Встречи в Институте теологии

Пресс-конференция c журналистами в Институте теологии

Аудио: X

Владыка Вениамин: …Это живое общение дало новый импульс, поддержало где-то ослабленные руки, утвердило колеблющихся и благословило всех участвовавших в этих встречах, уверенно, спокойно идти правильным путем в этой временной жизни…

О. Ефрем: Я прославляю Бога и благодарю Его, что помог нам и спутникам нашей делегации в том, что, во-первых, приехали сюда и закончили все достойно, без существенных проблем, хотя распорядок каждого дня был трудным и напряженным. Когда нам послали эту программу, и мы ответили положительно, утвердили эту программу, некоторые наши отцы сказали: «Не знаем, старче, хорошо ли Вы подумали. Трудно осуществить такую тяжелую программу». Я им ответил, что мы верой живем, подвигаемся, уповая на Божественную милость, невозможное для людей, возможно Богу. И, действительно, благодатью Божией отозвались на все просьбы Церкви вашей. Близко познакомились с вашим народом, почувствовали его благоговение. Везде нас встречало множество людей.

Точный список чудотворной иконы Божией Матери «Отрада или Утешение» останется у вас навсегда в Благовещенском монастыре, в Лядах, где игуменом является владыка Вениамин. Эту икону, которую везде возили с собой, встречали многие верующие и с большой любовью к ней прикладывались.

Встречались и с экзархом митрополитом Филаретом, который действительно является человеком, который любит Церковь, у которого сердце болит за Церковь, и делает он все, чтобы удовлетворить нужды паствы. Он нас принял самым лучшим образом, раздал нам ордена. Встретились и близко познакомились с монашеством, священниками, клириками, были в некоторых образовательных учреждениях, в том числе в двух университетах: Витебска и Минска. Была у нас встреча в Министерстве образования. С радостью узнали о том, что Министерство Образования расположено серьезно, конкретным образом, сотрудничать с Церковью. Было много вопросов. И эти вопросы  — показатель того, что люди серьезно задумываются над духовными темами, жаждут духовной жизни.

В военном училище имени Суворова сегодня совершили Божественную литургию. Встретились с преподавателями и учащимися. Начальник училища, между прочим сказал, что с того времени, как там устроили храм, и совершается Божественная литургия, улучшилось и поведение, и нравственное состояние учеников. Меньше нарушений, и все это благодаря Божественной благодати.

Сейчас Белорусская Церковь возрождается, потому что была под игом атеизма целых 75 лет. И когда мы верим, что постоянно будет улучшаться состояние в Беларуси, и будет она подниматься из славы в славу. Потому что той свободой, которая сейчас есть [в государстве], и Святым Духом, Который есть у Церкви, сможет Церковь родить духовных людей, опытных старцев, которые смогут помочь народу Божиему. Народ в вашей стране и в Греции, где живем мы, ждет утешения от духовных людей.

Мы видим все, что наша планета охвачена кризисом, и этот кризис особенно в Европе чувствуется. Кажется, что это кризис экономический, но это не то, чем кажется. Есть нечто другое, чего не видно. Это кризис духовный, который, буквально, бичует Европу.

Мы, Святая Гора, сопереживаем народу Божиему и наше беспокойство преобразуем в молитвы о мире всего мира.

Сейчас у нас другая миссия. Мы должны сопроводить Святой Пояс в Москву. Пояс хранится обычно у нас в монастыре. И не смотря на то, что совпала миссия в России с приглашением в Беларусь, не отвергли приглашение вашей страны, потому что хотели показать, что Святая Гора присутствует и в Беларуси.

Мне очень жаль, что эта страна, особенно миролюбивая и спокойная, пренебрегается внешними силами, которые борются внешними факторами, чтобы она ослабла экономически.

