет места, где его оставить. С восходом солнца врата святогорских монастырей открываются, а с заходом закрываются. Там византийское время: 12-й час дня — это заход солнца [начинается 1-й час ночи. Монастырское время отличается от греческого: оно всегда опережает его на три часа летом и на семь часов зимой. Византийское время показывается на часах на монастырской колокольне. О византийском времени упоминается также на встрече архимандрита Ефрема с суворовцами].

— Мы живем не в монастыре сейчас, а в миру, где много разных дел, суеты, и главное — научиться молиться. Когда много дел, послушаний, и становишься на молитву, ум рассеивается. Во время молитвы часто рассеиваются мысли. Как упражняться, чтобы молитва была чистой?

— Вы монах или мирянин? Мирянин? Женат? [Утвердительный ответ.] Вы не монах. У вас есть дети. Есть обязанности. Вы совершайте Ваши обязанности чистосердечно, делайте прилежно все, что обязаны делать, и там найдете благодать и спасение души. Однажды приехал старец Паисий в Афины. (Это мне рассказал очевидец, один очень добродетельный архимандрит отец Епифаний Феодоропулос. Он почил сейчас, но был одним из самых добродетельных священников и архимандритов в Афинах.) И пожаловался ему отец Епифаний: «У нас в миру практически нет времени, чтобы молиться», — говорил. И что на это старец Паисий ему ответил: «Бог не будет вас судить за то, много вы молились или нет, но будет вас судить за то, что вы когда крестили, крестили прилежно или небрежно, по-быстрому, а потом их крестил дьявол». Это очень рассудительная и очень важная позиция старца.

Владыка Вениамин: Порой наши священнослужители узко воспринимают эти слова, и сводят свое правило к очень маленькому и незначительному, и порой миряне больше молятся.

— Человек делает то, что может. Бог от нас хочет того, что мы можем делать. Вы идете по дороге, по улице, подметаете дом. Что лучше может быть того, чтобы в это время говорить: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Священник идет, и по дороге в храм почему бы ему не молиться? Проблемы наши, братья, не решаются, если мы о них много думаем, а решаются, если мы о них молимся. Поэтому говорите, как можете больше, Иисусову молитву.

Однажды был на кладбище в Афинах, чтобы отслужить маленькую панихиду, и пришел другой священник, чтобы тоже панихиду отслужить. Я пока епитрахиль одел и первый возглас сказал, уже в его руках деньги были. Это надсмехаться над Богом называется. Я где-то 7 минут служил, он за 2 минуты буквально отслужил. Я ни слова не понял. Вот эта запомнилась сцена: как только закончил — руку протянул за деньгами. Это ошибка. И каждое таинство когда совершаете, всегда всецело посвящайте те минуты таинству. Чтобы не рассеивался ум. И тоже делайте в часы молитвы: это же молитва.

— Есть добродетель смирение и есть «смиренничество». Как распознать грань между смирением и смиренничеством?

— Какой оттенок?

— Не искренне, внешне, человек притворяется

— Одно слово есть в греческом — когда смиренный поведением. Когда притворяется человек смиренным, знаете, как отличить? Когда их обличишь, тогда тот, кто только вел себя смиренно, становится цербером, как лев рыкающий. Может сам говорить, что я грешник, я такой нехороший… Но как только ты скажешь, что он грешник, тогда, увы. Он ответит: «Ты кто такой? Обличать меня не имеешь права, ты меня не знаешь» и т.д. Это называется медью звенящей. Пустая консервная банка.

— Что должно быть основной задачей преподавателя воскресной школы: довольствоваться тем, что дети уже пришли в храм и участвуют в таинствах Церкви или требовать от них каких-то знаний?

— Хорошо им тоже какое-то духовное знание иметь. Это большую роль будет играть в духовном преуспевании детей.

— Я знаю, что Святая Гора и многие монастыри в Греции служат по юлианскому календарю, но, в основном, Греция служит по григорианскому календарю. Есть ли у вас общение, и как вы регулируете этот вопрос? Молитесь вы вместе?

— Просто. Мы служим, как вы. Если вы приедете в Грецию и на материке будете служить с греческими священниками — будете служить по-новому тоже. Когда на материке служим — служим по-новому. Мы не отделены от Церкви: ни они, ни мы — мы насельники одной Церкви. Календарь сам по себе.

— Мы с отцом Геннадием часто бываем у вас на Афоне, в вашем монастыре. В субботу вечером, возвращаясь в Россию, бываем на материке в храмах Дмитрия Солунского, Григория Паламы (в соборном храме). Там в субботу вечером очень короткая служба, и много свадебных торжеств. В храме шум, смех — нам это как-то непонятно… Чем вызвана эта традиция?

— Сейчас модно в субботу вечером венчаться, к сожалению. Это «ветерок» Европы.

— Ваше отношение к ювенальной юстиции.

— Это о правах детей? Права детей, которые сейчас утверждают —?это глупость. Когда незрелый фрукт, отцы, еще висит на дереве, и кто-нибудь его сорвет, этот фрукт есть нельзя, он невкусный. Когда ребенок еще не зрелый, и дашь ему право восседать на совещаниях учителей, что он скажет? Когда подрастет — пожалуйста. Это все уничижение нравственных традиций.

Одному тринадцатилетнему мальчику его ровесник из Европы говорит: «Ты, — говорит, — еще свою маму слушаешь: как тебе не стыдно». Это потому, что тот сказал, что он на каникулы с родителями должен уехать.

Это схождение с рельсов не только духовных, но и простых общечеловеческих понятий, логики простой.

— Если таинство крещения прошло очень быстро, можно ли считать, что я приняла святое крещение?

— От скорости не зависит. Если правильное было служение, то крещеная.

— Насколько можно в современном мире выполнять наказ Иисуса Христа: Ударили тебя по одной щеке — подставь другую (ср. Мф. 5:39, Лк. 6:29).

— Если есть у тебя вера и смирение, когда ударят, ты молчишь, а Бог говорит. Но должен и веру иметь.

