Встреча в приходе храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

Встреча с прихожанами, учащимися и преподавателями
школы катехизаторов
X

Отец Ефрем: Я действительно очень рад, что нахожусь вместе с вами. И в эти минуты, когда мы с вами общаемся, совершается и другое таинство — прикладывание к чудотворной иконе Божией Матери в храме.

Много духовных вестей таинственно может получать каждый член Святой Церкви. Есть духовные вести, сообщения, которые передаются молчанием. Некоторые духовные сообщения передаются словом.

Во время нашей встречи в храме совершается таинство молчания. Потому что каждый, кто прикладывается к иконе Божией Матери, невыразимым и тайным образом получает от Нее какое-то сообщение духовное. Весть о надежде, весть утешения, весть терпения. Приходит человек скорбящий и утомленный к иконе Божией Матери и уходит от Нее радостный, в ином, лучшем виде уходит от Нее, прославляя имя Богородицы.

А в этом зале словом передаются духовные сообщения.

И говорят святые отцы, что одно из самых больших доказательств того, что человек любит Бога — это то, что он жаждет и Его слова.

На нас очень большое впечатление оказали благоговение и благочестие белорусского народа. Белорусская Церковь много лет терпела, пережила трудные годы, и сегодня опять является свидетельством Иисуса Христа. Святая Гора Афон — это часть Греческого государства, но в свои объятья берет все Православие.

Святая Гора Афон является особенным местом молитвы, местом, где монах находится наедине с Богом, местом, которое видело и слышало воздыхания многих друзей Бога. Эти же воздыхания возносились Богу и нашей Игуменьей Богородицей за всю вселенную.

Святая Гора и ваша, поэтому и приезжаем сюда, чтобы сказать, что мы вместе с вами находимся, что мы интересуемся вами, чтобы сказать, что мы молимся о вас, чтобы принести вам надежду-благодать, чтобы сказать, что Бог пребывает вместе с вами, что Бог заботится о вас и печется о ваших семьях. И может быть сейчас бедна ваша страна, и многими пренебрегается, но есть у нее великое богатство — Православие и благодать Духа Святого.

Мы — те, которые ничего не имея, всем обладаем. Нету, знаете, дорогие, большей чести и большей привилегии, чем быть членом Православной Церкви.

Нету большего величия, чем то, что является человек крещеным во имя Святой Троицы и причастником божественных таинств. Нету большей чести и достоинства для человека, чем быть членом Церкви и быть потенциально чадом Божиим и богом по благодати, вкушая всех благ Божества.

У нас было благословение особенное Божие, и сподобились мы расти у добродетельных старцев. С одной стороны, это благословение, но, с другой стороны, — великая ответственность. Мы видели, что это были люди, которые не имели ничего собственного, ничего никогда не делали ради себя, никогда не возжелали ничего для себя, но следовали только за Богом. И принесли в жертву самих себя ради Бога и ближнего, и стали сосудами рассудительности и мудрости, наполнились великой силой и дерзновением в своих молитвах перед Богом.

Вспоминаю моего духовного отца старца Иосифа Ватопедского. Он очень сопереживал всем людям. Однажды мы работали вместе в саду, и в один момент старец Иосиф говорит: «Я сейчас должен уйти, потому что получил известие о том, что одна из моих духовных чад страдает — я должен подвизаться в молитве. Это старец, которому была дана икона Божией Матери «Всецарица». Была дана эта икона именно ему, потому что он не мог произнести имя Божией Матери, не пролив много слез. У него была особенная любовь к Богородице. Всецарица ему много чудес совершила. И хотя в Ватопеде 7 чудотворных икон, из которых 6 очень древние, каким-то тайным образом Всецарица, которая была личной иконой старца, сама прославила себя во всем мире. Во всем Православии эту икону чтут особенно, во всех Церквях. Есть очень много списков этой иконы, которые множества чудес совершают в России. Однажды ее бумажный список воскресил мертвого ребенка в Москве.

Во время наших встреч самая великая святыня нашего монастыря — честной Пояс Божией Матери — обходит Российскую Федерацию: путешествует по ней, утешает народ, подает силы народу, подает радость тем, кто к нему прикладывается… Очереди — сообщают мне отцы, которые его сопровождают,  — иногда достигают 10 километров. А есть люди, которые до 17 часов стоят в очереди.

Почему я вам это говорю, братья и сестры? Чтобы выразить и представить вам величие и красоту Православия.