Я хотел передать обнадеживающую весть, что является истиной: страна ваша может быть сейчас бедная (кстати, это не недостаток и не бесчестие), но и у вашей, и у нашей страны есть великое и неисчерпаемое богатство, которым является Православие. И оттуда должны черпать силы, чтобы наступали на скорпионов, на змей и на всю вражескую силу (ср. Лк. 10:12).

Уезжаем из Беларуси, но оставляем здесь наши сердца. И, как сказали митрополиту Филарету и преосвященному Вениамину, и всему народу Божиему, с которым встретились: «Мы, как обитель Ватопед, будем всегда с вами».

И врата и обители нашей, и наших сердец, всегда будут открыты для наших белорусских братьев. Богородица да будет с вами! Благодарю за то, что вы меня выслушали.

— Вы выступали в парламенте. Там обсуждался вопрос о репродуктивных технологиях. Что там может быть принято, и в какой редакции, а что нет.

— Я забыл, что мы были в парламенте. Не все могу вспомнить. Было столько общений… Все эти дни так быстро прошли, как один день. Была беседа у нас там. Мы выслушали их мнение, и я увидел, что и нашу позицию они приняли к сведению. И нашу позицию насчет искусственного оплодотворения. Они с уважением отнеслись к мнению Святой Горы.

Этот закон может быть принят при некоторых конкретных условиях. Чтобы уважали, во-первых, человеческую личность, а существование человеческой личности начинается с минуты зачатия. Не согласны с тем, что оплодотворяют 10 яйцеклеток, берут 3 — подсаживают во чрево матери, а остальные выбрасывают в мусорный ящик. И чтобы сажали столько, сколько может чрево женщины принять.

Известен случай, когда одна женщина-гречанка прибегла к внутреннему оплодотворению, и посадили к ней три плода. Позвонила она мне и сказала, что врач настаивает на том, чтобы сделала она аборт — убрала одного ребенка. Сказал врач, что если будут все три — не смогут развиваться. Говорю: «Хочешь убить своего ребенка?» «Нет, — говорит, — но врач настаивает». Говорю: «Не соглашайся, но гарантируй здоровье всех троих». К счастью послушалась, и сейчас у нее три благодатных ребенка. Недавно был у них в доме в Афинах. Сейчас детям по 12 лет. В шутку говорю: «Меня благодарите. Я — причина того, что все трое существуете, а так кого-то бы из вас не было». Мама уже знала день и час, когда пойдет делать аборт, но сомнения одолели ее, и позвонила мне…

И еще: нельзя подсаживать семя чужого мужчины, не мужа. На этом настаивают некоторые врачи, но от этого возникает очень много проблем.

Это может стать причиной того, что муж уходит из дома, хотя вначале и был согласен. Один муж не смог выдержать помыслов, зная, что сын, который у него дома, не его родной сын. А жену даже называл блудницей.

С другой стороны, когда ребенок подрастает, и узнает, что его воспитывает не его настоящий отец, проблемы начинаются.

Сказали еще, что есть тема усыновления — беззлобное и непорочное действие. И тогда дети, даже когда подрастают и узнают, что не настоящие у них родители, либо впадают в меланхолию, либо сопротивляются родителям.

Знаю один такой случай. 19-летний молодой человек ушел из дома и теперь не хочет даже разговаривать с приемными родителями. (Это после того, как узнал, что его усыновили.) «Больше, — говорит, — я с вами жить не буду, не буду общаться». Хотя до сих пор с уважением относился к своим родителям, называл их мамой, папой.

Поэтому Церковь, как истинная Мать, чтобы не лишить семью чадорождения (действительно существуют очень серьезные психологические проблемы в семье, когда нет детей), разрешает и искусственно заводить детей, но только при определенных условиях.

— Какие впечатления у вас остались от посещения Свято-Елисаветинского монастыря в Минске?