— Очень просим Ваших святых молитв о Беларуси, о православном спасении, укреплении белорусского народа…

— В знак, в память нашего смиренного присутствия здесь, мы привезли точную копию иконы Божией Матери «Отрада или Утешение».

Маленькую икону, меньший список, хотим оставить вам на память.

Не бойтесь, Богородица покрывает Беларусь!

Владыка Вениамин: Мы попросили молитв отца Ефрема, но, думаю, все, кто сегодня присутствовал, будут взаимно поминать отца Ефрема с братией и всех святогорцев, которые подвизаются на Святой Горе и днем и ночью молятся о благосостоянии всего мира. Благодарим паки отца Ефрема за содержательную беседу, добрые отеческие наставления и четкие ответы, которые побудят нас больше и лучше слушать свою совесть.

В Кафедральном соборе Витебска

Аудио тут: X

Отец Ефрем: Я благодарю Бога и Божию Матерь, за то, что сподобили меня послужить в этом Кафедральном Богородичном храме. Послужить с вашими священниками. Принести вместе Бескровную Жертву за всю вселенную. И что сподобили вкусить странной и Небесной, неописуемой, трапезы. Сила Церкви, источник силы Церкви, как знаете, — это Приносящий и Приносимый Иисус Христос. Когда мы приходим в храм, и находимся на службе этого святого возношения, невыразимым для нас и непонятным способом, приносится Христос, как Закланный Агнец. Как Приносимый в жертву ради нас и ради нашего спасения. И каждый из нас, по мере своего духовного роста, тоже получает неописуемую и невыразимую небесную силу. Это та сила, о которой говорил Христос незадолго до Своего Вознесения: Идите, — говорил ученикам — на горницу в Сион и не уходите, пока не облачитесь в силу свыше (ср. Лк. 24:49).

Наша жизнь после падения Адама многосложная и многотрудная. И зная Христос, до какой степени дошел человек после падения Адама, в каком трагическом состоянии находится, благоволил Сам стать Человеком и придти в мир. Мы знаем, что Христос, еще в Ветхом Завете, как еще Бесплотное Слово Божие, общался с людьми. А в Новом Завете видим Его, как уже Воплощенное Бог-Слово, Который стал одним из нас. Только это если будем помнить, душа не прекратит ни на минуту благодарения Этого Воплощенного Спасителя нашего, Бога-Слова.

Перед нами точный список чудотворной иконы Божией Матери «Отрада или Утешение». Эта икона своей историей показывает, насколько высокое и большое святое дерзновение имеет Богородица. Это чудо — повторение того чуда, которое совершил Христос в Кане Галилейской. (ср. Ин. 2:1-11). Не забывайте, что первое официальное чудо, которое совершил Христос, совершил не Своей Инициативой, но Инициатива была Его Матери. И хотя сперва казалось, что Христос как бы воспротивился своей Матери, все-таки Ее послушался, чтобы почтить Свою Мать.

А в Ватопеде чудо случилось следующим образом. Игумен должен был забрать ключи от врат обители, которые висели перед иконой. И когда он собирался это сделать, заговорила Богородица. Сказала, что нельзя открывать врата обители, потому что хотят ворваться в монастырь пираты. Тогда Христос простирает Свою Ручку и говорит Своей Матери: «Нет, Мать, не предупреждай: да будут они наказаны за свою нерадивую жизнь». Богородица тогда Своей Рукой опускает Ручку Христа, убирает со Своих Уст и повторяет предупреждение. И во второй, и в третий раз повторяет Свое предупреждение, говоря одни и те же слова игумену, которого звали Геннадием. И будто кажется из этого чуда, что Мать Господа более Милостивая, чем Ее Сын. И это делает Христос, чтобы почтить и воздать уважение Своей Матери и показать, насколько важное и великое место занимает Она в Церкви. Вот этой Ролью Богородицы и этим Местом Ее  — будем ими тоже мы пользоваться, потому что Великое Место у Нее и Великое у Нее Дерзновение перед Своим Сыном, а молитвы Ее спасительны. Ее будем умолять в наших скорбях и испытаниях, и увидите сами, что в последний момент будет давать решение наших проблем. Богородица  — нам Утешение, Богородица  — наше Прибежище.

Ее Святой и Честной Пояс — самая большая святыня, которая находится в нашем монастыре — во время наших встреч обходит Россию, и только своим присутствием утешает тысячи миллионов людей. Молюсь, чтобы Богородица всегда восседала на престолах наших сердец. И чтобы присутствие и прикладывание к этой иконе стало новым этапом в жизни каждого из нас.

Богородица да будет с вами!

Встреча со студентами и преподавателями Витебского государственного университета

Аудио тут: X

О. Ефрем: Меня интересует, какая позиция вашего университета насчет Православия, и, в частности, в вашей стране.

— Православие — основная религия в нашей стране. Наибольшее количество людей исповедуют Православие.

О. Ефрем: Вы должны заботиться о том, чтобы ваши студенты и образование получали, но наряду с этим и духовно воспитывались. Если у человека нету духовной основы, его образование остается не оцененным. Потому что нет духовных основ, на которых он потом построит Дом своего образования. Это очень важно.

— Мы так и стараемся делать.

О. Ефрем: И вы должны это делать, абсолютное у вас должно быть сотрудничество, взаимоотношение с Церковью. Чтобы эти отношения не были формальными, только внешними: что на какие-то только приемы или мероприятия представитель Церкви, архиепископ, приедет. Чтобы отношения были существенными.

— Есть программа государственная сотрудничества между Православной Церковью и государством, и соответственно в области у нас также есть единственная Церковь, именно Белорусская Православная Церковь, и облисполком с Нею сотрудничает. Эта программа наполнена мероприятиями: от уровня дошкольного образования, завершая учащейся рабочей молодежью. Очень много совместных хороших дел.

— Вот Александр Петрович сказал, что преобладающее количество жителей Беларуси православные люди, поэтому мы себя вне Православной Церкви не ощущаем. Мы — дети Православной Церкви, и с глубоким уважением относимся к Православной Церкви.