Живем мы в Православной Церкви. Она — наша слава и богатство, наша гордость, наша радость, надежда и упование. И вы, которые являетесь преподавателями, иконописцами, певчими или другими активными членами Церкви, — держите всегда на высоте православную веру. И живите в Церкви, соблюдая все предписания Церкви и внимая своей личной жизни. И чтобы подвигом вашим, верой вашей, жизнью вашей привлекали благодать свыше.

Сегодня по дороге в этот зал, в коридоре, видел я портреты. И сказали мне, что это все те, которые отдали свою жизнь за Христа. То есть, братья, вся та земля, по которой мы ступаем, полна крови мучеников, преподобных и исповедников.

И так, как они являются силой Церкви, поэтому всегда при освящении храма в святой престол кладутся святые мощи мучеников, чтобы показать, что эти святые мощи, то есть святые, являются основой, началом и концом, альфой и омегой для Церкви, ее силой. У нас один только долг — полюбить Бога. И наш долг, чтобы жизнь наша была жизнью человека, благодатью просвещенного.

К сожалению, в средствах массовой информации, выдвигаются, рекламируются только люди-деятели искусства, певцы, академики, артисты,… Но никогда не показывают и не выдвигают святых. Никто из них по-настоящему не ценен: ни академик, ни актер, а ценен человек, который является другом Божиим и есть сила у его молитв. Поэтому вы, вашей праведной жизнью, свидетельствуете, что значит благодать, что значит свыше получаемая сила, что значит Церковь. Душа, в которой есть благодать, — это совершенная и цельная личность. Есть у нее сила духовная. И такие люди — один может побороть тысячу, а два — десятки тысяч.

Мы были в монастыре преподобной Евфросинии в Полоцке. Приложились к ее честнейшим мощам, почувствовали ее благодать. И увидели, что эта женщина, так как была полна благодати, возродила всю родину. И не только тогда, при своей жизни, возродила родину, но и сейчас вдохновляет всех и восседает на престолах сердец членов Церкви. В таких духовных базах нуждаемся сегодня. Они нам обеспечивают духовный успех.

И когда вы продолжаете жить в Церкви, вы, со временем, становитесь украшением и опорой Церкви. И, как благодатные люди, начинаете прославлять Имя Бога. А через вас будет прославляться и род ваш. И ангелы будут хвалить наше присутствие в Церкви. И будем свидетельствовать об истине не только путем умной, благословенной молитвы, но и сами будем говорить всем то, что мы видели своими глазами, то, что мы слышали своими ушами и до чего руки наши дотрагивались — и только то говорим, и только то передаем (ср. 1 Ин. 1:1).

Владыка Вениамин: Благодарим, отец Ефрем, за проникновенное горячее слово, которое понятно нам: сердце сердцу, даже без перевода.

— Отец Ефрем, что значит «правильное осознание своей греховности»? Как оно совместимо с понятием человеческого достоинства?

— Человек смиренный, когда он чувствует свою греховность. Но это чувство смирения от греховности — это не чувство неполноценности своей, а чувство духовного благородства. Потому что хотя и видим, с одной стороны, греховность нашу, но с другой, видим и благодать, которая восполняет наши немощи и недостатки.

Принц Чарльз из Англии, когда приехал к нам в монастырь, мне сказал: «Мы, англичане, считаем смирение комплексом неполноценности». Не могут понять истинного смысла смирения. Смиренные ни неполноценные. Смиренный — тот, кто облачен в благодать, потому что благодать смиренным дается. А благодать потом совершенствует человеческую личность.

— На что обращать внимание при воспитании детей в современном обществе?

— Во-первых, о детях молитесь. И пока еще маленькие дети, говорите им, чтобы с 6-7 лет уже исповедовались. И чтобы приступали еще и раньше: чтобы часто причащались. Потому что душа, которая с малых лет вкусила благодать, если даже, став подростком, будет отдаляться от Бога: раз эта душа уже вкусила в детстве благодать, сделает круг и все-таки вернется.

— Посоветуйте, пожалуйста, как найти духовного отца? И скажите слово руководства ко спасению человека в наши дни.

— До сих пор я слово спасения говорил в современном мире. О духовнике вас возвестит ваше сердце. Найдете человека, который будет вас удовлетворять и будете следовать ему духовно. Это похоже на то, как мы находим себе врача сердца, глаз и так далее.

