Встреча со студентами и преподавателями Витебского государственного университета

Видео

Аудио: X

О. Ефрем: Меня интересует, какая позиция вашего университета насчет Православия, и, в частности, в вашей стране.

— Православие — основная религия в нашей стране. Наибольшее количество людей исповедуют Православие.

О. Ефрем: Вы должны заботиться о том, чтобы ваши студенты и образование получали, но наряду с этим и духовно воспитывались. Если у человека нету духовной основы, его образование остается не оцененным. Потому что нет духовных основ, на которых он потом построит Дом своего образования. Это очень важно.

— Мы так и стараемся делать.

О. Ефрем: И вы должны это делать, абсолютное у вас должно быть сотрудничество, взаимоотношение с Церковью. Чтобы эти отношения не были формальными, только внешними: что на какие-то только приемы или мероприятия представитель Церкви, архиепископ, приедет. Чтобы отношения были существенными.

— Есть программа государственная сотрудничества между Православной Церковью и государством, и соответственно в области у нас также есть единственная Церковь, именно Белорусская Православная Церковь, и облисполком с Нею сотрудничает. Эта программа наполнена мероприятиями: от уровня дошкольного образования, завершая учащейся рабочей молодежью. Очень много совместных хороших дел.

— Вот Александр Петрович сказал, что преобладающее количество жителей Беларуси православные люди, поэтому мы себя вне Православной Церкви не ощущаем. Мы — дети Православной Церкви, и с глубоким уважением относимся к Православной Церкви.

— Что касается университета, то у нас проводником всех этих идей православных является наш исторический факультет, который тоже имеет план работы. Много мероприятий проводится вместе с Православной Церковью и с благословения Православной Церкви.

— В этом процессе у нас все задействованы, не только исторический факультет, но и все другие факультеты.

О. Ефрем: Я рад, что нахожусь в вашем университете, и особенно тому, что познакомились с вашим ректором.

Вы, думаю, все знаете, что Святая Гора — это место, где живут только монахи. Святая Гора — единственное действующее монашеское государство в мире. И за десять веков своего существования ни на минуту не прекращало оно свою жизнь, свое существование. Сегодня там живут приблизительно 2000 монахов. Есть некоторые и с вашей родины.

Хотя Святая Гора Афон — это часть греческого государства, подчиняется Вселенской Патриархии Константинополя и является местом вселенским?— принимает монахов со всех концов земли, тех, которые хотят там подвизаться. Принимает и многих, очень многих паломников, которые хотят ближе познакомиться с монашеской жизнью. Здесь опытное монашество — то, что несет слово монашества в мир, здесь опытная, исходящая из опыта, Евангельская проповедь.

Каждый человек, который исходит из мира и приходит на Святую Гору, и становится монахом (или в другое место, в другой монастырь), не уходит из мира, потому что отвергает он человеческую личность. Что он отвергает, уходя из мира? Нездоровый дух этого мира. Доказательство этому — то, что мир преследует и ищет монахов.

Мы и в истории Церкви часто читаем, что и мирские люди, пренебрегая многими опасностями, даже смертельными, шли в далекие страны, места, чтобы только увидеться с добродетельными монахами, чтобы встретиться с духовными людьми. И раз я сейчас нахожусь в университете, хотел бы сказать вам следующее: духовный человек — это тот, у которого Дух Святой в себе. Это говорю потому, что иногда принято называть духовным того человека, который занимается искусством, является деятелем культуры. Духовность есть в Православии. Духовный человек исследует глубины Святого Духа. Он — друг Бога. Тот, кто принимает дары Бога. И когда люди мирские приходили к монахам, говорили им: «Авва, старче, что я должен сделать, чтобы спастись, скажи мне слово спасения». Когда таким отцам задавали такие вопросы, от них не хотели услышать общие христианские огласительные учения, катехизис. Тот аскет, как одаренный харизмами — дарами Святого Духа, — должен был дать ответ конкретно тому человеку, в тот конкретный момент.

Это очень важно, потому что человек, во-первых, и в основном — это существо духовное. И становится совершенным человеком, то есть совершенной личностью, если есть на нем Святой Дух. И апостол Павел нам объясняет, кто такой человек, на котором почивает Святой Дух: тот, кто обладает плодами Его. И перечисляет апостол, который считается первым после Первого эти плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, великодушие, вера, благость, кротость, воздержание (ср. Гал. 5:22, Еф.4, Кол. 3). Когда в себе видим эти плоды, это значит, что и Дух Божий живет в нас.

