Встречи в Минске

После посещения Полоцкой обители архимандрит Ефрем вернулся в Минск, где посетил ряд приходов, Свято-Елисаветинский монастырь, Белорусский государственный университет, а также Министерство образования и Суворовское училище.

Встреча в Свято-Елисаветинском монастыре

Аудио тут: X

Прот. Андрей Лемешонок: От имени отцов, сестер, братьев нашей обители мы хотим поприветствовать представителя Святой Горы, того многовекового опыта служению Христу и молитвы за мир, в нашей еще младенческой, новорожденной обители, которая делает первые робкие шаги на этом пути, на этой дороге в вечность, на которой мы, конечно  же, спотыкаемся и падаем. Но нас поддерживает Христос.

Наша обитель создана, потому что здесь люди больные, их очень много, а Господь пришел к больным людям, и, как сказал уже почивший старец Николай с острова Залита: «За молитвы больных вы спасетесь».

Все мы учимся жить, и эта учеба непростая. И для нас важна молитва отца Ефрема: и сейчас, в этом храме, который создан руками наших братьев и сестер, и молитва, которая будет, мы верим, на Святой Горе, помогут нам победить ветхого человека, и мы постараемся жить и отдавать свои силы для того, чтобы помочь людям увидеть свет Христов. Только здесь, вот в этом месте, где сейчас наша обитель, столько боли, столько скорби, столько тьмы… И конечно же, мы хотели бы, чтобы люди, приходящие сюда, увидели бы радость, красоту и жизнь, которая дала бы им силы победить смерть. В знак нашей благодарности, в знак братской любви, мы дарим Вам икону, написанную в нашей мастерской, и надеемся, что в святой обители Ватопед она будет напоминать вам о наших сестрах, и об этом монастыре.

Владыка Вениамин: Иисусе, Сладчайший, спаси нас!

О. Ефрем: Я в эти дни путешествую по вашей стране, отзываясь на приглаше-ние митрополита высокопреосвященного Филарета. Хотя до последней минуты не был уверен, смогу я поехать в Беларусь или нет. Несмотря на то, что это путешест-вие мы запланировали почти год назад, с ним совпало событие?—?принесение Честного Пояса Божией Матери в Российскую Федерацию. Святой Пояс в сердцах граждан России сейчас создает духовную мобилизацию. И, так как наше присутст-вие необходимо в Москве, по приглашению его святейшества патриарха Москов-ского и всея Руси господина Кирилла, думали передвинуть свое путешествие в Беларусь на другое время, чтобы надолго мы не оставались вне монастыря. Но, несмотря на все это, я увидел, что Бог хочет, чтобы я приехал к вам. И за эти несколько дней, которые я нахожусь здесь, было несколько встреч. И не скрою, что особенную радость мне доставляют встречи с монахами и монахинями, с людьми, которые всецело посвятили себя Богу. Потому что, как святогорец, немножко знаю, каким великим благословением является то, что следует кто-нибудь за Христом. Думаю, нет большего благословения Божиего для человека, как если его выберет Господь для такой жизни, для той доли, которая является единственным благим, единым на потребу. Украшение Церкви, сила Церкви, нер- вы Церкви —?это монашество. Монашество —?это продолжение деяний апостолов. Монашество —?то, которое показывает истинность Евангелия. Монах, человек, уходя из мира в монашество не отвергает человеческую личность, но отвергает нездоровый мирской образ жизни.

Однажды послушник пришел на Святую Гору. При первой встрече старец ему говорит: «Чадо, ты сейчас покидаешь своих родных, свою семью. Исходишь из земли своей, из рода своего. Должен сейчас постараться полюбить Бога. И когда полюбишь Бога, тогда полюбишь всех людей, как свою собственную мать». Дорогие мои, эту любовь ищем сегодня все.

Говорил уже, что это место боли, место скорбей. Молюсь, чтобы этот внове созданный монастырь, в котором немалое число монахинь… (Это, батюшка, кстати, не человеческое достижение. Это дело Бога —?что столько людей собралось вокруг Вас и слушаются Вас —?это не человеческое дело. Это дело Того, Которого дела не объясняются всем.)

Молюсь чтобы вы, невесты Христа, подвизались послушанием, самопожертвованием, с божественным рачением. И когда вы подвизаетесь и стараетесь на этом месте жить духовно, это место превращается в место Святого Духа. И когда паломники будут сюда приезжать, уставшие и утомленные от мирской жизни, будут находить облегчение и покой, и будут чувствовать, что здесь что-то другое творится. Будут чувствовать, что здесь присутствует благодать. И чтобы монастырь этот стал как колодезь Иаковлев, к которому пришла самаритянка черпать воду и встретилась с Тем Неизвестным Незнакомцем, о Котором думала она, что Он —?простой человек, который пришел тоже черпать воду. Но Он не пришел туда, чтобы воду взять, но пришел туда, чтобы встретиться с той женщиной и, наоборот, дать воду. Но воду другую, воду другой марки. Воду, ведущую в жизнь вечную (ср. Ин. 4:6-15). Вот такую воду должны черпать паломники от вас.

У меня многие спрашивают, возможно ли применять Евангилие и сегодня, может ли сегодня человек стяжать благодать Христа. Мы, монахи, на это им ответим двумя словами: «Приди и виждь». И если действительно опытно живем благодатью Божией, не может быть, чтобы этого не поняли другие люди. На горе построенный город, как говорится, нельзя скрыть (ср. Мф. 5:14). И нашим присутствием и жизнью будет прославляться Церковь. И будет Любовь приобретать те души, ради которых умер Христос. И Госпожа Богородица, Которая является Первой Монахиней после Первого Монаха, будет радоваться и веселиться.

Однажды Богородица явилась одному послушнику, который думал приехать на Святую Гору и стать монахом. Явилась Она в черном, как монахиня. «Как Я рада, —?говорит Богородица, —?что ты придешь в Мой Сад и станешь настоящим, истинным, Моим чадом».

Это Человек, который столько просвещения принял от Бога, сколько ни один другой человек не принимал. И хотя архангел Гавриил Ей возвестил тайну воплощения, до пятидесятницы еще не до конца знала Она, Кто в действительности Ее Сын. Говорят святые отцы, что не могла Она понять, что Сын Ее —?это Второе Лицо Святой Троицы. И хотя сохраняла все глаголы в своем сердце, не была уверена, не знала точно, Кого Она в действительности родила. И это видно из Ее волнения, когда Иисус двенадцати лет пропал, возвращаясь из Иерусалима. Когда возвращались после праздника в Назарет, не нашли Его в сопровождении своем. Вернулись: и Обручник Иосиф, и Она, Мать Его. Через три дня Его нашли. И Госпожа Богородица сказала: С волнением Тебя ищем уже три дня (ср. Лк. 2:43-50). Если бы Богородица знала, что Сын Ее везде сый и вся исполняй, волновалась бы Она? И несмотря на это, Богородица приняла всю полноту духовного закона. Она?—?Глава Церкви. Поэтому и в вашу страну привезли точный список одной из наших чудотворных икон —?«Отрада или Утешение». Эта икона уже тронула сердца многих ваших соотечественников. И хотя в Новом Завете Богородица только в очень малых местах является (рассказывается о Ней), —?это выбросила Она Сама из-за большого Своего смирения. И поэтому после Успения Сын Ее прославил, как никого другого на Земле. И редко существует чудотворная икона в церкви, где изображен только один Христос. Хочет Он дать Ей славы. И Он так все совершил, что Мать Его восседает на престолах сердец людей, особенно монахов. Ее и любите, Ее и просите, Ей и молитесь. И всегда будет спешить к вам, чтобы вам помочь, вас утешить, чтоб помочь в борьбе против страстей. И как Она сказала слугам в Кане Галилейской, то говорит и нам: Что скажет Мой Сын вам, то и делайте (ср. Ин. 2:5). Радуется Она, когда видит, что мы соблюдаем заповеди Ее Сына.

Мы в Ватопеде дышим Богородичным воздухом. Это единственный монастырь в мире, который украшен семью чудотворными иконами Божией Матери и Ее Святым Поясом. И о многих чудесах его в России уже узнали.