— Что касается университета, то у нас проводником всех этих идей православных является наш исторический факультет, который тоже имеет план работы. Много мероприятий проводится вместе с Православной Церковью и с благословения Православной Церкви.

— В этом процессе у нас все задействованы, не только исторический факультет, но и все другие факультеты.

О. Ефрем: Я рад, что нахожусь в вашем университете, и особенно тому, что познакомились с вашим ректором.

Вы, думаю, все знаете, что Святая Гора — это место, где живут только монахи. Святая Гора — единственное действующее монашеское государство в мире. И за десять веков своего существования ни на минуту не прекращало оно свою жизнь, свое существование. Сегодня там живут приблизительно 2000 монахов. Есть некоторые и с вашей родины.

Хотя Святая Гора Афон — это часть греческого государства, подчиняется Вселенской Патриархии Константинополя и является местом вселенским?— принимает монахов со всех концов земли, тех, которые хотят там подвизаться. Принимает и многих, очень многих паломников, которые хотят ближе познакомиться с монашеской жизнью. Здесь опытное монашество — то, что несет слово монашества в мир, здесь опытная, исходящая из опыта, Евангельская проповедь.

Каждый человек, который исходит из мира и приходит на Святую Гору, и становится монахом (или в другое место, в другой монастырь), не уходит из мира, потому что отвергает он человеческую личность. Что он отвергает, уходя из мира? Нездоровый дух этого мира. Доказательство этому — то, что мир преследует и ищет монахов.

Мы и в истории Церкви часто читаем, что и мирские люди, пренебрегая многими опасностями, даже смертельными, шли в далекие страны, места, чтобы только увидеться с добродетельными монахами, чтобы встретиться с духовными людьми. И раз я сейчас нахожусь в университете, хотел бы сказать вам следующее: духовный человек — это тот, у которого Дух Святой в себе. Это говорю потому, что иногда принято называть духовным того человека, который занимается искусством, является деятелем культуры. Духовность есть в Православии. Духовный человек исследует глубины Святого Духа. Он — друг Бога. Тот, кто принимает дары Бога. И когда люди мирские приходили к монахам, говорили им: «Авва, старче, что я должен сделать, чтобы спастись, скажи мне слово спасения». Когда таким отцам задавали такие вопросы, от них не хотели услышать общие христианские огласительные учения, катехизис. Тот аскет, как одаренный харизмами — дарами Святого Духа, — должен был дать ответ конкретно тому человеку, в тот конкретный момент.

Это очень важно, потому что человек, во-первых, и в основном — это существо духовное. И становится совершенным человеком, то есть совершенной личностью, если есть на нем Святой Дух. И апостол Павел нам объясняет, кто такой человек, на котором почивает Святой Дух: тот, кто обладает плодами Его. И перечисляет апостол, который считается первым после Первого эти плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, великодушие, вера, благость, кротость, воздержание (ср. Гал. 5:22, Еф.4, Кол. 3). Когда в себе видим эти плоды, это значит, что и Дух Божий живет в нас.

В сегодняшнем мире слышим об очень многих мировоззрениях, об очень многих теориях, многих вероисповеданиях. Но мы должны быть стабильными, постоянными и держаться нашей православной веры.

Православие — это не идеология, не культура, не романтика какая-ни-будь, не теория. Это не вера какой-нибудь отдельной партии. Православие, во-первых, — это опыт Святого Духа. И наши святые, которые были идеальными христианами, являются теми, кто доказал и свидетельствовал своей жизнью истинность этого нашего учения. Святые не соблюдали закон для того, чтобы показаться нравственными людьми или передать нам только какие-то нравственные нормы. Святые — это те, которые возлюбили Бога до конца. И отдали Богу, Христу, все и принесли себя в жертву Христу, и этим своим расположением добились полного исцеления и освящения своей человеческой природы. Плоды нашей Церкви, продукты нашей Церкви — это святые. И мы тоже взираем на этих святых, которые всецело посвятили самих себя соблюдению заповедей Божиих. И Бог воздал им за это благодать Свою, Своими чадами сделал их. Как Иоанн Богослов говорит: дал им власть чадами Божиими быть (ср. Ин. 1:12).

Каждый святой — это тот, кто имеет власть быть чадом Божиим, и своим святым дерзновением перед Богом приносит молитвы за всех перед престолом Божиим и молится о нас и о наших проблемах. И поэтому должны хорошо осознать, что святые — наши друзья, наши отцы, наши товарищи, которые непрестанно молятся Богу и укрощают божественный гнев.

Есть один большой и известный святой Греции — Нектарий. Явился он одному благоговейному человеку, и говорит: «У нас там безработица. Вы нам работу не даете: не просите нас, чтобы молились о вас».

Сегодня, к сожалению, человек со своей только, антропоцентрической, человеческой, точкой зрения на мир (когда человеческим только глазом смотрит на мир), не придает должного значения духовному богатству, которое мы имеем. И, к сожалению, сегодня человек только тем и занимается, что является земным, тварным, преходящим, и забывает нетварное, невидимое и небесное. Не хочу этим сказать, что человек должен оставить свои социальные, общественные или другие обязанности или деятельности. Монашество что передает миру? Свой опыт. И мир нуждается в этом опыте сегодня. Но никогда у монашества не было цели сделать из всего мира монастырь. Оно всему миру и мирским людям придает истинный смысл жизни, подчеркивает только то, о чем говорит Иисус Христос: Ищите, во-первых, Царства Божиего и Его правды, все остальное дастся вам (ср. Лк. 12:31).

Часть II

— Почему вы выбрали нас?
— Я не выбирал. Куда пригласили, туда пошел.

— Сейчас очень многие хотят перевести богослужения в Русской Православной Церкви на родной и понятный всем язык: церковно-славянский перевести на русский. Какая Ваша точка зрения?

— Этот вопрос во второй раз слышу в Беларуси. Во-первых, думаю, человек, если хотя бы немножко постарается, может уже понимать древний язык. Потому что перевод церковных текстов не легкое дело: трудно передать все смыслы, которые там содержатся.