В сегодняшнем мире слышим об очень многих мировоззрениях, об очень многих теориях, многих вероисповеданиях. Но мы должны быть стабильными, постоянными и держаться нашей православной веры.

Православие — это не идеология, не культура, не романтика какая-ни-будь, не теория. Это не вера какой-нибудь отдельной партии. Православие, во-первых, — это опыт Святого Духа. И наши святые, которые были идеальными христианами, являются теми, кто доказал и свидетельствовал своей жизнью истинность этого нашего учения. Святые не соблюдали закон для того, чтобы показаться нравственными людьми или передать нам только какие-то нравственные нормы. Святые — это те, которые возлюбили Бога до конца. И отдали Богу, Христу, все и принесли себя в жертву Христу, и этим своим расположением добились полного исцеления и освящения своей человеческой природы. Плоды нашей Церкви, продукты нашей Церкви — это святые. И мы тоже взираем на этих святых, которые всецело посвятили самих себя соблюдению заповедей Божиих. И Бог воздал им за это благодать Свою, Своими чадами сделал их. Как Иоанн Богослов говорит: дал им власть чадами Божиими быть (ср. Ин. 1:12).

Каждый святой — это тот, кто имеет власть быть чадом Божиим, и своим святым дерзновением перед Богом приносит молитвы за всех перед престолом Божиим и молится о нас и о наших проблемах. И поэтому должны хорошо осознать, что святые — наши друзья, наши отцы, наши товарищи, которые непрестанно молятся Богу и укрощают божественный гнев.

Есть один большой и известный святой Греции — Нектарий. Явился он одному благоговейному человеку, и говорит: «У нас там безработица. Вы нам работу не даете: не просите нас, чтобы молились о вас».

Сегодня, к сожалению, человек со своей только, антропоцентрической, человеческой, точкой зрения на мир (когда человеческим только глазом смотрит на мир), не придает должного значения духовному богатству, которое мы имеем. И, к сожалению, сегодня человек только тем и занимается, что является земным, тварным, преходящим, и забывает нетварное, невидимое и небесное. Не хочу этим сказать, что человек должен оставить свои социальные, общественные или другие обязанности или деятельности. Монашество что передает миру? Свой опыт. И мир нуждается в этом опыте сегодня. Но никогда у монашества не было цели сделать из всего мира монастырь. Оно всему миру и мирским людям придает истинный смысл жизни, подчеркивает только то, о чем говорит Иисус Христос: Ищите, во-первых, Царства Божиего и Его правды, все остальное дастся вам (ср. Лк. 12:31).

 

— Почему вы выбрали нас?
— Я не выбирал. Куда пригласили, туда пошел.

— Сейчас очень многие хотят перевести богослужения в Русской Православной Церкви на родной и понятный всем язык: церковно-славянский перевести на русский. Какая Ваша точка зрения?

— Этот вопрос во второй раз слышу в Беларуси. Во-первых, думаю, человек, если хотя бы немножко постарается, может уже понимать древний язык. Потому что перевод церковных текстов не легкое дело: трудно передать все смыслы, которые там содержатся.

У нас тоже так было: почивший архиепископ Афинский попробовал, и апостольское евангельское чтение на литургии читали на новогреческом. И расположение у него было хорошее, но мы, святогорцы, в начале с ним не согласились. И, действительно, через несколько месяцев сам был вынужден упразднить эту практику.

Я думаю, что православное богослужение — это не рациональное, умственное служение, а, во-первых, сердечное. Если какую-нибудь частицу или глагол не поймем, это не значит, что-то серьезное потеряли. И, кроме этого, есть молитвы, части службы, которые не слышат верующие в храме.