— Хорошее впечатленее осталось у меня. Там большую работу ведет отец Андрей и сестры. Место скорби. И посреди этого места боли создали они монастырь и многим людям они облегчают боль и помогают. И думаю, что у людей, у которых в жизни есть такие трудности, испытания, таким больным как раз помогает Церковь, чтобы утешались они и тоже радовались жизни.

— По времени Ваш визит совпал с международной конференцией, которая проходила в Минске и была посвящена православно-католическому диалогу. Каково Ваше личное отношение к диалогу Православия с иными христианскими конфессиями? Должны ли здесь быть какие-то рамки и ограничения?

— Мы не против диалогов. Иногда чувствуется, что есть какой-то страх перед диалогом. Мы, православные, не боимся никаких диалогов. Мы готовы общаться с любой конфессией христианской. Потому что Православная Церковь держит истину, ее переживает опытно, и дает истину тем, кто ее просит. Если предусловием обязательным таких диалогов является то, что наша Церковь — Единая Святая Соборная Апостольская Церковь — мы никаких диалогов не боимся.

— Расскажите, как Вы избрали путь монашества, и кто был Вашим духовным отцом?

— Моим духовным отцом был Иосиф Ватопедский, ученик и послушник старца Иосифа Исихаста…

— Во время Ваших переговоров в Министерстве образования были достигнуты договоренности о совместных действиях. Что это за программа?

— Конкретные программы сотрудничества, соглашения, не подписывались с Министерством образования. Это для того, чтобы Министерство образования могло легче и лучше приводить в исполнение свои воспитательные программы. Мы, по сути, играли только посредническую роль.

Владыка Вениамин: Хотя мы и так общаемся, у нас хорошие контакты с Министерством образования, отец Ефрем ознакомился с тем, как у нас развивается сотрудничество и видимо убедился, что у нас есть хорошие результаты, но, как заметил, хотел бы видеть еще лучшие.

О. Ефрем: То, что я увидел, и то, что меня очень обрадовало: государство уважает Церковь и желает сотрудничества с Ней… И думаю, что это взаимообщение, которое началось с нашего приезда в вашу страну, поможет вашей Церкви в деле возрождения, занова паки восстановления.

— Что для Вас значат слова «чистый мир» (физически, духовно,…)? Это какой мир? Кто такой чистый человек?»

— Чистый человек — не безошибочный, безгрешный человек, а тот, кто кается. И который в таинстве исповеди исповедует свои грехи. Каждый день начинает сначала и подготавливается постоянно к Причастию Честного Тела и Крови.

О. Ефрем: В знак выражения нашей любви, в Суворовском военном училище обещали награждать лучшего в учебе и поведении ученика предвыпускного класса. От Центра греческой православной культуры, председателем которого является Фивос Христодулидис, назначена премия в 250 евро.

Матушка София, игуменья Новодевичьего Воскресенского монастыря будет принимать лучших учеников у себя…

Программа наших встреч и мероприятий была очень трудной и даже болезненной…

Встреча со студентами Института теологии

Аудио: X

Я рад за вас, что вы занимаетесь богословием. То, что вы выбрали предмет богословия — это выражение вашего благоговения, благочестия. Это налагает на вас особенную ответственность перед Богом и перед людьми. Тот, кто по-настоящему хочет заниматься богословием, должен, сперва, по-настоящему заняться личной духовной жизнью. Не так, чтобы только за партами вы были богословами, а когда выйдете за стены училища, будете жить как неверующие люди.

Когда-то в школе, очень маленький период, преподавал нам богословие один учитель, очень светского образа жизни. Он преподавал богословие, но жизнь его была далека от преподаваемого им предмета. А вы, дети, живите правильной церковной жизнью. Исповедуйтесь, причащайтесь, будьте осторожны с грехом.

Один журналист спросил недавно: «Что такое чистый мир?» Будьте людьми молитвы, духовного чтения. И то, что вы здесь учите, используйте для вашего личного духовного преуспевания. И тогда станете светом для людей.

на главную