— В современном обществе сильны апокалептические настроения. Как следует к этому относиться?

— Каждый христианин должен быть бодрствующим. Бодрствуйте, — говорит Господь, — и молитесь, чтобы не войти в искушение (ср. Мф. 26:41).

И молитесь, больше молитесь, потому что во всем мире трудно обстоят дела. Я о датах сказать ничего не могу. У меня таких извещений нет. Некоторые говорят даты… Я даты не могу сказать, но внутри чувствую беспокойство. Молитесь.

Молитесь, потому что грех уже соделывается в страшных масштабах.

Первый раз, только в XXI веке противоестественные сожительства представляются уже как естественные. Куда все это пойдет? Чем все это закончится? В некоторых европейских странах узаконили браки между гомосексуалистами, и разрешили им усыновлять детей. Куда пойдет все это?

— Как привести в храм родителей и сочетать все это с послушанием невоцерковленным родителям?
— Подчиняться надо Богу больше, чем людям.

— Как узнать волю Господа о себе?
— Спрашивайте духовных отцов.

— Сейчас Греция охвачена экономическим кризисом. Каковы его основные причины, с Вашей точки зрения?
— Причины духовные. И мы несем епитимью. Потому что Греция была единственной православной страной на Балканах, свободной от всех атеистических, коммунистических движений. К сожалению, несмотря на это, Греция сегодня пренебрегает Церковью и духовной жизнью. И поэтому эта епитимья справедлива.

— Можно ли добиться бесстрастия в миру?
— Конечно, если будем жить внимательно. Нужно внимание только. Что говорит современный святой Иустин Попович? «Ты учитель — стань святым учителем. Преподаватель — стань святым преподавателем. Музыкант — святым музыкантом. Пономарь — святым пономарем» и так далее. Тайна для нас, как Бог ставит каждого человека в обществе: на какую работу и на какое место.

— Как почувствовать границу между человеколюбием и человекоугодием?
— Когда даем милостыню по хорошему расположению, может быть иногда и вкрадывается в нас человекоугодие. Но если расположение у нас действительно хорошее, со временем мы это преодолеем.

— Что Вы скажете насчет компьютеров?
— Прекрасная вещь. Но будьте осторожны, куда лазите, на что смотрите. Если человек — пленник компьютера, тогда это очень плохо. Вообще я не разбираюсь в этом, даже напечатать ничего не могу.

— Существует ли наследственная склонность ко греху и порочной жизни? Возможно ли ее преодолеть у усыновленного ребенка? И позволяете ли Вы усыновление детей?

— Есть наследственная склонность и к непорочности, и есть наследственная склонность к излишней половой жизни. Благодать может все изменить и искоренить.

Если усыновляет кто-нибудь ребенка — это неплохо. Хотя и там появляются определенные проблемы. Иногда слышу, что дети, когда они взрослеют и узнают, что они не действительные сыновья и дочери, восстают против родителей. Но то, что самое важное и хорошее в этом — это, во-первых, у родителей исцеляется психологическая травма, что они не могут стать родителями. А, с другой стороны, что ребенок оставленный может расти нормально, как нормальный человек.

— Что делать человеку, который не чувствует призвания к монашеству, но в то же время его личная жизнь не устраивается? Спрашивающему 34 года.
— Если нету призвания монашества, пусть выходит замуж или женится. У нас есть пословица: «Стань монахом молодым или женись молодым».
Если не может, говорю: «Должен смочь».

— Как узнать своего будущего спутника жизни?
— Бог нас известит об этом тайным путем.

— Как вы относитесь к популярному сейчас лозунгу «Православие или смерть»?
— Прекрасная вещь. Действительно, Православие — это жизнь, без Православия нет жизни, и в Православии становимся совершенными людьми по сути. А если некоторые люди используют этот лозунг в своих целях, это другая тема. Мы пользуемся этим выражением правильным путем.

— Как бороться с унынием?
— Молитвой, в основном. И занимайтесь Иисусовой молитвой. Первый плод Иисусовой молитвы — это радость.

— В православной семье крещение лучше принимать в младенчестве или в зрелом возрасте?
— Самое лучшее, чтобы крестились младенцами, чтобы не лишались Святого Причастия. Как один глупый отец в Греции говорит: «Я не крещу своих детей, пока им не будет 18, и не решат этого сами». Немножко «рассеянным» он был.