У нас тоже так было: почивший архиепископ Афинский попробовал, и апостольское евангельское чтение на литургии читали на новогреческом. И расположение у него было хорошее, но мы, святогорцы, в начале с ним не согласились. И, действительно, через несколько месяцев сам был вынужден упразднить эту практику.

Я думаю, что православное богослужение — это не рациональное, умственное служение, а, во-первых, сердечное. Если какую-нибудь частицу или глагол не поймем, это не значит, что-то серьезное потеряли. И, кроме этого, есть молитвы, части службы, которые не слышат верующие в храме.

У меня была бабушка, очень верующая, но вообще необразованная. И эта безграмотная женщина говорила: «Если, сын, не пойду и не послушаю утром шестопсалмие (это часть утреней), тот день не считаю днем». И сейчас, когда уже вырос и стал монахом, я думал: «Что она, будучи безграмотной, понимала из шестопсалмия?» А знаете что: чувствовала благодать шестопсалмия. Это же не урок в университете или в школе, который должны слушать, как преподавателя. Не забывайте, что там, на службе, потом каждый молится по такому образу, как никто другой ни в каком в другом храме в мире. У каждого свой способ молитвы к Богу. И даже если чего-то, в конце концов не понимаем на службах, будем молиться сами. И достигается этим цель богослужения литургии. Какая это цель? Не наизусть выучить тексты, а чтобы мы вкусили благодать Святого Духа. И эта благодать доступна и для безграмотного, и для малограмотного, и для образованного, и для того, у кого много докторских диссертаций.

— Чем отличается призыв к монашеству от романтического порыва?
— Романтизм не имеет силы вывести человека из мира и привести его в монастырь. Не может романтизм отклеить сердце от мира, и прилепить полностью к Богу. Нужна благодать Бога свыше, чтобы дал человеку такую силу. Сегодня нелегко уйти молодому человеку от брака. Нелегко убежать человеку от дипломов и от общественных наград, от признания. Это может сделать только всемогущая благодать Божия.

— Каков духовный смысл происходящих в Греции событий?
— Мы епитимью, наказание сейчас несем. Греция осталась единственной православной страной, которая не была под игом атеистического режима. И, к сожалению, под влиянием европейских антропоцентрических теорий, начали греки отдаляться от Бога. И сейчас Бог нам пощечину дает — чтобы смирились.

— Какую цель должен ставить перед собой монах, совершая свои монашеские подвиги?
— Освящение, святость — это цель каждого человека, а монаха в особенности. Святой Серафим Саровский — великий святой, не только ваш, а всей вселенной — говорил: «Стяжание Святого Духа — это цель жизни человека».

— Святая Гора — это не просто место, а определенный образ жизни, образ мыслей. Можете ли Вы сказать, чем он отличается, именно святогорский образ мыслей?
— Образ мышления святогорский — это общий православный образ мышления. Святая Гора отличается от всего остального мира тем, что там больше духовных предусловий и безмолвия для достижения тех целей, о которых говорили. Но способ и образ мышления должен быть один и тот же для всех. Нету отдельной духовности для мирян и отдельной духовности для монахов, как, к сожалению, ошибочно думают некоторые. Православная духовная жизнь для всех одинакова. И даже можно сказать, что не разделяются верующие на монахов и на мирян. Весь мир можно разделить на две части: людей, в которых есть Святой Дух, и людей, у которых нет Святого Духа. Потому что и монашество, и брак — это способы, средства только. А цель и для одних, и для других — это найти Христа и стать по благодати чадами Божиими.

— Какие существенные изменения происходят в человеке, который совершил паломничество на Святую Гору?
— На Святую Гору, не только в Ватопед? Зависит от того, с каким расположением он приезжает на Святую Гору. Чем больше у него покаяния, тем больше плодов.

— Участвует ли Святая Гора каким-то образом в государственной политике Греции, и как она смотрит на вступление Греции в НАТО?
— Святая Гора политикой не занимается. Принимает политиков, как личностей, у себя, но политикой сама не занимается. Мы не занимаемся политическими партиями. Партия — это какая-то часть, а духовные люди занимаются всеми людьми, а не какой-то частью. Войдет Греция или нет в НАТО — не знаю. Мы только говорим государству: куда бы вы ни вступали, что бы вы ни делали — не забывайте своего духовного призвания. Мы не за глобализацию, а мы за вселенность, глобальность. Каждый святой — это вселенский, глобальный, святой. Почему? Потому что помогает всей вселенной глобально.

— Ваше отношение к миссионерству. Как широко оно должно действовать в миру?
— Надо во всем мире проповедовать. Сегодня есть Интернет. Он очень помогает людям, но и очень большой может ущерб доставить. Я, кстати, вообще не разбираюсь в компьютерах, но компьютер решил одно мое очень старое недоумение: я спрашивал, как будет проповедано Евангелие во всем мире — о том говорит Христос в Евангелие (ср. Мк. 13:10). Всей твари, во всем мире, как можно проповедовать Евангелие? И вот Интернет ответил мне на этот вопрос.

— Как можно родному человеку помочь не играть в компьютерные игры?
— Поможете, если убедите его, чтобы имел в жизни духовные цели. Займитесь больше таинственной жизнью Церкви, то есть, исповедуйтесь, причащайтесь, молитесь, ходите в храм. Не только, когда вспомните, а каждое воскресенье на литургию. Потому что душа должна найти то, чего ей недостает. А душе, чего недостает, что ей нужно? Сладчайшая благодать Божия.

— Студентам, молодым людям, живущим в миру, какой совет можете дать на каждый день?
— Молитесь. И всегда уповайте, надейтесь на Бога, чтобы ни случилось, какие бы трудности ни встретились в жизни. Никогда рук не опускайте, духом не падайте. Молитесь, и Бог «без пяти», то есть в последний момент даст решение вашим проблемам.