Была одна женщина в Санкт-Петербурге, которая не видела одним глазом, и после того как приложилась к святыне, прозрела. У другой болела нога —?от боли засыпать не могла. И на следующий день после того, как та женщина приложилась к Поясу —?нашла нас и сказала, что впервые за многое время проснулась без боли в колене. Третья, которая не могла много лет забеременеть, после того, как взяла поясок, освященный на Поясе, забеременела. Молодой человек перевязал таким пояском руку с опухолью своей матери. Опухоль исчезла. И молодой человек сам после этого чуда решил посвятить себя Богу и следовать за Сыном Богородицы.

Вот этой живой веры и этой живой Церкви мы все члены. С большим энтузиазмом, с божественным рачением испрашивайте благодать. И нам даст ее Она, вопреки наших всех слабостей, чтобы прославлялся Ее Сын.

Той иконы список мы вам оставим. Чтобы вспоминали наше смиренное присутствие, чтобы молились о нас. И чтобы знали, что Святая Гора рядом с вами. Святая Гора —?место вселенское. И в объятья берет и вас. И всех мужчин ждем у себя, чтобы тоже стали причастниками благословения Божией Матери.

Прот. Андрей Лемешонок [показывая на изображение великомученицы Великой Княгини Елисаветы]: Это небесная покровительница нашего монастыря.

История монастыря началась с того, что начали причащать психически больных. Детский интернат, взрослый… Но это невозможно одному причащать стольких больных: появилась группка сестер. Никто ничего не говорил о том, что нужно создавать монастырь. Мы даже не мечтали об этом. Потом владыка митрополит сказал служить литургию, прямо в больнице. На Воздвижение Креста мы отслужили литургию в том месте, где был гипнотарий. Плохое место было. Но мы там отслужили литургию. Как на капище. А если есть литургия, должен быть храм. И вот начали строить храм. Сестры тогда еще были белые. Особенность нашего монастыря в том, что у нас есть монашествующие сестры, черные сестры, и есть белые сестры. И они служат больным людям. Но чтобы что-то создавать, нужно было иметь средства. И мы решили, что нам надо учиться трудиться для Бога и физически. И у нас появились мастерские.

Сейчас у нас 30 мастерских. И трудится здесь, только официально, полторы тысячи человек. Потом появилось подворье. Туда приходят люди после заключения. Им некуда идти —?только в тюрьму. Поэтому сказать им: «Живите с Богом и идите восвояси», —?мы не можем. Мы решили помочь им, чтобы они могли трудиться и менять свою жизнь. Сейчас у нас 120 человек трудится на подворье. Это люди, у которых не было прошлого, но теперь они стали людьми, у которых есть будущее, потому что они уже исповедуются, причащаются. И там построен храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», потому что все они страдают винопитием. Это трудно, но люди живут там, и мы благодарим Бога. Многие живут по 8 лет там. 10 лет уже существует подворье. Сейчас мы хотим создать женское подворье. У нас уже есть место, но пока сил не хватает…

О. Ефрем: Литургии служатся каждый день?

Прот. Андрей: Каждый день у нас литургии, конечно… Круглосуточно читают псалтирь… Вот это наши братья. У нас есть не только сестры, но и братья…

Владыка Вениамин: Дорогие братья и сестры! У нас есть прекрасная возможность сейчас побеседовать о пути монашеском в нынешнее время. Причем обсудить вопросы, близкие к жизни, о монашестве поговорить без прикрас. Какое оно есть. И, думаю, что времени у нас не достаточно, все мы не сможем охватить, но, все-таки, то что возможно, мы обсудим. То, что больше всего тревожит, и тревожит сердца и ума многих, —?задавайте в первую очередь. А то, на что можете получить ответ у священника, отца, духовника,… здесь на месте или почерпнуть общую информацию где-то из других источников, оставьте для другого раза.

—?Как построить внутреннюю жизнь в монастыре, когда много послушаний, и рассеиваешься во время выполнения их?

—?Соблюдайте чистоту, точность, совести. Сколько можете, говорите молитв, когда и телом работаете, говорите шепотом: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Из этого здания пойдете в храм —?говорите: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Будьте очень осторожны с пустословием. Пустословие?—?это пепел над огнем. И старайтесь свою волю отсекать, свои хотения. Монашество?—?это от слова «отсечение» (своей воли, своих хотений). И, как с отцом Андреем говорили в трапезной, чтобы это отсечение воли, не было военным и дисциплинарным, а чтобы сами желали этого, чтобы освободиться от страстей и приобрести свободу. Когда человек свою волю отсекает —?смиряется, и чем больше смиряется —?увеличивается духовное знание, и понимает, познает Христа. Говорит Христос в Евангелие: Познайте истину, и истина вас освободит (ср. Ин. 8:32). Истина же не философия, а Лицо, Личность —????????. ? ????? ??????? ? ???????? ??????, ??????? ?? ??????? ?????? ?? ??????????, ???????????? ???????? ??????, ? ?? ??????? ???????? ??????.

Христос. И когда говорим о познании Христа, никогда не говорим только об умственном, рациональном познании Христа, а об опытном познании Христа.

—?Как посоветуете поступить сестре, когда духовник и игуменья благословляют по-разному? Вопрос касается повседневной жизни: хочется послушаться, но обоих не получится.

—?Бросайте жребий. (Шутка). Нет, не так: объясняйтесь, договаривайтесь. Объясняйтесь между вами, игуменьей и духовником. Очень важно, чтобы у матушки с духовником была одна линия, и были согласованы во всем. Это важно. Чтобы и не смущались, и чтобы у них не было двух врат, не было, как захотят: чтобы в той или иной ситуации обращались к тому или иному (когда удобнее слушаться духовника —?будут слушаться духовника, когда удобней слушаться матушку —?будут слушаться матушку).

—?Иногда приходят мысли, что монах все оставляет, а спастись ему еще труднее, чем человеку в миру. Потому что очень большая ответственность, и совсем иной спрос, чем с мирянина.

—?Раз вы все в жизни сделали по послушанию, не бойтесь такой ответственности перед Богом. Чтобы у вас был образ мышления послушный. Когда образ мышления у человека такой, что хочет слушаться, тогда сбывается то, о чем говорит Христос: бремя Его легко и иго Его сладко (ср. Мф. 11:30). Какое бремя легкое? Не существует бремени легкого. Но, по-богословски, во Христе, бывает, потому что благодать облегчает бремя.

—?Монашество предопределено человеку от рождения?

—?Конечно.

—?Что Вам особенно дорого в монашестве?

—?Послушание. Христос подчеркивал больше всего то, что Он не пришел на землю, чтобы творить Свою волю: Не Мою волю пришел, —?говорит?—?творить, а волю Пославшего Меня Отца (ср. Ин. 4:34, 5:30). И смотрите еще на тайну зависимости: не Сам пришел, а был послан Отцом, как Человек, хотя как Второе Лицо в Пресвятой Троице благоволил стать человеком. Когда уже стал Человеком, стал Посланным от Отца. То есть, когда духовная деятельность имеет место быть: не когда сам человек идет на служение, а когда его посылают. Как Я слышал от Отца, так Я и говорю, —?говорит Христос, —?что Мне Отец заповедовал, то Я и говорю (ср. Ин. 4:34, 5: 30, 6:38, 7:16-17). Все это имеет большое значение. От Иоанна Евангелие, которое самым духовным Евангелием считается: в нем видим Христа, везде зависимого от Отца, и Который осведомляет обо всем Отца.

Послушание в русском языке —?это и дело, которое делаем, и добродетель послушания. Не говорю о практических занятиях каждого, а послушание ?—?зна-чит, принимаю от всей души ту линию и тот метод исцеления, который дает мне духовный отец.

В армии дисциплина только. Слушается солдат сержанта, а в тот же момент изнутри его матом ругает. Но не может сопротивляться, потому что в карцер его посадят.

А монах своим рачением, всей любовью не слушается старца или матушку, а слушается законодательный орган Благодать. И этот законодательный орган Благодать выражает ему божественную волю. Монашество чисто Христоцентричное житие. Старец, игумен или игуменья не стараются нас сделать своими подчиненными и рабами, а стараются убедить нас в том, чтобы мы отождествили свою личную волю с волей Божией: Буди воля Твоя (ср. Мф. 6:10, Лк. 11:2), —?говорит Иисус, —?яко на небеси и на земли. То есть, монах во всех выражениях своей жизни должен быть в божественной воли, и это легко достигается для монаха, если все что ни делает —?делает по видимой заповеди духовного отца или матери.