— Сын погибает от пьянства. Говорит, сам брошу пить. Я ему говорю: «Сам не бросишь, без помощи Божией». Я молюсь за него, но молитва моя слабая. Что посоветуете?
— Говорите другим, чтобы и они молились. К сожалению, пленность алкоголю — очень большое зло. И этой страсти придаются те, у которых нет утешения благодатью.

—  Отец Ефрем, на что бы Вы посоветовали обращать особое внимание тем, кто учится в наших духовных заведениях?
— Чтобы были осторожны со грехом. Грех унижает и оскорбляет человека. Поэтому просим Господа на каждом богослужении: «Сподоби, Господи, безгрешно провести день или ночь».

— Что Вы скажете о личном номере у нас в паспорте и о карточках, которые будут скоро выдавать нам с регистрационными номерами?
— Может не совсем хорошие карты и паспорта, но это не то, от чего должны отречься однозначно. Хотя священный Кинот со Святой Горы советует карту гражданина не принимать, потому что этим пренебрегают полностью человеческой личностью.
Я слышал, что в одном монастыре не допускают к причастию тех, которые приняли этот паспорт или карту. Это не правильно. Это не отречение от Христа. Там, в апокалипсисе, говорится ясно: печать на руке и на челе (ср. Откр. 13:16, 14:9, 20:4).

— Вопрос матери: Как привести взрослых детей в храм?
— Не говорите им много о Боге, потому что им это надоедает, подросткам особенно. Будем много говорить о них Богу, будем молиться о них.

— Как часто можно причащаться?
— Зависит от духовного состояния человека. Насколько присуща ему чистота. Если нет у человека смертных грехов, может причащаться очень часто. Особенно распространены сегодня плотские грехи. Если таких нет, может причащаться часто…

— Со смирением плохо. Как победить гневливость?
— Благодатью Божией. Очень помогает добродетель самоукорение. Самоукорением умягчается человек, и когда умягчается сердце, тогда приходит и дух кротости.
Потому что гнев, по сути, — это беснование легкое.

— Можно ли разводиться, если муж пьет?
— Я предпочитаю, чтобы Вы его терпели. Кто отталкивает один крест, получает вдвое тяжелый.

— Можно ли уходить в монастырь, если родители против? Они не воцерковленные, а духовник благословляет.
— Как раз тогда и должны идти. Не будем их спрашивать. Один человек пришел ко мне и просил меня убедить своего сына не венчаться с девушкой, которую не принимала его жена. Я ответил ему, что если сын хочет с ней венчаться, я не имею права вмешиваться. То есть совершеннолетний принимает решение в своей жизни сам. У родителей все-таки второстепенное место.

— Дайте, пожалуйста, совет, как преодолевать трудности молодому христианину, учащемуся в вузе, где на него смотрят, как на белую ворону?
— Чтобы не боялся, не трусил и не уступал. Чтобы он влиял на других, а не другие на него. И не бойтесь говорить, что веруете в Бога. Мы — люди Бога — не боимся ничего. Что бродяги и люди двора будут на нас влиять?

— Очень смущает история из Деяний, в которой повествуется о том, как двое супругов упали замертво, после того как апостол Петр обличил их в том, что они оставили себе часть проданного имения (см. Деян. 5:1-11). Как это понимать в духе любви?
— Это cделали апостолы, потому что тогда было начало Церкви и закладывался Ее фундамент. И должен был этот фундамент быть чистым. И чтобы показать нам, насколько плохая вещь себялюбие, лицемерие и сребролюбие.

— Как распространять православную веру служащему в православном храме среди неверующих людей?
— Правильной вашей жизнью.

— Как сохранять душевный мир в условиях суеты?
— Молитесь постоянно. Мир — не отсутствие войны, а присутствие Бога в наших сердцах.

— Достаточно ли спасать свою душу молитвой и хорошими делами?
— Как говорил Апостол: Кто весь закон сохранил, а в одном согрешил — виновен перед всем законом (ср. Иак. 2:10). Должны делать все возможное в выполнении заповедей. Не частичное послушание заповедям Божиим, а всестороннее. Не может человек делать добрые дела, причащаться, исповедоваться и этим спастись. Поэтому пусть у вас будет духовный отец, с которым будете советоваться и будете спрашивать его обо всем.

— Может ли спастись женщина, принесшая покаяние за сделанные в юности аборты?
— Сколько бы вы грехов ни делали, и каких страшных бы ни делали, милость Божия выше всего. Прикладываемся на иконах к таким людям, которые были убийцами. Сейчас они покаявшиеся и освященные, убийцы бывшие.