У меня была бабушка, очень верующая, но вообще необразованная. И эта безграмотная женщина говорила: «Если, сын, не пойду и не послушаю утром шестопсалмие (это часть утреней), тот день не считаю днем». И сейчас, когда уже вырос и стал монахом, я думал: «Что она, будучи безграмотной, понимала из шестопсалмия?» А знаете что: чувствовала благодать шестопсалмия. Это же не урок в университете или в школе, который должны слушать, как преподавателя. Не забывайте, что там, на службе, потом каждый молится по такому образу, как никто другой ни в каком в другом храме в мире. У каждого свой способ молитвы к Богу. И даже если чего-то, в конце концов не понимаем на службах, будем молиться сами. И достигается этим цель богослужения литургии. Какая это цель? Не наизусть выучить тексты, а чтобы мы вкусили благодать Святого Духа. И эта благодать доступна и для безграмотного, и для малограмотного, и для образованного, и для того, у кого много докторских диссертаций.

— Чем отличается призыв к монашеству от романтического порыва?
— Романтизм не имеет силы вывести человека из мира и привести его в монастырь. Не может романтизм отклеить сердце от мира, и прилепить полностью к Богу. Нужна благодать Бога свыше, чтобы дал человеку такую силу. Сегодня нелегко уйти молодому человеку от брака. Нелегко убежать человеку от дипломов и от общественных наград, от признания. Это может сделать только всемогущая благодать Божия.

— Каков духовный смысл происходящих в Греции событий?
— Мы епитимью, наказание сейчас несем. Греция осталась единственной православной страной, которая не была под игом атеистического режима. И, к сожалению, под влиянием европейских антропоцентрических теорий, начали греки отдаляться от Бога. И сейчас Бог нам пощечину дает — чтобы смирились.

— Какую цель должен ставить перед собой монах, совершая свои монашеские подвиги?
— Освящение, святость — это цель каждого человека, а монаха в особенности. Святой Серафим Саровский — великий святой, не только ваш, а всей вселенной — говорил: «Стяжание Святого
Духа — это цель жизни человека».

— Святая Гора — это не просто место, а определенный образ жизни, образ мыслей. Можете ли Вы сказать, чем он отличается, именно святогорский образ мыслей?
— Образ мышления святогорский — это общий православный образ мышления. Святая Гора отличается от всего остального мира тем, что там больше духовных предусловий и безмолвия для достижения тех целей, о которых говорили. Но способ и образ мышления должен быть один и тот же для всех. Нету отдельной духовности для мирян и отдельной духовности для монахов, как, к сожалению, ошибочно думают некоторые. Православная духовная жизнь для всех одинакова. И даже можно сказать, что не разделяются верующие на монахов и на мирян. Весь мир можно разделить на две части: людей, в которых есть Святой Дух, и людей, у которых нет Святого Духа. Потому что и монашество, и брак — это способы, средства только. А цель и для одних, и для других — это найти Христа и стать по благодати чадами Божиими.

— Какие существенные изменения происходят в человеке, который совершил паломничество на Святую Гору?
— На Святую Гору, не только в Ватопед? Зависит от того, с каким расположением он приезжает на Святую Гору. Чем больше у него покаяния, тем больше плодов.

— Участвует ли Святая Гора каким-то образом в государственной политике Греции, и как она смотрит на вступление Греции в НАТО?
— Святая Гора политикой не занимается. Принимает политиков, как личностей, у себя, но политикой сама не занимается. Мы не занимаемся политическими партиями. Партия — это какая-то часть, а духовные люди занимаются всеми людьми, а не какой-то частью. Войдет Греция или нет в НАТО — не знаю. Мы только говорим государству: куда бы вы ни вступали, что бы вы ни делали — не забывайте своего духовного призвания. Мы не за глобализацию, а мы за вселенность, глобальность. Каждый святой — это вселенский, глобальный, святой. Почему? Потому что помогает всей вселенной глобально.

— Ваше отношение к миссионерству. Как широко оно должно действовать в миру?
— Надо во всем мире проповедовать. Сегодня есть Интернет. Он очень помогает людям, но и очень большой может ущерб доставить. Я, кстати, вообще не разбираюсь в компьютерах, но компьютер решил одно мое очень старое недоумение: я спрашивал, как будет проповедано Евангелие во всем мире  — о том говорит Христос в Евангелие (ср. Мк. 13:10). Всей твари, во всем мире, как можно проповедовать Евангелие? И вот Интернет ответил мне на этот вопрос.