—?Как отсечь свою волю?

—?Надо смирение иметь, чтобы отсекать волю.

—?Как умереть для мира, находясь среди множества людей?

—?Когда в послушании нету внутри нашего личного хотения и вожделения, и все делаем чисто по послушанию, тогда человек умерщвляется для мира. У нас нет никаких своих планов личных. Мы и приходим, и предаемся воли Божией через послушание.

—?Если монах находится в состоянии духовной болезни (вопрос кого-то из начальствующих), кроме молитвы о нем, надо ли применять к нему силовые воздействия: заставлять его ходить на службы, исповедоваться и так далее?

—?В какой духовной болезни?

—?Неизвестно, по-видимому, неусердие, расслабление духовное, уныние, осуждение…

—?Понуждать столько, сколько может вынести. Когда доим корову, если немножко сжимаем —?идет молоко, а если немного больше —?кровь. Духовник должен различать, насколько можно давить, насколько понуждать, насколько?—?нет. Часто добротой, добрым словом, больше увеличивается в человеке жертвенный дух и приходит в себя.

—?Как реанимировать, восстановить себя из состояния потери живой веры в Бога?

—?Покаянием.

—?Если от нерадения и невнимания притупилась чувствительность и человек не замечает происходящих в нем изменений, как он может контролировать себя? Какой критерий для проверки верности своих действий?

—?По-моему, и сам поймет, но есть и духовник, и матушка —?они скажут. То, что должны делать —?это каждый вечер исследуйте себя, что делали —?5 минут.

—?Расскажите о практике духовного окормления на Афоне: откровение помыслов, частота исповеди, ведение дневника, о старчестве.

—?Духовными отцами монастырей на Святой Горе Афон являются игумены. Это не так, как часто бывает у вас, что игумен —?только управляющий, а духовник, по сути, управляет монастырем.

Часто записками дают свои помыслы, вопросы, исповеди, потом зовем их и отвечаем. Исповедуем постоянно. Все братья исповедуются у меня. Когда вернусь домой, много работы у меня будет.

—?А когда Вы на месте, как часто исповедуете?

—?Зависит. Если начинающие —?очень часто. Многих каждый день. Которые старшие, уже созрели духовно до какой-то степени, можно и раз в 15-20 дней.

Владыка Вениамин: Вопрос о ведении дневника…

Прот. Андрей Лемешонок: Это у нас традиция.

О. Ефрем: Особенно, когда на исповедь приходят, —?все у них записано конкретно, чтобы не держать долго.

Прот. Андрей Лемешонок: Дневник у нас немножко другое: это анализ прожитого дня, недели.

О. Ефрем: Таких нет. Мы же постоянно вместе живем. Нечего там анализировать. Все знаем.

—?Как не терять Христа или как меньше Его терять, и что делать, если Его теряешь?

—?Не потеряем, не бойся. Насколько мы хотим, чтобы Он пришел в нас, в миллион раз больше хочет Он Сам этого. А вы кричите даже, в адрес Христа, призывайте с воплем, чтобы прилепилось к нашим устам Его великолепное и святое имя.

—?Как отцы хранят внутреннюю тишину?

—?Трезвением. Иисусову молитву творят. Научитесь Иисусовой молитве.

—?Много ли братья между собой общаются? Не только с духовником, а так, по-братски?

—?Живут как семья. Но все-таки осторожно: чтобы не было близости. Я часто говорю: вы не друзья здесь, а братья. Одно дело друг, а другое —?брат. Например, не может один зайти в келью другого: беседовать или чай вместе пить. Звонят в колокол молчания —?как отбой —?все молчат. После этого звонка, даже если в коридоре встретятся или на кухне —?маленькие кухни есть, где только чай делают —?без бесед. Только поклонятся друг другу —?и все. Если какие-то границы не поставим —?ничего не выйдет, потому что после падения человек удобно склонен ко греху. И поэтому уходим из мира и от мирских обязанностей, чтобы Богу посвятить себя. И вы хотя в мире, вы не от мира. Потому что все, что вы делаете —?делаете по послушанию —?во имя и ради Христа. Не делаете это ради личной карьеры.

—?Как сочетать свободу и дисциплину в монастыре?

—?Когда человек постигнет правильный, духовный смысл своей жизни, тогда он с радостью подчиняется и повинуется. И чем больше слушается, тем больше он свободен. Потому что чем больше слушается, тем больше подражает Первому Послушнику, Которым является Христос.

—?Как приобрести добродетель послушания послушнице, если она является начальником?

—?Она все-таки в послушании, потому что есть над ней и матушка. И ей тоже (наверное, о старших сестрах говорится) линию и дух жизни дает матушка. Ответственна только за какую-то часть —?мастерскую. Думает: что мне заповедовала матушка? Чего от меня ждет: и духовно, и материально.

—?Когда человек принимает решение идти в монастырь, чем Вы руководствуетесь, решая, взять его или не взять?

—?Смотрим, есть ли у него истинное рачение к Богу. Даем ему возможность раз-два приехать и пожить и смотрим, наблюдаем за ним.

До того, как сделаем его официальным, скажем, послушником, до этого он должен прожить достаточно времени в монастыре, но в статусе гостя.

Зависит от того, насколько преуспеют. Один может стать послушником через три-шесть-девять месяцев. А другого через два месяца можем выгнать.

Один пришел —?хотел стать послушником. Еще гостем был, и дал я ему послушание в трапезной. Что-то ему сказал старший по послушанию —?он воспротивился. Говорю: «Сейчас пойдешь ему поклон сделаешь и попросишь прощения за поведение». «Я —?отвечает —?своей маме никогда не говорю “прости”, а этому скажу…» Говорю тогда: «Возьми свою постель и уходи». Сразу его выгнал.

—?Что определяет готовность человека к монашескому постригу?

—?Понимает духовник. Духовный отец понимает, созрел или не созрел. И он сам желает. Но определяет духовник. Через два года, приблизительно, постригаем в рясофор: меняется имя и считаем уже монахом. И через пять-шесть лет —?в великую схиму.

—?Если у человека сначала есть рачение, но через несколько лет оно угасает?

—?Если не радеет о своей жизни, тогда пропадает. Если радеет —?всегда есть. Поэтому уставу, распорядку своего монастыря следуйте точно. И ничего никогда не делайте без печати благословения. Никогда. Чтобы ни делали, куда бы ни шли, —?берите благословение. Едете, например, в город или встречаетесь с подругой где-нибудь в офисе, никогда этого не делай-те без благословения. Даже если вас позовут и пригласят, скажете: «Нету благословения, не могу приехать». Всегда тогда будет гореть пламя вну- три вас.

—?Ты пытаешься исполнять молитвенное правило, но при этом не чувствуешь никакой жизни. А когда оставляешь его, пытаешься своими словами к Богу обращаться, то от этого кажется, что больше жизни…

—?И второе будешь делать, и первого не оставлять. Мне кажется, в русском монашестве обременяют очень большими правилами. Канон один, канон второй, канон третий… Не правильно. У нас для тех, которые в схиме (а таких 90%): 1200 Иисусовых молитв (12 четок сотовых) и сто двадцать поклонов. И все. А вы читаете, читаете, читаете —?без конца.

В каноне схимника Пахомия Великиого 12 молитв только —?это ему Ангел сказал. Это для того, чтобы в монашество могли приходить и немощные. С другой стороны, если сердце пламенем горит от любви ко Христу, может ли хотя бы на минуту забыть Христа?

—?Почему монахи прожившие и семь, и десять лет потом уходят из монастыря?

—?Потому что невнимательны к своей жизни. Потому что осмеливаются, в нехорошем смысле, вольности предаться. Исповедуйтесь чисто: все, что с вами случается, обо всем исповедуйтесь и говорите. Как один мирянин пришел исповедоваться и говорит: «Я все натворил в своей жизни». «Что?» —?спрашиваю. «Все» —?отвечает. «Твою исповедь —?говорю —?не принимаю. Скажешь: то, то. Я крал,…»

—?Каким Вы видите монашество в большом городе?

—?Если вы свою совесть соблюдаете чистой, я думаю, что монашество и в большом городе возможно. Не место, а образ жизни определяет это.

Это не случайно, что вы конкретно в этот монастырь пришли. Что вас привело? Это Божественный Промысл.