— Умер мой духовный отец. Нужно ли искать другого?
— Само собой разумеется.

— Когда Иисус ходил по земле, он отзывался на просьбы, мольбы, с верою приносимые о болезнях близких. Что изменилось сейчас? Почему Он не так скоро отзывается, как в Евангелии?
— Потому что у нас веры не хватает. Поэтому должна увеличиться наша вера. Мы такие тепло-хладные…

— Можно ли молиться за многих, когда самой трудно?
— Что можете — делайте. Сколько можете.

— Как быть со смирением, если ты на руководящей должности?
— Это не значит, что управляющие не должны быть смиренными. Как раз, в первую очередь, они должны быть смиренными и потом все другие.

— Я работаю со светской молодежью: с верующими, скептиками, откровенными атеистами,… Чтобы Вы сказали о такой «разношерстной», разнообразной группе?
— Будете говорить в таких обществах, передавать Слово Божие. Не знаете, как оно подействует. Вы духовные сообщения передавайте всем.

— Внучка ленится учиться. Что Вы посоветуете?
— Скажите ей, чтобы проснулась.

— Мы хоть и венчаны, мой муж в храм заходит — и выходит, не причащается. Я молюсь за него, но с места сдвинуть никак не могу. Он у меня очень хороший.
— Молитесь, чтобы просветился духовно свыше. Кто-то получает сперва 2 балла, потом 4, 5 и так далее. Есть люди, которые мечтают ходить в храм. Хотя бы свечки зажигает ваш муж — и за то слава Богу!

— Есть такое явление, как гражданский брак. То есть сожительство без росписи, без церковного таинства. Почему православные так сейчас поступают?
— Гражданский брак — не брак. Должно совершиться таинство венчания и тогда ваше сожительство будет иметь духовную основу.

— Как поступать женщине, у которой ребенок родился в незарегистрированном браке?
— Должна сохранить ребенка, его воспитать и вырастить. Молодец, что не сделала аборт и не убила своего же ребенка.

— Как должен выглядеть распорядок дня православного мирского человека? Какие правила он должен соблюдать?
— Нужно молиться утренними молитвами, вечерними. Каждое воскресение идти на Божественную литургию, поститься по средам и пятницам. Сейчас начинается Рождественский пост. Поститесь, исповедуйтесь и тогда не далеко от вас Царство Божие. Изучайте Слово Божие.

— В наше время в мире подается очень много информации и не самой лучшей. Как можно новоночальному христианину противостоять этому воздействию информации?
— Не много значения придавайте всему этому. Журналисты делают все более трагичным.

— Как более Христовым стать в наше время, когда рядом ссорятся и не стремятся к духовному?
— Вы ссорьтесь меньше. И со временем преодолеете эти трудности. И жен не бейте.

—  Что делать, когда есть исповедание грехов, но нет покаяния?
— Вы исповедуйтесь, и покаяние придет со временем. Один человек приходил ко мне и когда исповедовался смеялся. Я ничего ему не говорил, но пришел час, и он исповедался со слезами.

— Некрещеный человек попадает ад. Можно ли вымолить его из ада? Он еще жив. Как можно помочь ему придти к вере?
— Христос говорит: Кто крестится и верует, тот спасется (Мк. 16:16). Родился человек в мусульманском мире —?Бог будет судить его согласно его совести. Христос говорит о безопасной дороге, которая ведет ко спасению. Остальное все в руках Божиих. [Тут, похоже, неточность перевода: вне православия нет спасения. См., например, проповедь иерея Даниила Сысоева. Торжество Православия. О ереси. Чин анафематствования (примерно на 13 мин.). или вот краткий ответ свт. Игнатия (Брянчанинова) на вопрос спасения в других религиях:

“Тогда только вера свята и истинна, когда она  вера в святую Истину, когда она  вера, принесенная на землю вочеловечившеюся Божественною Истиною, Господом нашим Иисусом Христом. Всякая другая вера, кроме веры в святую Истину, есть суеверие. Плоды суеверия погибель. Такая вера осуждена Богом: ею веруют идолопоклонники в своих кумиров, мусульмане в лжепророка Магомета и Коран, еретики в свои богохульные догматы и в своих ересеархов, рационалисты в падший разум человеческий. Ею будут веровать в антихриста его последователи”.]

