Встреча с преподавателями и слушателями Академии последипломного образования

Отец Ефрем: Чувствую большую радость, что встретился с вами. Во-первых, хочу похвалить сотрудничество Академии последипломного образования с Церковью. Наше присутствие здесь — одно из доказательств того, что мы поощряем и благословляем это ваше сотрудничество. Мы, святогорцы, может быть, отдаляемся от мира, но делаем это не потому, что отвращаемся от мира. Мы уединяемся для того, чтобы помочь более существенно миру нашей молитвой с болью, нашим постоянным служением Богу. Поэтому и приехали сейчас к вам, чтобы сказать вам, что мы рядом с вами. И что у нас болит сердце о преуспевании людей, народов, особенно православных народов, какими являетесь и вы.

Сегодня мы уже видим, какие плачевные безуспешные плоды у европейской культуры образования. Видим, с одной стороны, как увеличивается число молодых людей, которые тянутся к наркотикам и полностью теряют лицо человека, личность. С другой стороны, видим, насколько велико по сравнению с этой культурой Православие.

Недавно только узнал, что в гимне вашего народа поется, что вы люди мирные. Действительно, вы самый миролюбивый народ в мире. Хотя есть у вас постоянная невидимая война, борьба, с большими державами, которые хотят постоянно унизить, уменьшить значение вашей страны.

К сожалению, существует экономический кризис у вас. Но все это сможете преодолеть, если будете создавать правильных граждан.

Для нас, православных святогорцев, является правильным гражданином не «хороший, добрый, честный гражданин», как говорили в античной Греции. Правильный гражданин — тот, кто знает Бога.

Мы, которые сегодня живем на Святой Горе Афон, может быть не те, кем должны были бы быть. Знаем мы людей святых. И наши руки дотрагивались, и мы своими глазами видели, что значит, и какое величие и красота у освященного и освятившегося человека.

Весть, сообщение духовное, которое мы хотим вам передать — это то, что должны вы по достоинству оценить величие и богатство духовного человека. А когда говорим о духовном человеке, не имеем в виду ни деятеля искусств, ни академика, ни актера, а человека, который имеет Бога внутри себя. И таким становится человек в лоне Церкви. И когда мы говорим о Церкви, мы не говорим о тех, кто носит рясу — клириках, — а имеем в виду тайное Тело Христа. Тайное место, в которое приходит человек и может стать причастником Святого Духа.

Один человек мне жаловался о непоследовательности, неточности жизни некоторых клириков. Я ему ответил, что во всех отраслях жизни, во всех деятельностях, есть люди, которые неправильно отвечают за свои обязанности. Но не можем отвергнуть науку медицину из-за того, что существуют плохие врачи. И поэтому не можем отвергать Церковь из-за того, что существуют некоторые, малочисленные, которые носят рясу, но не живут правильно.

Человек создан так, что у него есть тело и душа. Очень глубокое, великое богатство есть у человека — духовность. Человек полон эмоций. Он получает самые разные вести и сообщения духовные.

Святой Григорий Палама и многие другие отцы детально описывали нам людей, человеческую природу. Духовный человек — не мыслитель, в самом простом смысле этого слова. Духовная жизнь — это не размышление, не рационализм, не нирвана. Духовная жизнь — это постоянное общение с Богом через умную молитву, антологическое, существенное общение человека с Богом. И этого добивается человек, когда очищается его ум. И ум может очистить только благодать Святого Духа.

Однажды, будучи мирским, светским человеком, встретился со старцем Паисием Святогорцем (это современный святой). Он один из периодов своей жизни провел в монастыре Филофей (один из 20 монастырей Святой Горы Афон). И у него был старец — духовный отец — очень простой, но святой. У него не было ни лампы, ничего в своей кельи, и видел старец Паисий свет, исходящий от его головы. Видел, как свет иногда исходил, и свет светил, как солнце, и читал он книги ночами. И этот простой старец думал, что так бывает у всех, это обычно. Странное выражение у этого человека нетварной энергии было внешним проявлением чистоты его ума, что являлось даром благодати Святого Духа.