— Многих ли паломников приглашает Ваш монастырь, и общаются ли братья с ними?
— Приблизительно, до 50 тысяч в год остаются с ночевкой в монастыре. Только писем на мой адрес посылается до 15 тыс. в год. Я отвечаю на них, на каждое.
Когда приходят паломники, общаются монахи с паломниками, а я стараюсь почти каждый день собирать паломников, и как мы сейчас беседуем, — так беседовать с ними каждый вечер.

— На какие духовные вопросы должны обращать внимание преподаватели, общаясь со студентами медицинских вузов?
— Медицина — это почти богословие. Как нужно врачевание тела, так нуждается человек во врачевании души, то есть психиатрии. Не в смысле психиатрии, как отрасли медицины, а от психи — душа, атрии — врачевание  — во врачевании души. О Христе что говорим? Врач душ и телес наших. По сути, богословие — это медицина души. То есть, мы занимаемся похожими предметами.

Часть III

— Как Вы относитесь к мистическим видениям: бежать или выяснять, откуда они? Как бороться против обманчивых мыслей? Вырываться из этого круга или нет?
— Должны спрашивать тех, кто разбирается в этом — тех людей, у которых есть ответы на все вопросы. Мысли обманчивы, то есть помыслы, — это как мыльные пузыри. Никакого внимания на них не обращайте. Мысль, которая не превращается в дело, не значит ничего.

Много званных, но мало избранных (Мф. 20:16, Мф. 22:14, Лк. 14:24). Кто эти избранные, и как к ним попасть?
— Избранничество, избранность принадлежит нам. Иоанн Златоуст разрешает это Ваше недоумение. Когда Христос говорит: не все вмещают это слово, но кому дано (Мф. 19:11) — имеет в виду тех, которые этого слова испрашивают и просят (ср. Мф. 7:7, Мк. 11:24, Лк. 11:9). Бог нелицеприятен, как мы. Дает каждому человеку то, чего жаждет, чего ищет и для чего старается его душа. Один молится пять минут, и говорит, что уже переутомился. Другой молится час и хочет еще молиться. Не получат оба ту же мзду, «зарплату».

— Мы — молодые люди, в нас много было заложено взрослыми и окружающим миром. Я чувствую, что многое из этого мне очень мешает. Как от этого очиститься, услышать свой внутренний голос, услышать то, что говорит природа, услышать ее звуки?
— Ты будь, как пчела: что тебе хорошего говорили — все соблюдай, сохраняй. Где дым, где нечистоты — пчела туда не идет. Пчела хочет, чтобы было прекрасное солнце, и прекрасные цветы. И ты так выбирай, самое лучшее только, от всего.

— Сколько себя помню, с детства, всегда искал, для чего я живу. Неужели для того, чтобы есть и пить? Кто ищет — всегда находит то, что ищет, но на пути было много столкновений: и разные ереси и все прочее, но потом я понял, что Господь тех, кто Его ищет, поддерживает: Он — свет, идущему к Богу.
Вот я готовлюсь к экзаменам в ГАИ, а есть ли такая программа подготовки к спасению? Я, в частности, руководствуюсь Игнатием Брянчаниновым.
— Должен быть верным рабом Иисуса Христа, и не оглядываться назад  — идти вперед.

— Как Вы относитесь к межконфессиональным конференциям, диалогам, экуменическим собраниям?
— Мы не против диалогов с иноверцами, но чтобы у этих встреч были правильные и православные предусловия и предпосылки.

— Почему одним дается все легко, очень быстро, а другие проходят долгую дорогу по решению своих проблем?
— Я за вторых. Чем больше у тебя трудностей в жизни, тем больше тебя благословляет Бог. Христос же не жил комфортно и легко. И у какого святого была легкая жизнь? Те, которые не понимают сути существования своей жизни, они обычно все блага уже в этой жизни вкушают, и только. Помните притчу о богатом и о Лазаре? Богатый вкусил все блага только в этой жизни. А Лазарь — ничего. И кто из них преуспел? Как говорится: «Смеется тот, кто смеется последним».

— Гора Афон считается монашеской республикой. В чем принцип монашества? Какие цели люди преследуют, идя в монастырь?
— В монастырях, аскетических центрах, совершается стабильным и постоянным путем освящение человеческой души. Люди идут в монастыри и становятся монахами для того, чтобы, убежав от причин и последствий грехов, которых много в миру, добиться христианского совершенства. Монашество выражает совершенный, истинный, непорочный смысл православной духовности. Это крепости, которые сохраняют и охраняют Православие. И, как выражался Иустин (Попович), современный сербский святой: «Как поймешь, кто-нибудь правильный православный или не правильный? Насколько он любит монашество». И поэтому настоящие православные чувствуют внутреннюю нужду общаться с монастырями.

— Как вы считаете, записывать свои мысли для себя или для остальных людей — это хорошо? Либо это ненужный труд?
— Ты не мыслями занимайся, а делами.

— Какие еще святыни находятся в Ватопедском монастыре, и почему Пояс Пресвятой Богородицы не привезли в Беларусь?
— 400 тысяч реликвий и святынь в монастыре. А насчет Беларуси: никто не идет на брак неприглашенным.

— Мне часто этот вопрос задают студенты: все делается по Божией воле, но зачем же тогда мы должны стараться в этой жизни?
— После падения Адама и человеческой природы вместе с ним одна вещь только осталась нетронутой — это свобода человека. Бог предвидит, но ничего не предначертывает. Поэтому, так как у человека свободная воля, — даст ответ за свои дела. У нас не как в Коране, что уже все предопределено и не можем ничего изменить в будущем. То есть, все в наших руках.

— Есть ли в Греции монастыри, только женские, похожие на Афон?
— Конечно, есть Ормилия — хороший монастырь. Суроти, святого Иоанна Макрино и многие другие. Есть в Аттике монастырь Скоропослушницы.

— Есть ли у неверующего человека, но крещеного, поверившего за минуту до смерти в Бога, истинно поверившего, хоть какая-нибудь надежда на спасение?
— Бог — источник справедливости. Ни с кем несправедливо не поступает. Даже одно воздыхание человека Он принимает.