— Как молиться за раскольника?
— Будем за него молиться, но только не на Божественной литургии. На Божественной литургии только членов Церкви поминают.

— Можно ли ожидать, что Пояс Пресвятой Богородицы когда-нибудь посетит Беларусь?
— Может быть, если Бог захочет. В будущем, если будет воля Божия, приедем. В Россию нас 6-7 лет приглашали, но смогли привезти только сейчас. Пояс и слепых исцеляет, и бесплодие,… Я уверен, что со временем будем узнавать о еще больших чудесах.

— Как правильно православному человеку выбрать профессию? Он очень волнуется, чтобы не ошибиться.
— Пусть помолится и посмотрит потом, в чем воля Бога. И знаете, нет человека, который доволен своей профессией полностью. И поэтому все ждут пенсии.

[Все смеются.]

Интервью информационному порталу sobor.by

Аудио тут: X

— Отец Ефрем, за несколько дней Вы проехали если не всю Беларусь, то, наверное, половину нашей страны, посетили основные духовные святыни: Полоцк, Витебск, Жировичи, Минск. У нас уже у самих голова идет кругом, мы устали, а как не устаете Вы? Это монашеский образ жизни?

— Я привык так жить. В монастыре и отцов много, есть и паломники, которые хотят со мной встретиться, и дела монастыря… Когда человек это делает ради ближнего, тогда и Бог ему помогает (между нами говоря).

Программа здесь насыщенная и нелегкая, но человек отдыхает, когда видит жажду людей духовную, интерес народа, любовь к Святой Горе…

— Встретилось ли Вам что-то, напоминающее Святую Гору? Когда Вы были в Жировичском монастыре, Вы отметили, почувствовали нечто, похожее на облако благодати Божией Матери. Многие люди поймут, что это образные слова. Так ли это? Или это некая реальность?

— В Жировичах Богородичная благодать, живая благодать Божией Матери. Видимо это из-за того, что это единственный монастырь, который не закрывался.

Каждый монастырь напоминает Святую Гору. Мы, святогорцы, радуемся, когда ездим и посещаем приходы, но быть в монастырях нам особенно приятно, это наше предпочтение, наши покой и отдых.

Согласно святым отцам, монашество и монастыри были прибежищем народа Божиего. И, у кого сегодня здоровый образ мышления, туда смотрят и надеются на монашество. Старец Паисий говорит: «Нашу родину ни британские, ни американские базы не спасут, а спасут духовные базы — те, которыми являются монастыри».

— Чем Вам запомнилось посещение города Витебска?

— Святая Гора — некая духовность. Может быть, место безмолвия. Но святогорцы, старцы, всегда сходили со Святой Горы, чтобы передать народу Божиему весть об истине. Своим присутствием передавали жизненный опыт людям. Так было издревле, это делается и сегодня. Хотя Святая Гора — неотъемлемая часть греческого государства, не смотря на это, место вселенское и принадлежит всему Православию. И когда нас просят слова… (Церковь Белорусская нас просила очень настойчиво, и я с удовольствием приехал.) Не можем не свидетельствовать о том, что видели и что слышали от святых старцев. О том, о чем они нас наставляют. О том предании, которое мы держим. Потому что Святая Гора — это место, которое со времен преподобного Афанасия Афонского и до того времени, как все было установлено и построено, не прекращала своего существования ни на один день. Существует непрерывное предание, которое держим благодатью Божией Матери. Это не только традиция святоотеческого предания, а традиция предания всей Православной Церкви, которое мы обязаны передать и принести тому, кто жаждет неподдельной жизни в Церкви.

— Вы принесли с Афона не только назидание нашим священнослужителям, монашествующим, но и точную копию одной из величайших святынь вашего монастыря, икону Божией Матери «Отрада или Утешение». Из истории, как я понял, эта икона предостерегла братьев монастыря от нападения пиратов. Могли бы Вы что-то сказать белорусам? Может, о чем-то предостеречь их? Пиратов сейчас нет, но, наверное, опасности остались.

— То, что мы хотели напомнить нашим братьям-белорусам — чтобы они не забывали о спасении своей бессмертной души, чтобы не забыли свое православное «Я».