— Как можно родному человеку помочь не играть в компьютерные игры?
— Поможете, если убедите его, чтобы имел в жизни духовные цели. Займитесь больше таинственной жизнью Церкви, то есть, исповедуйтесь, причащайтесь, молитесь, ходите в храм. Не только, когда вспомните, а каждое воскресенье на литургию. Потому что душа должна найти то, чего ей недостает. А душе, чего недостает, что ей нужно? Сладчайшая благодать Божия.

— Студентам, молодым людям, живущим в миру, какой совет можете дать на каждый день?
— Молитесь. И всегда уповайте, надейтесь на Бога, чтобы ни случилось, какие бы трудности ни встретились в жизни. Никогда рук не опускайте, духом не падайте. Молитесь, и Бог «без пяти», то есть в последний момент даст решение вашим проблемам.

— Многих ли паломников приглашает Ваш монастырь, и общаются ли братья с ними?
— Приблизительно, до 50 тысяч в год остаются с ночевкой в монастыре. Только писем на мой адрес посылается до 15 тыс. в год. Я отвечаю на них, на каждое.
Когда приходят паломники, общаются монахи с паломниками, а я стараюсь почти каждый день собирать паломников, и как мы сейчас беседуем, — так беседовать с ними каждый вечер.

— На какие духовные вопросы должны обращать внимание преподаватели, общаясь со студентами медицинских вузов?
— Медицина — это почти богословие. Как нужно врачевание тела, так нуждается человек во врачевании души, то есть психиатрии. Не в смысле психиатрии, как отрасли медицины, а от психи — душа, атрии — врачевание  — во врачевании души. О Христе что говорим? Врач душ и телес наших. По сути, богословие — это медицина души. То есть, мы занимаемся похожими предметами.

— Как Вы относитесь к мистическим видениям: бежать или выяснять, откуда они? Как бороться против обманчивых мыслей? Вырываться из этого круга или нет?
— Должны спрашивать тех, кто разбирается в этом — тех людей, у которых есть ответы на все вопросы. Мысли обманчивы, то есть помыслы, — это как мыльные пузыри. Никакого внимания на них не обращайте. Мысль, которая не превращается в дело, не значит ничего.

Много званных, но мало избранных (Мф. 20:16, Мф. 22:14, Лк. 14:24). Кто эти избранные, и как к ним попасть?
— Избранничество, избранность принадлежит нам. Иоанн Златоуст разрешает это Ваше недоумение. Когда Христос говорит: не все вмещают это слово, но кому дано (Мф. 19:11) — имеет в виду тех, которые этого слова испрашивают и просят (ср. Мф. 7:7, Мк. 11:24, Лк. 11:9). Бог нелицеприятен, как мы. Дает каждому человеку то, чего жаждет, чего ищет и для чего старается его душа. Один молится пять минут, и говорит, что уже переутомился. Другой молится час и хочет еще молиться. Не получат оба ту же мзду, «зарплату».

— Мы — молодые люди, в нас много было заложено взрослыми и окружающим миром. Я чувствую, что многое из этого мне очень мешает. Как от этого очиститься, услышать свой внутренний голос, услышать то, что говорит природа, услышать ее звуки?
— Ты будь, как пчела: что тебе хорошего говорили — все соблюдай, сохраняй. Где дым, где нечистоты — пчела туда не идет. Пчела хочет, чтобы было прекрасное солнце, и прекрасные цветы. И ты так выбирай, самое лучшее только, от всего.

— Сколько себя помню, с детства, всегда искал, для чего я живу. Неужели для того, чтобы есть и пить? Кто ищет — всегда находит то, что ищет, но на пути было много столкновений: и разные ереси и все прочее, но потом я понял, что Господь тех, кто Его ищет, поддерживает: Он — свет, идущему к Богу.
Вот я готовлюсь к экзаменам в ГАИ, а есть ли такая программа подготовки к спасению? Я, в частности, руководствуюсь Игнатием Брянчаниновым.

— Должен быть верным рабом Иисуса Христа, и не оглядываться назад  — идти вперед.
— Как Вы относитесь к межконфессиональным конференциям, диалогам, экуменическим собраниям?

— Мы не против диалогов с иноверцами, но чтобы у этих встреч были правильные и православные предусловия и предпосылки.
— Почему одним дается все легко, очень быстро, а другие проходят долгую дорогу по решению своих проблем?