— Что делать крещеному христианину, если у него родственники некрещеные, и не хотят креститься?
— Пусть сам свой подвиг продолжает, а о них пусть молится. И никогда не знаем до конца, как все будет и как изменится. Старец Паисий Святогорец когда-то мне говорил: «Во время второго пришествия очень много будет сюрпризов». Пока не закончится жизнь человека, не знаем, как будут развиваться события в его жизни.

— Скажите, пожалуйста, какие Ваши ощущения от посещения Беларуси, и как Вы оцениваете нравственное и духовное состояние общества в нашей стране?

— О посещении скажу в конце посещения. Сейчас я только три дня в Беларуси. На седьмой день скажу все. Но любовь и расположение людей, их духовная жажда меня трогают. И приглашение меня в вашу страну — это доказательство того, что Святая Гора недалеко от вас. Мы и вас в объятия берем, молимся о вас, у нас сердце болит о вас. И мы всегда вместе с вами.

Может быть, вы — страна, в которой сейчас серьезный кризис экономический. Может быть, великие сильные державы вами пренебрегают.

Чтобы у вас не было комплекса неполноценности: наша жизнь не зависит от людей и от сильных мира сего. Наша жизнь от Бога зависит. Поэтому мы, наши страны, большое богатство имеем, которое Православием называется. Тем должны жить. А Православие — это Святой Дух, который пребывает всегда близко с нами. И если Бог с нами, то кто против нас? Поэтому не бойтесь, гордитесь вашей верой, и этой верой и победим, и триумфа достигнем.

Христос воскресе!

Встреча с губернатором Витебска

Аудио тут: X

Не забывайте, что покровительницей вашей страны является Богородица — к Ней обращайтесь. Я подарил такую икону одному губернатору в Греции. И через три месяца, случилось, я его встретил. Он сказал, что эта икона у него в кабинете. «Я, вообще, — говорит, — человек очень сердитый. И когда напрягаюсь на разных совещаниях и встречах в комитетах, как только, в порыве гнева смотрю на икону, сразу умиротворяюсь». Вы человек не гневливый, но, в какой-то степени, эта страсть есть у всех. Чтобы помогала эта икона во всем!

…Сейчас на Святой Горе Афон живет приблизительно 2000 монахов. Это самоуправляемое монашеское государство. 20 больших монастырей, достаточное количество скитов и келий. Наш монастырь по чину, по иерархии монастырей, второй. По площади — самый большой монастырь: 35 тысяч квадратных метров застроенной площади. У нас 120 монахов в монастыре. Много реликвий и святынь в нашем монастыре. Одна из святынь и есть икона «Отрада или Утешение», точный список которой находится сейчас в вашем кафедральном соборе. Самая большая святыня нашего монастыря — это святой Пояс Божией Матери, который сейчас находится в Российской Федерации. К нему прикладываются. Всех реликвий, ценных вещей, святынь нашего монастыря где-то 400 тысяч. Может быть, на всей Святой Горе, у нас больше всех реликвий византийского периода. Мы стараемся брать в объятья весь православный мир, не только греческий. И с Вашей родины многие приезжают к нам. Врата нашей обители открыты для всех православных, не только греков. Это потому, что мы считаем Святую Гору, хотя она и является частью Греческого государства, местом вселенским. В нашем монастыре приблизительно 50 тысяч паломников остаются и на ночь (это кроме тех, которые прикладываются к святыням). Мы стараемся заботиться о наших гостях, вместе находимся на богослужениях и на трапезе.

Я думаю, общение с монахами мирянам много пользы, духовных вестей передает. Думаю, все паломники чувствуют и своими руками буквально дотрагиваются до факта истинности того, что монастыри православные являются продолжением деяний апостолов. Я много путешествовал с духовными миссиями по Греции. Приглашали много раз, и много встреч было в России. Очень много раз бывали в Румынии, в Сербии, в Болгарии, в Англии. В Англии были по приглашению принца Чарльза, который является частым гостем нашего монастыря. Он, кстати, является председателем общества Друзей Святой Горы. И со всего мира приезжают многие важные лица. Приезжал к нам и президент Украины. Очень много епископов и архиереев приезжают из Русской Церкви и со всего православного мира. И вообще люди, которые жаждут Бога. Приезжают эти люди, чтобы услышать каким-то тайным образом, глаголы, слово Божией Матери. Хотят они уехать из Сада Божией Матери (так еще называют Святую Гору) измененными к лучшему Десницей Всевышнего. Ищут решения разных своих проблем. Такие проблемы у каждого из нас есть. Приезжают туда люди, открывают сердце свое, и уезжают оттуда в ином, в лучшем виде.

Мы рады, что приехали в вашу область по приглашению его высокопреосвященства. И что совершили Божественную литургию при присутствии, кстати, многих верующих. Была у нас встреча вчера в духовной семинарии, и было активное участие молодых людей в этой беседе. Сегодня утром была встреча в вашем университете, где нас принял очень тепло ректор университета. Встреча прошла в хорошем духе при большом участии и активности и преподавателей, и студентов.

И как на собрании сказал, мы отзываемся на приглашения разных предстоятелей или факторы поместных Православных Церквей.

Я много месяцев назад обещал владыке Вениамину отозваться на приглашение вашего преосвященнейшего экзарха приехать в Беларусь. Мы думали, что принесение Святого Пояса в Россию, будет в другое время, поэтому планировали визит сюда. Но по причине торжеств, посвященных юбилею патриарха в ноябре, перенесли принесение Святого Пояса. И совпали эти два больших мероприятия нашего монастыря, и отсюда, из вашей страны, мы прямо едем в Москву. Впервые за столькие годы я буду отсутствовать в своем монастыре дней 20. Но я отказать не мог его преосвященству, и его большому желанию осуществить эту поездку.