Быть может, сегодня Беларусь находится в бедности, и некоторые внешние факторы, в том числе экономические, ее подавляют… Но белорусы должны стоять на высоте, потому что имеют богатство православной духовности. Если они опытно живут Православием, будут сильными в войне — смогут наступать и на скорпионов, и на змей, и на всякую вражескую силу (ср. Лк. 10:19). Это должны осознать хорошо. Нужно на высоте держать Православие и надеяться на Живого Бога, потому что Христос может и из камней воскресить, сделать, потомков Авраама (ср. Мф.3:9, Лк. 3:8). Небесный Отец питает и тех птиц небесных, которые не сажают и не жнут (ср. Мф. 6:26).

Это надо держать в сердце. Тогда все проблемы преодолеваем.

Старец Паисий Святогорец, современный святой, говорил: «Для Бога нет безвыходных положений». В это мы должны верить.

— Вы встречались с представителями власти: с губернаторами, с депутатами нашего парламента,… К сожалению, не все люди, наделенные властью, придерживаются Евангелия или взглядов, близких к нему.

— Во-первых, мы встречаемся с теми, кто нас приглашает. Мы не преследуем целей встретиться с тем или с другим. Всем хотим помогать.

Экономическая проблема — это продолжение духовного кризиса. Мы, как духовные люди, беспокоимся об этом и молимся об этом.

— Большая часть депутатов нашего Парламента проголосовала за законопроект о репродуктивных технологиях, который позволяет совершать эксперименты над эмбрионами, экстракорпоральное оплодотворение. И эти люди хотят с помощью таких способов преодолеть демографический кризис. Верна ли эта позиция?

— Нас спрашивали об этой теме. Я сказал, что Церковь всегда современна в своих духовных рамках. Мы не против совершенных технологий, мы не против искусственного оплодотворения, но с поправкой… Не надо сажать 10 яиц в чрево женщины, а потом выбрасывать ненужные 7.

Не можем сперму чужого мужчины сажать в утробу женщины. Знаете, какие проблемы появятся… Когда вырастает ребенок и понимает, что его отец — не его отец… То есть нужна и разумность, и те врачи, которые такими делами занимаются, должны иметь в виду и позицию Церкви.

— Достоевский говорил, что борьба добра и зла совершается в сердце человека. В Полоцке мы видели наглядный пример, когда женщина подошла под благословение, и проявилась эта сущность, которая пытается завладеть ее сердцем. Как с этим бороться?

— Есть люди, которые подвержены влиянию бесовской энергии. Некоторые не понимают, говорят, что бесы — это олицетворение зла. Это не так. Они конкретные злые духи. Как ангелы являются посылаемыми духами для тех, кто должен наследовать жизнь, есть и конкретные злые духи, которые влияют на людей и часто овладевают ими.

— Что касается конкретно этой женщины: у нее есть шанс избавиться от этой сущности?

— Конечно, у каждого человека в Церкви все возможно. Сейчас мне по телефону сказали Ватопедские отцы, которые сопровождают Святой Пояс Божией Матери, что в Ростове приводили много бесноватых, которые кричали: «Сжигайте, сжигайте нас!». Бесноватые могут исцеляться. Есть у нас опыт того, что перекрещивали таких людей Святым Поясом.

Принесение Святого Пояса — великое событие для России. Как говорили нам представители власти, таких событий не помнит страна.

— Может ли стать принесение событием и в Беларуси, и какие условия для этого требуются?

— Во-первых, нужно приглашение местной Белорусской Церкви. У нас есть и другие приглашения, которые долго ждут. И владыка Вениамин нас спрашивал об этом. Если Бог изволит, то все возможно.

— В Беларусь католики пригласили папу Римского. Можно Вас спросить об этом?

— Это само собой разумеется, что католики Беларуси пригласят не Вселенского православного патриарха, а папу Римского. Это их дело. Не будем комментировать.

— Отец Ефрем, как Вы видите белорусскую молодежь? Есть ли у нее стремление быть православной? В Витебске, в университете, Вы встречались с аудиторией, в целом, невоцерковленной. Но даже эта аудитория на слова «Христос воскресе!» ответила: «Воистину воскресе!».

— Не может человек без духовных интересов прийти на собрание в церкви. Они ищут утешения.

— Мой друг, который живет в Сербии, в Белграде, хочет приехать в Беларусь только потому, что ему кажется, что здесь лучше условия для жизни православных мирян. Очень много людей из Москвы хотят приехать по этой же причине. Какими Вы увидели условия в Беларуси для жизни мирян? Или по-евангельским заповедям можно жить везде?

— Я увидел, что ваша страна миролюбивая. Это особенное благословение Божией Матери.

 

На главную