Вот матушка София из одного монастыря, расположенного в большом городе, прямо в центре. А сейчас, с принесением Святого Пояса, ее монастырь стал суперцентром города. Первый монастырь во всей России, который принял себе Честной Пояс —?это монастырь матушки.

—?Архимандрит Софроний (Сахаров) в своей статье одной говорит, что дар послушнику от Бога —?это свобода в Боге.

—?Точно. Я вам признаюсь, что я сейчас сам геронда, старец, то есть, духовный отец. Но в миллион раз предпочел бы быть в послушании. Тогда был орлом, а сейчас тот, кто медленно ходит.

Был я у архимандрита Софрония где-то за год до его кончины. Три дня у него пробыли. Говорит: «Пью обезболивающие, для того, чтобы с тобой говорить. Потому что хочу сказать все. Хочу передать тебе все, что у меня есть, потому что твой монастырь станет большим духовным вселенским центром».

Было это в 91 году, когда в монастыре было 25 человек.

Старец Софроний и наш монастырь организовали большую конферен-цию международную. Если хотите знать, можем дать книгу о деянии того собрания, что перевели на русский язык. Там очень интересно. Старец Софроний —?современный Григорий Палама. Он иногда неделями пребы-вал в нетварном свете. Бывало, когда служил литургию и говорил молитвы священнические —?выходили искры, пламя, с его уст. Иногда видели такие же искры с его облачения священнического.

У одной женщины из Салоник была дочь, которая болела лейкемией. В Англии ей пересадку костного мозга собирались сделать. И духовник ей сказал: «Раз в Лондон поедете —?езжайте в Эссекс, возьмите благословение у старца Софрония.

Это был день, когда почил старец, и его тело лежало в храме. Через несколько часов должны были его похоронить. Пришла в монастырь женщина с пятилетней дочкой и говорит: «Хотим взять благословение». Монах подумал, что они узнали о кончине и с печалью ответил: «Проходите в храм. Он там».

И увидели женщина с дочерью перед собой мертвого старца. У женщины был шок и начала она плакать. Монах говорит: «Проведите ее под останками святого старца».

Поехали после этого в больницу, сделали анализы перед операцией. Операция не понадобилась: не было ничего у девочки.

Он современный святой.

—?Он был живым человеком, творческим и художника в себе до конца не победил?

—?Где бы он ни бывал, он большим аскетом был. Он знал трезвенное делание. И много искушений у него было в жизни.

Однажды говорит о. Софроний: «Если я сейчас начну тебе о своих искушениях говорить… Просто боюсь, чтобы опять не вернулись». То, что апостол Павел говорил: отчаялись даже в своей жизни. То есть впадал в последнюю степень отчаяния. Потому что ему завидовали очень. И, к сожалению, управляющая церковь. Зависть. Не поняли его ни архиереи, ни… Его считали каким-то странным человеком. А был он совершенным святым.

И если бы не он, кто бы сегодня знал старца Силуана, святого? Знаете, скольких людей эта книга привела в монашество? Очень многих. И очень многие иноверцы стали православными, прочитав эту книгу.

Он был человеком слез.

Один мальчик десяти лет по своей наивности его спросил: «Почему, старче, ты целый день смеешься, улыбаешься?» «Потому, что я всю ночь плачу», —?ответил старец.

Наш старец Иосиф Ватопедский большое благоговение к нему имел. И он тоже поехал специально, чтобы встретиться с отцом Софронием. Много часов говорили они наедине.

—?Расскажите, пожалуйста, о непрестанной молитве.

—?Это молитва, Иисусова молитва, которая должна твориться постоянно. Когда ум просвещается, без молитвы и секунды у него не проходит. Как святой Григорий Богослов говорит: «Молиться надо чаще, чем дышать».

Если закроете нос и уста —?умрете через 5 минут. И тот, кто не говорит эту молитву, задыхается…

Начинается это с устного проговаривания. Сперва говорите устами, потом доходите до того состояния, которое не ограничивается уже устами: когда молитву творит ум. Если много времени творится молитва —?сама собой сходит в сердце и творится постоянно.

И потом достигаем степени, что и во сне молимся даже.

Как в Ветхом Завете написано: Я сплю, а сердце мое бдит (ср. Песн. 5:2).

Поэтому занимайтесь этой молитвой. Творите молитву. Садитесь в машину?—?три сестры —?молчите и по очереди вслух говорите Иисусову молитву. Пусть сто раз скажет одна: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», потом вторая и так далее.

—?Иисусова молитва. Сначала идет как навык, а потом, через покаяние, подается, как дар Божий?

—?Нужно понуждать в начале себя. То, что Христос говорит: Царство Небесное понуждается, и тот, кто понуждает себя —?тот Его восхищает (ср. Мф.11:12). Иоанн Лествичник что говорит: «Монах —?это постоянное понуждение человеческой природы».

—?Можно ли Иисусову молитву творить во время литургии, во время службы?

—?Конечно. Когда хотите.

—?Как бороться с грехом и сохранять чистоту?

—?Соблюдая заповеди.

Что говорим каждый день на службах: «Сподоби, Господи, безгрешно провести день».

—?Как избавиться от тщеславия и малодушия?

—?Это все пустяки. Верой во Христа живите.

—?Как молиться, когда нужно делать послушание и думать? Как это совместить?

—?Легко. Когда вы заняты умственной работой, Господь, зная ваше расположение, не поступит с вами несправедливо —?воздаст.

Возьмем, к примеру, авву Варсонофия. Один монах спрашивает старца: «Я в послушании, о Боге вспомнить даже не могу —?столько у меня работы». «То, что ты, —?отвечает авва, —?в послушании находишься и все это делаешь ради соблюдения заповедей, —?это есть для тебя непрестанная молитва».

Наверное, он имел в виду как раз такое послушание, например, как бухгалтер, кассир. [Все смеются.]

—?Бывает ли такое, что человек творит молитву, много творит молитв —?и этим надмевается?

—?Может и такое случиться, но будем бороться с этим. Когда, как выражаются, даже краем языка вкусите Христа, сразу, первое, что передает Христос человеку?—?это то, что надо иметь смиренномудрие, надо смиренно о себе помышлять.

—?Бывает ли у вас, что уходят из монастыря люди? Как их вернуть?

—?И от нас время от времени уходят. От этого и нам, к сожалению, не избавиться. Есть такой бес специальный, который представляет себе весь мир вне твоего монастыря идеальным, чтобы ты ушел оттуда. И это убедит тебя сделать, если убедит тебя сперва поверить своему помыслу.

Василий Великий говорит: «Человек, который сам себе советник —?сам себе враг». Такой преподобный Нафессалоник, киприот, говорил, что благо всех благ ?—?это страх Божий и память смертная.

—?Как ваши братья воспитывают в себе страх Божий?

—?Когда следуют линии монастыря, тогда, со временем, приобретают страх Божий.

—?Как заставить себя встать утром на службу, на полунощницу?

—?Поговорите с матушкой, духовником. Может много работаете, и там объективно есть усталость.

О. Андрей: Может жалеет себя?

О. Ефрем: Духовник или матушка решат это. Потому что у каждого случая есть свои особенности. В общих чертах можем сказать, что это действительно иногда от усталости и утомления бывает, а иногда от искушения беса.

—?Свобода выбора человека: с Богом или без Бога? Как может повлиять на это духовник, сестры?

—?Могут, конечно, повлиять, чтобы человек обратился в сторону Бога. По сути, духовных отцов назначение в этом и заключается, чтобы своих духовных чад обращали к лучшему, высшему. И делаем это —?не из под палки их, как говорится, заставляем любить Бога, а вдохновляем их. Старец Софроний очень много говорил о том, что духовные отцы должны вдохновлять своих чад.

Не отчаивайтесь. Не падайте духом, не сомневайтесь. Но с верою во Христа в своих молитвах говорите Ему: «Ты же и раньше меня знал. Ты знал мой характер. И ты меня призвал. Я не для того сюда пришел, что Ты меня хотел погубить, а потому что Ты меня хотел спасти. Я ошибки допускаю, невнимательно живу, но все это у меня выскакивает, это все я невольно делаю. Хочу тебя найти, так что, пожалуйста, помоги!» —?Увидите, как поможет.