Причина того, что согласились вообще, в том, что хотим, передать со Святой Горы и вашей стране, и всем весть, что мы, хотя и живем в нашем закрытом и, может быть, далеком от вас месте, мы принимаем вас и сочувствуем всем вам. И являемся участниками всех ваших идей и трудностей. Мы всегда вместе с вами, и молитвами нашими, и сердцем, и словом нашим. Поэтому мы рады встретиться и с Вами, как с представителем государства и правительства. И как буквально несколько минут назад сказал я преподавателям и студентам, может быть, ваша страна как-то пренебрегается великими державами, может быть, сейчас бедность есть в какой-то степени, в стране, но у вас есть великое и неисчерпаемое богатство, которым является православная вера. Эта вера соединяет и объединяет белорусов и греков. И, думаю, эта невыразимая духовная сила поможет нам, чтобы благодать Божия пребывала в наших сердцах, и сможем мы преодолеть те проблемы и трудности, которые встречаем на пути, и достигнем триумфа.

Если Бог с нами, то кто против нас!

Встреча со священнослужителями Витебской епархии

Аудио тут: X

В начале встречи игумен Ефрем отметил, что витебчане, вооб-ще белорусы, пережили в жизни больше боли, больше трудностей, по сравнению, например, с греческим народом:

Отец Ефрем: И в трудностях, и в боли человек более искренне и сердечно прибегает к Церкви. Поэтому блажен тот пастырь, у которого есть духовные запасы внутри себя. И знайте, что у народа есть интуиция духовная, и люди понимают, священник благоговейный или нет. И неблагоговение священника тоже сразу понимают, чувствуют.

Когда архиерей нас рукополагает и говорит: «Вот держи заповедь и знай, что за это ответ дашь», — никогда не будем этого забывать.

Мы большую силу и благодать получаем в таинстве хиротонии. Отцы, которые занимались этой темой, святые, говорили, что это сверхвеликое достоинство, которое дается человеку в таинстве священства.

Я вам передам рассказ одного епископа, который уже рассказал на другом священническом соборе. Когда с момента хиротонии, начинающейся со слов «Божественная благодать всегда немощных врачующая, и оскудевающих восполняющая», рождается, появляется, какое-то пламя в моем сердце. Переходит на правую руку, как букет огня, который опаляет, но не сжигает, а орошает. И переходит на главу рукополагаемого. И еще одну деталь сказал: «Если у рукополагаемого более чистая жизнь, у меня большее чувство этого огня, а когда жизнь, скажем, “более низкого уровня”, то чувство огня у меня меньше». Мы так, таким чудесным образом получаем силу совершать потом таинства Божии. И первое место занимает здесь таинство Божественной евхаристии: как эта тварная, глиняная, рука, которая столько грехов совершила (хотя бы моя), как Бог снисходит и благословением этой руки хлеб становится Телом Христа, а вино — Кровью.

Поэтому будьте внимательны, внимайте своей совести, внимайте своей жизни, внимайте своему поведению, обращайте внимание на то, как общаетесь с другими людьми, и, в первую очередь, на ваше поведение и жизнь в семье…

Один молодой человек, сын священника, мне сказал что-то, что до сих пор не могу понести. «Самый большой лицемер в мире,— говорил — это мой отец. Очень красиво проповедует, а когда домой приходит: “Я все это говорю потому, что у меня зарплата”. Никогда дома не постился. И вообще ничего не соблюдал». Подумайте, насколько тяжело нам слышать о таком надсмехании над святынями.

Но знайте, что такое не сразу происходит, а мало-помалу нарастает такое состояние. Сперва появляется «трещина на стене», а потом дьявол ведет нас туда, куда мы сами не хотим.

К сожалению, иногда сами себе задаем вопрос, как мы докатились до такого состояния.

Поэтому, братья, во-первых, мы сами причащаемся, и, как говорится, в молитве и через нас всему народу благодать даем.

Я никак не мог раньше потерпеть, что другие освящались мною, а я оставался виновником. Это самая трагичная ирония в жизни.

Поэтому особенно перед Жертвенником, Святым Престолом, постарайтесь всецело посвятить себя службе.

Однажды в алтаре был такой случай. Освятил священник дары, и звонит у него мобильный телефон. Сначала он ответил на звонок, а потом сказал: «Изрядно».

Такие вещи недопустимы. Это непозволительно!

…Есть вещи, минуты, которые нельзя изменить, и в это время нельзя делать снисхождений никаких. Священник всей душой и всем телом должен посвятить себя службе. И, если он черпает силы со Святого Жертвенника, эти силы передаются сразу верующим, и верующие чувствуют благоговение и службу иерея.

Я очень хочу, чтобы вы осознали, что от нас зависит, насколько почувствуют благодать Божественной литургии верующие. Поэтому всем сердцем будем молиться, с большой болью, о народе Божием.

И когда на проскомидии записки читаем — будем читать с болью все имена.

У одного иеромонаха на Святой Горе было очень много записок своих. Другой монах говорит: «Как все эти записки успеем прочитать?» «Так, глазом проведем и успеем», — отвечает. И вот этот священник на другой день идет к старцу Паисию взять благословение. Как только посмотрел на него отец Паисий — вместо «Здравствуй!»: «Отче, не “глазом”, — говорит ему, — а с болью читай записки».

Священнодействие — это великая вещь, великое приношение Богу. Самое большое приношение, священника, как пастыря — это Божественная литургия, которую он служит с болью, с любовью, с полным посвящением внимания.

Чем больше очищается сердце, тем больше у нас чувство совершаемых таинств. И это чувство не психологическое состояние, а чисто духовное. Открывает Бог ум священника и тот, во время таинства, понимает глубину и значение Воплощения и Самоумаления Бога-Слова, и весь умиляется, и тронут. И чувствует, как превращается хлеб в Тело, а вино — в Кровь.

Есть монахи в Ватопеде, которые рассказывали мне, что когда причащались, «жевали Мясо во рту».

Есть священник, который после литургии, когда должен был потребить Дары, видел Мясо и Кровь в Чаше.

Все это пусть объемлет нас духовно. И подготавливает.

Один священник рассказал (потом издали эту историю), как по ошибке уронил одну жемчижину, то есть крошечку Святого Тела на пол. Дьякон, который рядом с ним служил, увидел свет над этой крошкой. Увидел, как эта крошка превращается во Главу Христа.