Незабываем один личный опыт того же старца Паисия, который он мне поведал в личной беседе, и я вам его сейчас поведаю.

Зимним вечером уходил он из одного монастыря Ставроникита в свою келью. И встретился по дороге с группой студентов из пяти человек. Они очень желали, буквально жаждали, встретиться со старцем, но не нашли его в своей комнате, а потом встретили его, случайно, в монастыре, и попросили на тропинке присесть и хотя бы немножко поговорить с ним. И старец увидел, что у студентов было много вопросов духовных. Завязали беседу и не заметили как стемнело. Старец говорит: «Идите быстро в монастырь, потому что закроют его, а я пойду в свою келью». До кельи, где он жил, надо было три четверти пути пройти еще. И, понимаете, что по дороге полностью стемнело. Вообще не видно было ничего. Была зима. Наталкивался он на какие-то кусты… «Наверное, — говорит, — в эту ночь я душу свою предам Богу, потому что этот холод мне не выдержать». И встал на колени, ожидая смерти. После молитвы видит свет, исходящий от него самого. Очень сильный свет. Дошел до кельи, и как только открыл дверь, свет исчез. [«Берегись, чтобы никогда не просить созерцания нетварного света или Божиих дарований и так далее, но лишь покаяния, которое принесет смирение, и тогда Благий Бог даст тебе то, что тебе нужно»,  — писал в своих письмах Паисий Святогорец.]

Зачем все это я вам рассказал? Чтобы сказать, насколько большие возможности дает Господь человеку, неограниченные. Настоящее образование какое? Чтобы мы передавали и учителям и ученикам ту весть, что основа всякого образования должна иметь духовные корни. Должны мы помогать понять, о чем говорил Христос: Ищите сперва Царства Божия и Его правды, а остальное приложится вам (ср. Мф. 6:33, Лк. 12:31).

Этими смиренными мыслями хотел поприветствовать вас, пожелать молитвенно вам, чтобы подавал вам Бог силу слышать, чтобы вы смогли и самих себя излечить духовно, и чтобы стали правильными учителями других. И чтобы не говорили потом вам ваши слушатели-ученики: «То, что нам говорил, почему ты сам не соблюдал?»

— Как возрастить в себе, в своих воспитанниках духовность?

— Во-первых, чтобы сами воцерковлялись правильно и следовали церков-ной жизни правильно. Когда, например, мы болеем — идем к врачу. Он дает нам лекарство и говорит: «Каждые 8 часов принимай эту таблетку». Если мы будем принимать таблетку каждые 15 часов, желанных результатов не будет. Поэтому мы должны иметь стабильную церковную духовную жизнь. Каждое воскресенье должны быть в храме.

Спрашиваю у некоторых паломников, которые приезжают к нам в Ватопед: «В церковь ходите?» «Иногда», — отвечают. Мне не нравится это. Нужно постоянное и стабильное участие в духовной программе, которая установлена Церковью. Тогда и сами станете духовными людьми, и тогда только ваше присутствие без слов будет вдохновлять учеников и подавать им хороший пример.

Учеников многих моих знакомых и учителей, и преподавателей, которые и как ученые, и как верующие хороши, спрашивал (нарочно): «Кто ваш лучший учитель?» И те отвечали, что их учителя. «Почему?», — спрашивал. «Не знаем, но у нас чувство такое, что он самый лучший», — отвечают. Потому что благодать и «по лицу их течет» (видна и в выражении их лица).

Не знаю, задавали ли вы себе вопрос: что значит выражение лица человека? Это могут быть нос, уста, щеки…? И у того, у кого нет глаз, есть выражение лица. Выражение лица — это внешнее выражение внутреннего — положительного или отрицательного — духовного состояния человека. У животного нет выражения лица, а у человека есть. Поэтому нам иногда нравится какой- то человек только по взгляду. Тело у всех одно и то же. У женщин одно, может быть, у мужчин — другое. Кто-то худой может быть, кто-то немножко полный… Но, несмотря на это, один по душе, а другой — нет. И это все по выражению лица определяем. Поэтому стяжайте, во-первых, духовность вы сами. И тогда преуспеете. Потому что волей или неволей, каждый учитель становится восприемником жизни учеников, их исповедником. Кто-то, при каких-то условиях, скажет вам и о своих проблемах. Иногда увидите ученика в меланхолии, увидите в грусти. Пойдете с ним (не будете тогда его уроки спрашивать) и расскажете о духовном опыте вашей личной жизни. И тогда вы становитесь учителями в самом первом и истинном смысле этого слова.