О. Андрей: Все что Вы говорили, нам очень близко, потому что вот у нас отец Софроний, вот —?отец Николай [показывает на их фотографии]. Они с нами всегда, когда мы проводим собрание. Конечно, наши условия совершенно другие, чем ваши. Но важно то, что Христос —?Один и Тот же. А благодать и среди нашего города, такого огромного и шумного, может человека ввести в пустыню. И в пустыни можно быть в городе.

О. Ефрем: У Василия Великого были василиады, образовательный центр ?—?это все так, благотворительность, а был он великим аскетом. И то, что вы здесь делаете —?это тоже, по сути, по нужде построено. Так что, отец Андрей, не бойтесь, продолжайте.

О. Андрей: Трудно.

О. Ефрем: Но не невозможно!

О. Андрей: Но вот Господь нам и послал Вас. Для укрепления. У нас сейчас очень трудный период. Сейчас нам надо пережить очень большую травму в монастыре: у нас ушла одна монахиня. Для многих это трагедия. Потому что человек был очень хороший.

О. Ефрем: Когда у старца Ефрема, который сейчас в Америке, я пошел взять благословение, когда стал игуменом, старец Ефрем сказал: «У меня много монахов и монахинь. Я тебе один совет дам. У тебя монастырь большой. Многие снимут рясы и уйдут. Ты никогда на них не смотри, —?говорит,?—?ты всегда смотри вперед. Не забывай, что из идеальной киновии самого лучшего монастыря Христа, было два отречения: Петра отречение, который потом покаялся, и Иуды…» Когда из 12 двое отреклись, тогда из 120 когда отрекаются, почему удивляетесь?

Это, конечно, печально, но вы не знаете, что будет. У нас один монах ушел, из лучших братьев, и женился. Как только старец Иосиф почил, через два часа после смерти он улыбнулся, и тот монах увидел это в Интернете —?сразу пришел в себя, и, через двадцать лет, вернулся в монастырь, оставив семью. Так что не бойтесь, не знаете, что будет. Старец Паисий очень хорошую вещь говорит: «Во время второго пришествия будет много сюрпризов».

Не смотрите сентиментально, эмоционально на вещи. Не знаете, может этот ее уход и для нее, и для Вас станет новым этапом покаяния. Это несчастье, что с ней случилось. Но не знаете, что будет.

Встреча в приходе храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

Встреча с прихожанами, учащимися и преподавателями школы катехизаторов

Аудио тут: X

Отец Ефрем: Я действительно очень рад, что нахожусь вместе с вами. И в эти минуты, когда мы с вами общаемся, совершается и другое таинство —?прикладывание к чудотворной иконе Божией Матери в храме.

Много духовных вестей таинственно может получать каждый член Святой Церкви. Есть духовные вести, сообщения, которые передаются молчанием. Некоторые духовные сообщения передаются словом.

Во время нашей встречи в храме совершается таинство молчания. Потому что каждый, кто прикладывается к иконе Божией Матери, невыразимым и тайным образом получает от Нее какое-то сообщение духовное. Весть о надежде, весть утешения, весть терпения. Приходит человек скорбящий и утомленный к иконе Божией Матери и уходит от Нее радостный, в ином, лучшем виде уходит от Нее, прославляя имя Богородицы.

А в этом зале словом передаются духовные сообщения.

И говорят святые отцы, что одно из самых больших доказательств того, что человек любит Бога —?это то, что он жаждет и Его слова.

На нас очень большое впечатление оказали благоговение и благочестие белорусского народа. Белорусская Церковь много лет терпела, пережила трудные годы, и сегодня опять является свидетельством Иисуса Христа. Святая Гора Афон —?это часть Греческого государства, но в свои объятья берет все Православие.

Святая Гора Афон является особенным местом молитвы, местом, где монах находится наедине с Богом, местом, которое видело и слышало воздыхания многих друзей Бога. Эти же воздыхания возносились Богу и нашей Игуменьей Богородицей за всю вселенную.

Святая Гора и ваша, поэтому и приезжаем сюда, чтобы сказать, что мы вместе с вами находимся, что мы интересуемся вами, чтобы сказать, что мы молимся о вас, чтобы принести вам надежду-благодать, чтобы сказать, что Бог пребывает вместе с вами, что Бог заботится о вас и печется о ваших семьях. И может быть сейчас бедна ваша страна, и многими пренебрегается, но есть у нее великое богатство —?Православие и благодать Духа Святого.

Мы —?те, которые ничего не имея, всем обладаем. Нету, знаете, дорогие, большей чести и большей привилегии, чем быть членом Православной Церкви.

Нету большего величия, чем то, что является человек крещеным во имя Святой Троицы и причастником божественных таинств. Нету большей чести и достоинства для человека, чем быть членом Церкви и быть потенциально чадом Божиим и богом по благодати, вкушая всех благ Божества.

У нас было благословение особенное Божие, и сподобились мы расти у добродетельных старцев. С одной стороны, это благословение, но, с другой стороны, —?великая ответственность. Мы видели, что это были люди, которые не имели ничего собственного, ничего никогда не делали ради себя, никогда не возжелали ничего для себя, но следовали только за Богом. И принесли в жертву самих себя ради Бога и ближнего, и стали сосудами рассудительности и мудрости, наполнились великой силой и дерзновением в своих молитвах перед Богом.

Вспоминаю моего духовного отца старца Иосифа Ватопедского. Он очень сопереживал всем людям. Однажды мы работали вместе в саду, и в один момент старец Иосиф говорит: «Я сейчас должен уйти, потому что получил известие о том, что одна из моих духовных чад страдает —?я должен подвизаться в молитве. Это старец, которому была дана икона Божией Матери «Всецарица». Была дана эта икона именно ему, потому что он не мог произнести имя Божией Матери, не пролив много слез. У него была особенная любовь к Богородице. Всецарица ему много чудес совершила. И хотя в Ватопеде 7 чудотворных икон, из которых 6 очень древние, каким-то тайным образом Всецарица, которая была личной иконой старца, сама прославила себя во всем мире. Во всем Православии эту икону чтут особенно, во всех Церквях. Есть очень много списков этой иконы, которые множества чудес совершают в России. Однажды ее бумажный список воскресил мертвого ребенка в Москве.

Во время наших встреч самая великая святыня нашего монастыря?—?честной Пояс Божией Матери —?обходит Российскую Федерацию: путешествует по ней, утешает народ, подает силы народу, подает радость тем, кто к нему прикладывается… Очереди —?сообщают мне отцы, которые его сопро-вождают, ?—?иногда достигают 10 километров. А есть люди, которые до 17 часов стоят в очереди.

Почему я вам это говорю, братья и сестры? Чтобы выразить и представить вам величие и красоту Православия.

Живем мы в Православной Церкви. Она —?наша слава и богатство, наша гордость, наша радость, надежда и упование. И вы, которые являетесь преподавателями, иконописцами, певчими или другими активными членами Церкви, —?держите всегда на высоте православную веру. И живите в Церкви, соблюдая все предписания Церкви и внимая своей личной жизни. И чтобы подвигом вашим, верой вашей, жизнью вашей привлекали благодать свыше.

Сегодня по дороге в этот зал, в коридоре, видел я портреты. И сказали мне, что это все те, которые отдали свою жизнь за Христа. То есть, братья, вся та земля, по которой мы ступаем, полна крови мучеников, преподобных и исповедников.

И так, как они являются силой Церкви, поэтому всегда при освящении храма в святой престол кладутся святые мощи мучеников, чтобы показать, что эти святые мощи, то есть святые, являются основой, началом и концом, альфой и омегой для Церкви, ее силой. У нас один только долг —?полюбить Бога. И наш долг, чтобы жизнь наша была жизнью человека, благодатью просвещенного.

К сожалению, в средствах массовой информации, выдвигаются, рекламируются только люди-деятели искусства, певцы, академики, артисты,… Но никогда не показывают и не выдвигают святых. Никто из них по-настоящему не ценен: ни академик, ни актер, а ценен человек, который является другом Божиим и есть сила у его молитв. Поэтому вы, вашей праведной жизнью, свидетельствуете, что значит благодать, что значит свыше получаемая сила, что значит Церковь. Душа, в которой есть благодать, —?это совершенная и цельная личность. Есть у нее сила духовная. И такие люди —?один может побороть тысячу, а два —?десятки тысяч.