— Я за вторых. Чем больше у тебя трудностей в жизни, тем больше тебя благословляет Бог. Христос же не жил комфортно и легко. И у какого святого была легкая жизнь? Те, которые не понимают сути существования своей жизни, они обычно все блага уже в этой жизни вкушают, и только. Помните притчу о богатом и о Лазаре? Богатый вкусил все блага только в этой жизни. А Лазарь — ничего. И кто из них преуспел? Как говорится: «Смеется тот, кто смеется последним».
— Гора Афон считается монашеской республикой. В чем принцип монашества? Какие цели люди преследуют, идя в монастырь?

— В монастырях, аскетических центрах, совершается стабильным и постоянным путем освящение человеческой души. Люди идут в монастыри и становятся монахами для того, чтобы, убежав от причин и последствий грехов, которых много в миру, добиться христианского совершенства. Монашество выражает совершенный, истинный, непорочный смысл православной духовности. Это крепости, которые сохраняют и охраняют Православие. И, как выражался Иустин (Попович), современный сербский святой: «Как поймешь, кто-нибудь правильный православный или не правильный? Насколько он любит монашество». И поэтому настоящие православные чувствуют внутреннюю нужду общаться с монастырями.
— Как вы считаете, записывать свои мысли для себя или для остальных людей — это хорошо? Либо это ненужный труд?

— Ты не мыслями занимайся, а делами.
— Какие еще святыни находятся в Ватопедском монастыре, и почему Пояс Пресвятой Богородицы не привезли в Беларусь?

— 400 тысяч реликвий и святынь в монастыре. А насчет Беларуси: никто не идет на брак неприглашенным.
— Мне часто этот вопрос задают студенты: все делается по Божией воле, но зачем же тогда мы должны стараться в этой жизни?

— После падения Адама и человеческой природы вместе с ним одна вещь только осталась нетронутой — это свобода человека. Бог предвидит, но ничего не предначертывает. Поэтому, так как у человека свободная воля, — даст ответ за свои дела. У нас не как в Коране, что уже все предопределено и не можем ничего изменить в будущем. То есть, все в наших руках.

— Есть ли в Греции монастыри, только женские, похожие на Афон?
— Конечно, есть Ормилия — хороший монастырь. Суроти, святого Иоанна Макрино и многие другие. Есть в Аттике монастырь Скоропослушницы.

— Есть ли у неверующего человека, но крещеного, поверившего за минуту до смерти в Бога, истинно поверившего, хоть какая-нибудь надежда на спасение?
— Бог — источник справедливости. Ни с кем несправедливо не поступает. Даже одно воздыхание человека Он принимает.

— Что делать крещеному христианину, если у него родственники некрещеные, и не хотят креститься?
— Пусть сам свой подвиг продолжает, а о них пусть молится. И никогда не знаем до конца, как все будет и как изменится. Старец Паисий Святогорец когда-то мне говорил: «Во время второго пришествия очень много будет сюрпризов». Пока не закончится жизнь человека, не знаем, как будут развиваться события в его жизни.

— Скажите, пожалуйста, какие Ваши ощущения от посещения Беларуси, и как Вы оцениваете нравственное и духовное состояние общества в нашей стране?

— О посещении скажу в конце посещения. Сейчас я только три дня в Беларуси. На седьмой день скажу все. Но любовь и расположение людей, их духовная жажда меня трогают. И приглашение меня в вашу страну — это доказательство того, что Святая Гора недалеко от вас. Мы и вас в объятия берем, молимся о вас, у нас сердце болит о вас. И мы всегда вместе с вами.

Может быть, вы — страна, в которой сейчас серьезный кризис экономический. Может быть, великие сильные державы вами пренебрегают.

Чтобы у вас не было комплекса неполноценности: наша жизнь не зависит от людей и от сильных мира сего. Наша жизнь от Бога зависит. Поэтому мы, наши страны, большое богатство имеем, которое Православием называется. Тем должны жить. А Православие — это Святой Дух, который пребывает всегда близко с нами. И если Бог с нами, то кто против нас? Поэтому не бойтесь, гордитесь вашей верой, и этой верой и победим, и триумфа достигнем.

Христос воскресе!

На главную