— В ситуациях, когда принимаешь решение важное, меняющее твою жизнь, как узнать, что это воля Божия, а не своеволие? Например, смена работы, уход в монастырь и так далее.

— Советуйтесь со специалистами этого дела, кем являются духовники. Никогда не будьте советниками самому себе. Василий Великий говорит: «Человек, который сам себе советник — сам себе враг».

— Существуют ли при монастырях приюты? Для кого? При каждом ли монастыре?

— На Святой Горе этого нигде нет. Потому что это место — киновия. Но в других монастырях: на материке и в России — много. Иногда монастыри вынуждены иметь и приют.

Мы 14 декабря текущего года в Афинах организуем концерт (вместе с инсти-тутом имени Максима Грека), на который пригласили воспитанников приюта «Отрада или Утешение», который создан при Свято-Никольском монастыре в Малоярославце. Это девушки от так называемых, незамужних женщин, которых оставили наркоманы-родители. Там 80 где-то детей, которых воспитывает монастырь, от самого малого возраста и до совершеннолетия. Они даже не знают, кто их родители. 20 из них приедут и будут выступать на концерте (часть концерта исключительно их).

— Как, по-Вашему, разумно сочетать материальное благосостояние и духовную жизнь?

— Когда у человека есть духовный образ мышления, и он духовно смотрит на события, тогда богатство ему не препятствие.

Иоанн Златоуст, впрочем, говорит, что богатство — это харизма, дар.

Например, у кого-то магазин одежды, а рядом с ним еще три магазина… И большинство клиентов проходят эти магазины и заходят именно к ним. Скажите, мановением Кого все эти люди заходят именно в этот магазин, а не к другим? И тот, кому Бог дает, должен какую-то часть, как милостыню, отдавать.

Смотрите, что сделал коммунизм. У них тоже были хорошие расположения: «У тебя 10 — дашь тем девяти, чтобы у всех было по одному».

А Евангелие что говорит: у тебя 10 — ты сам отдай девяти — Я тебя не вынуждаю. Нет пользы от того, что у нас у всех будет поровну, но будем враги друг другу. Дай ты сам, чтобы это было выражением любви к человеку.

Видите, Евангелие предает значение человеческой личности, поэтому говорят святые отцы: «Возлюбил брата — возлюбил Бога, упокоил брата — упокоил Бога».

Поэтому Евангелие — единственная религиозная книга, в которой написано, что и врагов должны любить (ср. Мф. 5:44, Лк. 6:27, 6:35, Рим. 12:20).

— У меня трое детей. Девочки. Когда они были маленькими, с удовольствием ходили в церковь: на исповедь, на причастие. Но когда они подросли, они больше стали любить мир, и отошли от Церкви.

— Не переживай. Душа, которая с малых лет вкусила благодать, может даже большой круг сделает из-за каприза какого-то, но вернется назад. Не бойся! Ты им о Боге вообще не говори. Много будешь о Боге говорить — им это надоест. А говори Богу много о них.

Не бойтесь, у каждого свой крест, свое испытание. Нет человека без креста и проблем.

Всегда вставайте на колени перед Распятым, и Он будет решать ваши проблемы. Преклоняйте колени перед иконой Божией Матери — большая сила у Ее молитв.

Говорит Христос: Если сын ваш попросит у вас рыбу — вы дадите ему змей? (ср. Мф. 7:9-10, Лк. 11:11-12). Вы, — говорит, — лукавые, делаете то, о чем просит вас сын. Насколько больше вас Небесный Отец сделает то же (ср. Мф. 7:11, Лк. 11:13).

 

 

на главную