Мы были в монастыре преподобной Евфросинии в Полоцке. Приложились к ее честнейшим мощам, почувствовали ее благодать. И увидели, что эта женщина, так как была полна благодати, возродила всю родину. И не только тогда, при своей жизни, возродила родину, но и сейчас вдохновляет всех и восседает на престолах сердец членов Церкви. В таких духовных базах нуждаемся сегодня. Они нам обеспечивают духовный успех.

И когда вы продолжаете жить в Церкви, вы, со временем, становитесь украшением и опорой Церкви. И, как благодатные люди, начинаете прославлять Имя Бога. А через вас будет прославляться и род ваш. И ангелы будут хвалить наше присутствие в Церкви. И будем свидетельствовать об истине не только путем умной, благословенной молитвы, но и сами будем говорить всем то, что мы видели своими глазами, то, что мы слышали своими ушами и до чего руки наши дотрагивались —?и только то говорим, и только то передаем (ср. 1 Ин. 1:1).

Владыка Вениамин: Благодарим, отец Ефрем, за проникновенное горячее слово, которое понятно нам: сердце сердцу, даже без перевода.

—?Отец Ефрем, что значит «правильное осознание своей греховности»? Как оно совместимо с понятием человеческого достоинства?

—?Человек смиренный, когда он чувствует свою греховность. Но это чувство смирения от греховности —?это не чувство неполноценности своей, а чувство духовного благородства. Потому что хотя и видим, с одной стороны, греховность нашу, но с другой, видим и благодать, которая восполняет наши немощи и недостатки.

Принц Чарльз из Англии, когда приехал к нам в монастырь, мне сказал: «Мы, англичане, считаем смирение комплексом неполноценности». Не могут понять истинного смысла смирения. Смиренные ни неполноценные. Смиренный —?тот, кто облачен в благодать, потому что благодать смиренным дается. А благодать потом совершенствует человеческую личность.

—?На что обращать внимание при воспитании детей в современном обществе?

—?Во-первых, о детях молитесь. И пока еще маленькие дети, говорите им, чтобы с 6-7 лет уже исповедовались. И чтобы приступали еще и раньше: чтобы часто причащались. Потому что душа, которая с малых лет вкусила благодать, если даже, став подростком, будет отдаляться от Бога: раз эта душа уже вкусила в детстве благодать, сделает круг и все-таки вернется.

—?Посоветуйте, пожалуйста, как найти духовного отца? И скажите слово руководства ко спасению человека в наши дни.

—?До сих пор я слово спасения говорил в современном мире. О духовнике вас возвестит ваше сердце. Найдете человека, который будет вас удовлетворять и будете следовать ему духовно. Это похоже на то, как мы находим себе врача сердца, глаз и так далее.

—?В современном обществе сильны апокалептические настроения. Как следует к этому относиться?

—?Каждый христианин должен быть бодрствующим. Бодрствуйте, —?говорит Господь, —?и молитесь, чтобы не войти в искушение (ср. Мф. 26:41).

И молитесь, больше молитесь, потому что во всем мире трудно обстоят дела. Я о датах сказать ничего не могу. У меня таких извещений нет. Некоторые говорят даты… Я даты не могу сказать, но внутри чувствую беспокойство. Молитесь.

Молитесь, потому что грех уже соделывается в страшных масштабах.

Первый раз, только в XXI веке противоестественные сожительства представляются уже как естественные. Куда все это пойдет? Чем все это закончится? В некоторых европейских странах узаконили браки между гомосексуалистами, и разрешили им усыновлять детей. Куда пойдет все это?

—?Как привести в храм родителей и сочетать все это с послушанием невоцерковленным родителям?

—?Подчиняться надо Богу больше, чем людям.

—?Как узнать волю Господа о себе?

—?Спрашивайте духовных отцов.

—?Сейчас Греция охвачена экономическим кризисом. Каковы его основные причины, с Вашей точки зрения?

—?Причины духовные. И мы несем епитимью. Потому что Греция была единственной православной страной на Балканах, свободной от всех атеистических, коммунистических движений. К сожалению, несмотря на это, Греция сегодня пренебрегает Церковью и духовной жизнью. И поэтому эта епитимья справедлива.

—?Можно ли добиться бесстрастия в миру?

—?Конечно, если будем жить внимательно. Нужно внимание только. Что говорит современный святой Иустин Попович? «Ты учитель —?стань святым учителем. Преподаватель —?стань святым преподавателем. Музыкант —?святым музыкантом. Пономарь —?святым пономарем» и так далее. Тайна для нас, как Бог ставит каждого человека в обществе: на какую работу и на какое место.

—?Как почувствовать границу между человеколюбием и человекоугодием?

—?Когда даем милостыню по хорошему расположению, может быть иногда и вкрадывается в нас человекоугодие. Но если расположение у нас действительно хорошее, со временем мы это преодолеем.

—?Что Вы скажете насчет компьютеров?

—?Прекрасная вещь. Но будьте осторожны, куда лазите, на что смотрите. Если человек —?пленник компьютера, тогда это очень плохо. Вообще я не разбираюсь в этом, даже напечатать ничего не могу.

—?Существует ли наследственная склонность ко греху и порочной жизни? Возможно ли ее преодолеть у усыновленного ребенка? И позволяете ли Вы усыновление детей?

—?Есть наследственная склонность и к непорочности, и есть наследственная склонность к излишней половой жизни. Благодать может все изменить и искоренить.

Если усыновляет кто-нибудь ребенка —?это неплохо. Хотя и там появляются определенные проблемы. Иногда слышу, что дети, когда они взрослеют и узнают, что они не действительные сыновья и дочери, восстают против родителей. Но то, что самое важное и хорошее в этом —?это, во-первых, у родителей исцеляется психологическая травма, что они не могут стать родителями. А, с другой стороны, что ребенок оставленный может расти нормально, как нормальный человек.

—?Что делать человеку, который не чувствует призвания к монашеству, но в то же время его личная жизнь не устраивается? Спрашивающему 34 года.

—?Если нету призвания монашества, пусть выходит замуж или женится. У нас есть пословица: «Стань монахом молодым или женись молодым».

Если не может, говорю: «Должен смочь».

—?Как узнать своего будущего спутника жизни?

—?Бог нас известит об этом тайным путем.

—?Как вы относитесь к популярному сейчас лозунгу «Православие или смерть»?

—?Прекрасная вещь. Действительно, Православие —?это жизнь, без Православия нет жизни, и в Православии становимся совершенными людьми по сути. А если некоторые люди используют этот лозунг в своих целях, это другая тема. Мы пользуемся этим выражением правильным путем.

—?Как бороться с унынием?

—?Молитвой, в основном. И занимайтесь Иисусовой молитвой. Первый плод Иисусовой молитвы?—?это радость.

—?В православной семье крещение лучше принимать в младенчестве или в зрелом возрасте?

—?Самое лучшее, чтобы крестились младенцами, чтобы не лишались Святого Причастия. Как один глупый отец в Греции говорит: «Я не крещу своих детей, пока им не будет 18, и не решат этого сами». Немножко «рассеянным» он был.

—?Сын погибает от пьянства. Говорит, сам брошу пить. Я ему говорю: «Сам не бросишь, без помощи Божией». Я молюсь за него, но молитва моя слабая. Что посоветуете?

—?Говорите другим, чтобы и они молились. К сожалению, пленность алкоголю —?очень большое зло. И этой страсти придаются те, у которых нет утешения благодатью.

—?Отец Ефрем, на что бы Вы посоветовали обращать особое внимание тем, кто учится в наших духовных заведениях?

—?Чтобы были осторожны со грехом. Грех унижает и оскорбляет человека. Поэтому просим Господа на каждом богослужении: «Сподоби, Господи, безгрешно провести день или ночь».

—?Что Вы скажете о личном номере у нас в паспорте и о карточках, которые будут скоро выдавать нам с регистрационными номерами?

—?Может не совсем хорошие карты и паспорта, но это не то, от чего должны отречься однозначно. Хотя священный Кинот со Святой Горы советует карту гражданина не принимать, потому что этим пренебрегают полностью человеческой личностью.

Я слышал, что в одном монастыре не допускают к причастию тех, которые приняли этот паспорт или карту. Это не правильно. Это не отречение от Христа. Там, в апокалипсисе, говорится ясно: печать на руке и на челе (ср. Откр. 13:16, 14:9, 20:4).