И говорит Христос: «Я здесь, на полу, чувствую Себя лучше, чем в руках этого священника». Почему, думаете, Бог попускает время от времени такие случаи? Чтобы поняли, что со страхом и трепетом должны приступать к Святому Престолу.

Старец Порфирий Капсокалиец говорил, что священник даже частицу «и» не должен произносить без внимания на Божественной литургии. Со страхом и трепетом должны приступать ко Святому Престолу.

Вы же и сами знаете, есть у вас опыт и вкус, и благодать, и радость, и просвещение Божественной литургией.

Божественная литургия наполняет нас внутренне полностью.

«Везде сый и вся исполняй», — как говорим Духу Святому, — так входят в нас Тело и Кровь Христа, и не нуждаемся ни в чем на свете…

И еще, отцы, самое первостепенное: священник всегда должен иметь чистую, искреннюю исповедь. Должен сам исповедоваться чисто и искренне.

— У нас в Беларуси тоже демократические сейчас нравы, нормы и, одновременно, большая потребность в духовенстве. Какими основными качествами должен обладать молодой человек, который хочет служить Богу?

— Благоговением. Этого хочет народ. Хочет видеть искренность в служении Богу, ничего больше. И приходит благодать и помогает нам в этом.

Ничего не бойтесь: ни теорий, ничего. Церковь — это истинное откровение Божие. Нечего и некого нам бояться. Должны только научиться вдохновлять людей. Сегодня, как раз, недостаток в тех, которые вдохновляют народ Божий. Священник весь должен светить, должен быть сосудом благодати. Это и служение наше, и послушание, и роль наша.

— Какой наиболее распространенный грех среди духовенства?
— Во-первых, будьте осторожны с нравственными грехами. Очень осторожны.

— В молитве ко святому мученику Уару есть слова: «…помилуй умерших в неверии,… вспомяни… умерших некрещеными…» Так можно ли молиться за умерших католиков или нет?
— За умерших и живых еретиков можно молиться, но не на Божественной литургии. И за мусульман даже можно молиться. Но на Божественной литургии, которая является самой официальной, если можно так выразиться, службой Церкви, только члены Церкви поминаются.

— Как вымаливать души детей, загубленных при выкидыше и аборте?
— Это все темы милости Божией — вещи, которые для нас невыразимы и непонятны. Мы говорим, что Бог — источник справедливости, ни с кем не поступает несправедливо. Ни с кем.
Не так будем заботиться о тех детях, которые умерли сами при выкидышах, как о тех, которых мы сами делаем выкидышами. То есть абортов чтобы не делали лучше.

— Каким должен быть руководитель, чтобы, с одной стороны, не распустить добротой своей подчиненных, с другой стороны, чтобы не очерствело сердце от грубости и жестокости?

— Руководитель, будучи духовным человеком, должен обладать рассуждением, которое является, согласно отцам, самой высокой добродетелью.
Обе крайности — от дьявола: и излишней строгостью ничего не добиваемся, с другой стороны, когда человек такой мягкий, что все вокруг него делают, что захотят, от этого тоже ничего хорошего не выходит. Обе крайности от дьявола. Средний, царский путь выбирайте. Знайте, что если есть отеческая любовь, все проблемы решаются.

И еще, духовный человек любит духовно, не должен любить сентиментально.

Если на приходе есть люди, и особенно это касается женщин, которые с вами в тесных отношениях, и общаетесь с ними, может быть, больше, чем с другими, знайте, что если не будете крайне осторожными, рано или поздно, это вас выставит и постыдит перед всеми. Нехорошими могут быть последствия от такой излишней близости. Духовный человек слушает всех, пользу получает от всех, но никогда не прилепляется ни к какому человеку эмоционально, сентиментально.

— Если семейная жизнь священника не сложилась, расстались муж и жена. Что делать священнику, когда жена его оставляет или не понимает полностью жизни священника?

— Это очень тяжелый крест, когда не преуспеет священник в семейной жизни. Но, откровенно сказать, он и сам виновен, когда такое случается. Отцы, будьте очень внимательны! У народа нету ни рассуждения, ни границ, ни остановки. Если даже 48 часов у них будет в сутки, — найдут, чем нас занять. Не забывайте свои семьи!

Во-первых, матушка. Детям уделяйте внимание и находите время: чтобы дома не были, как гости. Иначе существует очень большая возможность, что распадется семья. Вы, может, скажете, что вы правы, матушка должна терпеть это. Да, должна. Но если не может?

Поэтому пусть будет у вас распорядок, когда исповедовать, когда уделять время семье. И всему давать свое время.

— Какие виды епитимьи наиболее полезны для души кающегося?

— Епитимии на разные прегрешения налагаем, но не можем сказать, что для этого прегрешения такая стабильная епитимья, для другого — другая. Рассказываю часто, как один простой священник в Афинах, когда исповедовал, имел всегда рядом сборник священных канонов Церкви. И когда исповедовались ему, говорил кающемуся: «Подожди, — перелистывал книгу, — что у тебя там? Блуд? Тебе 5 лет». Священные каноны, по большей части, линию какую-то общую дают.

Однажды старец Паисий одному строгому священнику говорил: «Священные каноны — это руль, — говорит, — руль не только вперед идет, а иногда налево крутит, иногда направо». Смотрите, какой уровень покаяния у того, кто исповедуется. И действуйте каждый раз соответственно состоянию кающегося.

— Можно ли на словах выразить, что такое смирение? Это только пережить, ощутить можно?
— Можно жить опытно смирением. И смирение дается свыше. Главное, чтобы хотели, жаждали этого. Иногда говорим: «Боже, дай мне смирения!» Чтоб Бог дал смирение, Он тебе посылает человека грубого, который тебя оскорбляет. Но, вместо того, чтобы то, что мы просили у Бога принять с благодарностью и смирением, говорим: «Ты кто такой? Что из себя представляешь? Ты ничего не знаешь!» И так далее…

Те поводы к смирению и шансы, которые дает нам Бог, должны использовать.

На главную