—?Вопрос матери: Как привести взрослых детей в храм?

—?Не говорите им много о Боге, потому что им это надоедает, подросткам особенно. Будем много говорить о них Богу, будем молиться о них.

—?Как часто можно причащаться?

—?Зависит от духовного состояния человека. Насколько присуща ему чистота. Если нет у человека смертных грехов, может причащаться очень часто. Особенно распространены сегодня плотские грехи. Если таких нет, может причащаться часто…

—?Со смирением плохо. Как победить гневливость?

—?Благодатью Божией. Очень помогает добродетель самоукорение. Самоукорением умягчается человек, и когда умягчается сердце, тогда приходит и дух кротости.

Потому что гнев, по сути, —?это беснование легкое.

—?Можно ли разводиться, если муж пьет?

—?Я предпочитаю, чтобы Вы его терпели. Кто отталкивает один крест, получает вдвое тяжелый.

—?Можно ли уходить в монастырь, если родители против? Они не воцерковленные, а духовник благословляет.

—?Как раз тогда и должны идти. Не будем их спрашивать. Один человек пришел ко мне и просил меня убедить своего сына не венчаться с девушкой, которую не принимала его жена. Я ответил ему, что если сын хочет с ней венчаться, я не имею права вмешиваться. То есть совершеннолетний принимает решение в своей жизни сам. У родителей все-таки второстепенное место.

—?Дайте, пожалуйста, совет, как преодолевать трудности молодому христианину, учащемуся в вузе, где на него смотрят, как на белую ворону?

—?Чтобы не боялся, не трусил и не уступал. Чтобы он влиял на других, а не другие на него. И не бойтесь говорить, что веруете в Бога. Мы —?люди Бога —?не боимся ничего. Что бродяги и люди двора будут на нас влиять?

—?Очень смущает история из Деяний, в которой повествуется о том, как двое супругов упали замертво, после того как апостол Петр обличил их в том, что они оставили себе часть проданного имения (см. Деян. 5:1-11). Как это понимать в духе любви?

—?Это cделали апостолы, потому что тогда было начало Церкви и закладывался Ее фундамент. И должен был этот фундамент быть чистым. И чтобы показать нам, насколько плохая вещь себялюбие, лицемерие и сребролюбие.

—?Как распространять православную веру служащему в православном храме среди неверующих людей?

—?Правильной вашей жизнью.

—?Как сохранять душевный мир в условиях суеты?

—?Молитесь постоянно. Мир —?не отсутствие войны, а присутствие Бога в наших сердцах.

—?Достаточно ли спасать свою душу молитвой и хорошими делами?

—?Как говорил Апостол: Кто весь закон сохранил, а в одном согрешил?—?виновен перед всем законом (ср. Иак. 2:10). Должны делать все возможное в выполнении заповедей. Не частичное послушание заповедям Божиим, а всестороннее. Не может человек делать добрые дела, причащаться, исповедоваться и этим спастись. Поэтому пусть у вас будет духовный отец, с которым будете советоваться и будете спрашивать его обо всем.

—?Может ли спастись женщина, принесшая покаяние за сделанные в юности аборты?

—?Сколько бы вы грехов ни делали, и каких страшных бы ни делали, милость Божия выше всего. Прикладываемся на иконах к таким людям, которые были убийцами. Сейчас они покаявшиеся и освященные, убийцы бывшие.

—?Умер мой духовный отец. Нужно ли искать другого?

—?Само собой разумеется.

—?Когда Иисус ходил по земле, он отзывался на просьбы, мольбы, с верою приносимые о болезнях близких. Что изменилось сейчас? Почему Он не так скоро отзывается, как в Евангелии?

—?Потому что у нас веры не хватает. Поэтому должна увеличиться наша вера. Мы такие тепло-хладные…

—?Можно ли молиться за многих, когда самой трудно?

—?Что можете —?делайте. Сколько можете.

—?Как быть со смирением, если ты на руководящей должности?

—?Это не значит, что управляющие не должны быть смиренными. Как раз, в первую очередь, они должны быть смиренными и потом все другие.

—?Я работаю со светской молодежью: с верующими, скептиками, откровенными атеистами,… Чтобы Вы сказали о такой «разношерстной», разнообразной группе?

—?Будете говорить в таких обществах, передавать Слово Божие. Не знаете, как оно подействует. Вы духовные сообщения передавайте всем.

—?Внучка ленится учиться. Что Вы посоветуете?

—?Скажите ей, чтобы проснулась.

—?Мы хоть и венчаны, мой муж в храм заходит —?и выходит, не причащается. Я молюсь за него, но с места сдвинуть никак не могу. Он у меня очень хороший.

—?Молитесь, чтобы просветился духовно свыше. Кто-то получает сперва 2 балла, потом 4, 5 и так далее. Есть люди, которые мечтают ходить в храм. Хотя бы свечки зажигает ваш муж —?и за то слава Богу!

—?Есть такое явление, как гражданский брак. То есть сожительство без росписи, без церковного таинства. Почему православные так сейчас поступают?

—?Гражданский брак —?не брак. Должно совершиться таинство венчания и тогда ваше сожительство будет иметь духовную основу.

—?Как поступать женщине, у которой ребенок родился в незарегистри-рованном браке?

—?Должна сохранить ребенка, его воспитать и вырастить. Молодец, что не сделала аборт и не убила своего же ребенка.

—?Как должен выглядеть распорядок дня православного мирского челове-ка? Какие правила он должен соблюдать?

—?Нужно молиться утренними молитвами, вечерними. Каждое воскресение идти на Божественную литургию, поститься по средам и пятницам. Сейчас начинается Рождественский пост. Поститесь, исповедуйтесь и тогда не далеко от вас Царство Божие. Изучайте Слово Божие.

—?В наше время в мире подается очень много информации и не самой лучшей. Как можно новоночальному христианину противостоять этому воздействию информации?

—?Не много значения придавайте всему этому. Журналисты делают все более трагичным.

—?Как более Христовым стать в наше время, когда рядом ссорятся и не стремятся к духовному?

—?Вы ссорьтесь меньше. И со временем преодолеете эти трудности. И жен не бейте.

—?Что делать, когда есть исповедание грехов, но нет покаяния?

—?Вы исповедуйтесь, и покаяние придет со временем. Один человек приходил ко мне и когда исповедовался смеялся. Я ничего ему не говорил, но пришел час, и он исповедался со слезами.

—?Некрещеный человек попадает ад. Можно ли вымолить его из ада? Он еще жив. Как можно помочь ему придти к вере?

—?Христос говорит: Кто крестится и верует, тот спасется (Мк. 16:16). Родился человек в мусульманском мире —?Бог будет судить его согласно его совести. Христос говорит о безопасной дороге, которая ведет ко спасению. Остальное все в руках Божиих. [Тут, похоже, неточность перевода: вне православия нет спасения. См., например, проповедь иерея Даниила Сысоева. Торжество Православия. О ереси. Чин анафематствования (прим. на 13 мин.): http://clubs.ya.ru/4611686018427396531/replies.xml?item_no=45866 или вот краткий ответ свт. Игнатия (Брянчанинова) на вопрос спасения в других религиях: “Тогда только вера свята и истинна, когда она —? вера в святую Истину, когда она —? вера, принесенная на землю вочеловечившеюся Божественною Истиною, Господом нашим Иисусом Христом. Всякая другая вера, кроме веры в святую Истину, есть суеверие. Плоды суеверия?—? погибель. Такая вера осуждена Богом: ею веруют идолопоклонники в своих кумиров, мусульмане в лжепророка Магомета и Коран, еретики в свои богохульные догматы и в своих ересеархов, рационалисты в падший разум человеческий. Ею будут веровать в антихриста его последователи”.]

—?Как молиться за раскольника?

—?Будем за него молиться, но только не на Божественной литургии. На Божественной литургии только членов Церкви поминают.

—?Можно ли ожидать, что Пояс Пресвятой Богородицы когда-нибудь по-сетит Беларусь?

—?Может быть, если Бог захочет. В будущем, если будет воля Божия, приедем. В Россию нас 6-7 лет приглашали, но смогли привезти только сейчас. Пояс и слепых исцеляет, и бесплодие,… Я уверен, что со временем будем узнавать о еще больших чудесах.

—?Как правильно православному человеку выбрать профессию? Он очень волнуется, чтобы не ошибиться.

—?Пусть помолится и посмотрит потом, в чем воля Бога. И знаете, нет человека, который доволен своей профессией полностью. И поэтому все ждут пенсии.

[Все смеются.]

Интервью информационному порталу sobor.by

Аудио тут: X

—?Отец Ефрем, за несколько дней Вы проехали если не всю Беларусь, то, наверное, половину нашей страны, посетили основные духовные святыни: Полоцк, Витебск, Жировичи, Минск. У нас уже у самих голова идет кругом, мы устали, а как не устаете Вы? Это монашеский образ жизни?

—?Я привык так жить. В монастыре и отцов много, есть и паломники, которые хотят со мной встретиться, и дела монастыря… Когда человек это делает ради ближнего, тогда и Бог ему помогает (между нами говоря).

Программа здесь насыщенная и нелегкая, но человек отдыхает, когда видит жажду людей духовную, интерес народа, любовь к Святой Горе…

—?Встретилось ли Вам что-то, напоминающее Святую Гору? Когда Вы были в Жировичском монастыре, Вы отметили, почувствовали нечто, похожее на облако благодати Божией Матери. Многие люди поймут, что это образные слова. Так ли это? Или это некая реальность?

—?В Жировичах Богородичная благодать, живая благодать Божией Матери. Видимо это из-за того, что это единственный монастырь, который не закрывался.

Каждый монастырь напоминает Святую Гору. Мы, святогорцы, радуемся, когда ездим и посещаем приходы, но быть в монастырях нам особенно приятно, это наше предпочтение, наши покой и отдых.

Согласно святым отцам, монашество и монастыри были прибежищем народа Божиего. И, у кого сегодня здоровый образ мышления, туда смотрят и надеются на монашество. Старец Паисий говорит: «Нашу родину ни британские, ни американские базы не спасут, а спасут духовные базы?—?те, которыми являются монастыри».

—?Чем Вам запомнилось посещение города Витебска?

—?Святая Гора —?некая духовность. Может быть, место безмолвия. Но святогорцы, старцы, всегда сходили со Святой Горы, чтобы передать народу Божиему весть об истине. Своим присутствием передавали жизненный опыт людям. Так было издревле, это делается и сегодня. Хотя Святая Гора?—?неотъемлемая часть греческого государства, не смотря на это, место вселенское и принадлежит всему Православию. И когда нас просят слова… (Церковь Белорусская нас просила очень настойчиво, и я с удовольствием приехал.) Не можем не свидетельствовать о том, что видели и что слышали от святых старцев. О том, о чем они нас наставляют. О том предании, которое мы держим. Потому что Святая Гора —?это место, которое со времен преподобного Афанасия Афонского и до того времени, как все было установлено и построено, не прекращала своего существования ни на один день. Существует непрерывное предание, которое держим благодатью Божией Матери. Это не только традиция святоотеческого предания, а традиция предания всей Православной Церкви, которое мы обязаны передать и принести тому, кто жаждет неподдельной жизни в Церкви.

—?Вы принесли с Афона не только назидание нашим священнослужителям, монашествующим, но и точную копию одной из величайших святынь вашего монастыря, икону Божией Матери «Отрада или Утешение». Из истории, как я понял, эта икона предостерегла братьев монастыря от нападения пиратов. Могли бы Вы что-то сказать белорусам? Может, о чем-то предостеречь их? Пиратов сейчас нет, но, наверное, опасности остались.

—?То, что мы хотели напомнить нашим братьям-белорусам —?чтобы они не забывали о спасении своей бессмертной души, чтобы не забыли свое православное «Я».

Быть может, сегодня Беларусь находится в бедности, и некоторые внешние факторы, в том числе экономические, ее подавляют… Но белорусы должны стоять на высоте, потому что имеют богатство православной духовности. Если они опытно живут Православием, будут сильными в войне —?смогут наступать и на скорпионов, и на змей, и на всякую вражескую силу (ср. Лк. 10:19). Это должны осознать хорошо. Нужно на высоте держать Православие и надеяться на Живого Бога, потому что Христос может и из камней воскресить, сделать, потомков Авраама (ср. Мф.3:9, Лк. 3:8). Небесный Отец питает и тех птиц небесных, которые не сажают и не жнут (ср. Мф. 6:26).

Это надо держать в сердце. Тогда все проблемы преодолеваем.

Старец Паисий Святогорец, современный святой, говорил: «Для Бога нет безвыходных положений». В это мы должны верить.

—?Вы встречались с представителями власти: с губернаторами, с депутатами нашего парламента,… К сожалению, не все люди, наделенные властью, придерживаются Евангелия или взглядов, близких к нему.

—?Во-первых, мы встречаемся с теми, кто нас приглашает. Мы не преследуем целей встретиться с тем или с другим. Всем хотим помогать.

Экономическая проблема —?это продолжение духовного кризиса. Мы, как духовные люди, беспокоимся об этом и молимся об этом.

—?Большая часть депутатов нашего Парламента проголосовала за законопроект о репродуктивных технологиях, который позволяет совершать эксперименты над эмбрионами, экстракорпоральное оплодотворение. И эти люди хотят с помощью таких способов преодолеть демографический кризис. Верна ли эта позиция?

—?Нас спрашивали об этой теме. Я сказал, что Церковь всегда современна в своих духовных рамках. Мы не против совершенных технологий, мы не против искусственного оплодотворения, но с поправкой… Не надо сажать 10 яиц в чрево женщины, а потом выбрасывать ненужные 7.

Не можем сперму чужого мужчины сажать в утробу женщины. Знаете, какие проблемы появятся… Когда вырастает ребенок и понимает, что его отец?—?не его отец… То есть нужна и разумность, и те врачи, которые такими делами занимаются, должны иметь в виду и позицию Церкви.

—?Достоевский говорил, что борьба добра и зла совершается в сердце человека. В Полоцке мы видели наглядный пример, когда женщина подошла под благословение, и проявилась эта сущность, которая пытается завладеть ее сердцем. Как с этим бороться?

—?Есть люди, которые подвержены влиянию бесовской энергии. Некоторые не понимают, говорят, что бесы —?это олицетворение зла. Это не так. Они конкретные злые духи. Как ангелы являются посылаемыми духами для тех, кто должен наследовать жизнь, есть и конкретные злые духи, которые влияют на людей и часто овладевают ими.

—?Что касается конкретно этой женщины: у нее есть шанс избавиться от этой сущности?

—?Конечно, у каждого человека в Церкви все возможно. Сейчас мне по телефону сказали Ватопедские отцы, которые сопровождают Святой Пояс Божией Матери, что в Ростове приводили много бесноватых, которые кричали: «Сжигайте, сжигайте нас!». Бесноватые могут исцеляться. Есть у нас опыт того, что перекрещивали таких людей Святым Поясом.

Принесение Святого Пояса —?великое событие для России. Как говорили нам представители власти, таких событий не помнит страна.

—?Может ли стать принесение событием и в Беларуси, и какие условия для этого требуются?

—?Во-первых, нужно приглашение местной Белорусской Церкви. У нас есть и другие приглашения, которые долго ждут. И владыка Вениамин нас спрашивал об этом. Если Бог изволит, то все возможно.

—?В Беларусь католики пригласили папу Римского. Можно Вас спросить об этом?

—?Это само собой разумеется, что католики Беларуси пригласят не Вселенского православного патриарха, а папу Римского. Это их дело. Не будем комментировать.

—?Отец Ефрем, как Вы видите белорусскую молодежь? Есть ли у нее стремление быть православной? В Витебске, в университете, Вы встречались с аудиторией, в целом, невоцерковленной. Но даже эта аудитория на слова «Христос воскресе!» ответила: «Воистину воскресе!».

—?Не может человек без духовных интересов прийти на собрание в церкви. Они ищут утешения.

—?Мой друг, который живет в Сербии, в Белграде, хочет приехать в Беларусь только потому, что ему кажется, что здесь лучше условия для жизни православных мирян. Очень много людей из Москвы хотят приехать по этой же причине. Какими Вы увидели условия в Беларуси для жизни мирян? Или по-евангельским заповедям можно жить везде?

—?Я увидел, что ваша страна миролюбивая. Это особенное благословение Божией Матери.